Интеллект социальный

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Интеллект социальный
1) способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей (Д. Гилфорд); 2) результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий (Г. Айзенк).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Интеллект социальный
умственная способность, обеспечивающая осознание социального положения и стимулирующая активность личности по его изменению. В условиях гуманизации образовательного пространства и всей общественной жизни важно достигать соответствия индивидуальных интересов и общих запросов. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Интеллект социальный
способность, определяющая успешность оценки, прогнозирования и понимания поведения людей. Термин предложен Дж. Гилфордом. Г. Айзенк дал другую трактовку этому термину. Он понимает И. с. как результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий. В научной литературе чаше используется определение Гилфорда.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ИНТЕЛЛЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ
(Социальная одаренность) – способность к установлению зрелых, конструктивных взаимоотношений с другими людьми. И. с. выступает как предпосылка высокой успешности во многих областях, она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что профессионально значимо для педагогов, психологов, психотерапевтов, социальных работников. Понятие И. с. охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. И. с. не тождественен интеллектуальному, но связан с ним: исследования показали, что И. с. требует умственного развития выше среднего уровня (Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1999. – 494 с.). И. В. Головнева

Источник: Глоссарий современного образования.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Исследования понятия «социальный интеллект» имеют давнюю, насыщенную событиями и открытиями историю, однако в отечественной психологии интерес к нему резко возрос с конца 90-х годов. Введен данный термин известным американским психологом Эдвардом Ли Торндайком в 1920 г. Он рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других». В разное время сторонники различных психологических школ по-своему трактовали социальный интеллект, в том числе как:
- способность уживаться с другими людьми (Moss F. & Hunt T.,
1927); - способность иметь дело с окружающими (Hunt T., 1928);
- знания о людях (Strang R., 1930);
- способность легко сходиться с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого (-ernon P.E., 1933);
- способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей (Wedeck J., 1947).
Суммируя эти представления, известный американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию (-echsler D., 1958).
Активно интересовались этим явлением многие психологи и в середине ХХ века. Создавший знаменитую многофакторную модель интеллекта Дж.Гилфорд отводит в ней особое место социальному интеллекту. Его модель была разработана как открытая система, и в момент создания автор еще не знал всех входящих в нее элементов. Он предполагал, что их около ста двадцати. По этому поводу он шутливо заметил, что нашел 120 способов быть умным, и тут же добавил: «…к сожалению, есть гораздо больше способов, чтобы быть глупым». Сейчас этих элементов найдено более ста восьмидесяти, но шутливое утверждение Дж.Гилфорда о том, что способов, чтобы быть глупым, еще больше, остается верным.
В его модели интеллекта не менее тридцати способностей, относящихся к социальному интеллекту. Некоторые из них относятся к пониманию поведения, некоторые — к продуктивному мышлению в области поведения и некоторые — к его оценке. Гилфорд особо подчеркивает, что понимание поведения других людей и самого себя имеет в значительной степени невербальный характер.
Перед исследователями всегда стояла задача определения границ социального интеллекта. Ее решение требовало отделить социальный интеллект от абстрактного (IQ) и академического. Работа по созданию методических инструментов для измерения социального интеллекта долгое время не приводила к нужным результатам. Главная причина, видимо, кроется в том, что основной в обследованиях социального интеллекта выступала его вербальная оценка. При диагностических обследованиях специалисты преимущественное внимание уделяли когнитивным характеристикам, таким, как восприятие других людей, понимание мотивов их поведения и т.п. Выявлялось это лишь в результате вербальных измерений, и даже оценка поведенческих аспектов социального интеллекта также осуществлялась с помощью вербальных методов (самоотчета и т.п.). Между тем общеизвестно, что вербальная оценка собственной эмоциональной или социальной сферы и реальные поведенческие характеристики далеко не всегда совпадают. Постепенно все большее место в изучении социального интеллекта стали занимать исследования, базировавшиеся на поведенческих, невербальных способах оценки социального интеллекта. Одними из первых объединили оба подхода к рассмотрению и диагностике социального интеллекта С. Космитский и О.П. Джон (Kosmitzki C. & John O.P., 1993). Они предложили концепцию социального интеллекта, включающую семь составляющих, которые они соединили в две относительно самостоятельные группы: «когнитивные» и «поведенческие».
К когнитивным элементам социального интеллекта ими были отнесены: оценка перспективы, понимание людей, знание специальных правил, открытость в отношениях к окружающим. К поведенческим элементам: способность иметь дело с людьми, социальная приспособляемость, теплота в межличностных отношениях.
Особого внимания заслуживает аргументация сторонников иного подхода. В работе российского психолога Д.В.Ушакова отмечается, что определение социального интеллекта должно быть ограничено. «Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, — отмечает Д.В.Ушаков, — это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их». Только при этих условиях социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, «…образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной» (Д.В.Ушаков, 2004. С. 18). С этим утверждением можно согласиться, если мы ставим перед собой задачу чистоты использования термина, но стремление решать более масштабные задачи, связанные с проблематикой прогнозирования успешности личности, диктует иные подходы.
Особый интерес представляет идея американских психологов К.Джонс и Дж.Д.Дэй (Jones, K. & Day J.D. 1997). В их работе представлена взаимосвязь между двумя характерными факторами социального интеллекта: «кристаллизованными социальными знаниями» (декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях) и «социально-когнитивной гибкостью» (способность применять социальные знания при решении неизвестных проблем).
Видимо, разделение эмоционального и социального интеллекта непродуктивно. Эмоциональный интеллект вполне можно рассматривать как элемент социального интеллекта. Также можно выделить два фактора социального интеллекта. Первый — «кристаллизованные социальные знания» (декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях). Под декларативными следует понимать знания, полученные в результате социального научения, а под опытными — те, что получены в ходе собственной исследовательской практики. Второй — «социально-когнитивная гибкость» (способность применять социальные знания при решении неизвестных проблем).
Характеризуя концепцию социального интеллекта, можно выделить три группы критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие.
Когнитивные:
- социальные знания — знания о людях, знание специальных
правил, понимание других людей;
- социальная память — память на имена и лица;
- социальная интуиция — оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;
- социальное прогнозирование — формулирование планов собственных действий, отслеживание и рефлексия своего развития, оценка неиспользованных альтернативных возможностей.
Эмоциональные:
- социальная выразительность — эмоциональная выразительность, чувствительность, контроль;
- сопереживание — способность входить в положение других
людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);
- способность к саморегуляции — умение регулировать собственные эмоции и настроение.
Поведенческие:
- социальное восприятие — умение слушать собеседника, понимание юмора;
- социальное взаимодействие — способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия — коллективному творчеству;
- социальная адаптация — умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.
Пользуясь выделенными критериями, можно разрабатывать процедуры выявления и количественной оценки каждого из обозначенных параметров социального интеллекта. Особенно важно, что концепция социального интеллекта способна служить общей программой его развития в образовательной деятельности. Результативность этой модели в настоящее время проверяется в эмпирических исследованиях.
А.И.Савенков
Литература: Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. — М., 2004. С. 11–28.
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред. А.М.Матюшкина. — М., 1965. С. 433-456.
Практический интеллект. Под общей редакцией Р. Стернберга. — СПб., 2002.
Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В.Ушакова и Д.В.Люсина. — М., 2004.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
439.09 кб

Анализ понятия «Социальный интеллект»

Матвеева Лариса Геннадьевна
В статье рассмотрены некоторые предпосылки выделения понятия «социальный интеллект», приведены ключевые точки зрения на его понимание, обозначены подходы к его диагностике и сферы его возможного применения в практической психологи
Читать PDF
221.15 кб

Связь социального и общего интеллектов

Саутина Е. С.
Читать PDF
389.80 кб

Основные модели социального интеллекта

Лунёва Ольга Викторовна
Представлены основные модели социального интеллекта, разработанные разными исследователями. Показаны общие и отличительные черты моделей. Составлен частотный рейтинг понятий, используемых при описании социального интеллекта.
Читать PDF
270.37 кб

Социальный интеллект молодых спортсменов

Грецов Андрей Геннадьевич, Зайко Дмитрий Сергеевич, Дмитриев Игорь Викторович, Чежина Яна Владимировна
Исследуются показатели социального интеллекта молодых спортсменов-футболистов, обучающихся в специализированной спортивной школе (7-10 классы). Используется методика Гилфорда-Салливана.
Читать PDF
100.48 кб

Концепция социального интеллекта личности

Лунева Ольга Викторовна
В статье представлено содержание авторской концепции социального интеллекта личности; раскрываются детерминанты социального поведения личности в коммуникативном пространстве.
Читать PDF
288.18 кб

Возрастные аспекты социального интеллекта

Иванов А. А.
С возрастом социальный интеллект не претерпевает значительных изменений в отличие от общего интеллекта.
Читать PDF
172.99 кб

Социальные функции интеллектуальной элиты

Орлов Михаил Игоревич
Интеллектуальные элиты являются важным элементом общественной жизни, выполняющим целый ряд социальных функций: систематического внедрения инноваций, критики и селекции культурных достижений, сохранения традиции.
Читать PDF
126.30 кб

Совместимы ли социальный интеллект и мораль?

Субботский Евгений Васильевич, Чеснокова Ольга Борисовна
Рассмотрены проблемы применения социального интеллекта в форме обмана и манипуляции у взрослых и у детей. Отмечено, когда обман не противоречит морали.
Читать PDF
289.29 кб

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И РЕВОЛЮЦИИ

Уолцер Майкл
Автор размышляет о значении интеллектуалов для формирования революционной ситуации.
Читать PDF
3.43 мб

Социальный интеллект как предмет исследования

Кудинова Ирина Борисовна, Вотчин Илья Степанович
Читать PDF
160.92 кб

Социальный интеллект условие успешной карьеры

Лунева Ольга Викторовна
Читать PDF
1.96 мб

Становление социального интеллекта в онтогенезе

Манина Ксения Евгеньевна
В статье обосновывается актуальность изучения феномена социального интеллекта в контексте изменяющихся условий современного мира.
Читать PDF
470.12 кб

Социальный интеллект и моральное развитие ребенка

Субботский Евгений Васильевич, Чеснокова Ольга Борисовна
Одной из ключевых составляющих социального интеллекта является способность индивида понимать интересы и намерения партнера по общению и использовать это понимание в целях ненасильственного преодоления сопротивления последнего в те
Читать PDF
229.20 кб

Научное становление понятия «социальный интеллект»

Саутина Е. С.
Читать PDF
565.35 кб

Социальный интеллект будущих клинических психологов

Малинина Елизавета Алексеевна