ИНСТРУКТАЖ
ИНСТРУКТАЖ
метод профессионального практического обучения, предполагающий описание и показ содержания практической деятельности и ее составных компонентов [5, c. 39; 82, c. 275].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ИНСТРУКТАЖ
обучающая процедура, устанавливающая порядок и способы выполнения какой-либо задачи или задания; проводится компетентным лицом, осуществляющим руководство учебной группой, или индивидуальным наставником (мастером). Включает ряд элементов: объяснение, беседу, демонстрацию приемов, показ наглядных пособий; подразделяется на вводный, текущий, заключительный инструктаж.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ИНСТРУКТАЖ
метод профессионального практического обучения, предполагающий описание и показ содержания предстоящей практической деятельности и ее составных компонентов (результат труда, способы действия, предмет и средства труда), а также организация труда (создание необходимых условий, установление последовательности действий, соблюдение технологических правил и правил техники безопасности).
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
ИНСТРУКТАЖ
вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Методика И. зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий, заключительный. Гл. значение вводного И. - помощь учащимся в организации собственной учебной деятельности, сознательного усвоении особенностей рациональных способов выполнения работы. Текущий И. проводится по усмотрению преподавателя или по просьбе учащихся и является, как правило, индивидуальным. Содержит анализ наиболее часто встречающихся ошибок и затруднений. Не следует сводить текущий И. к работе с неуспевающими, его нужно использовать для закрепления ряда умений и навыков всей группой учащихся. Заключительный И. обычно проводится при подведении итогов работы в форме беседы: разбираются типичные недостатки в работе учащихся. В целях И. применяется учебно-техническая документация: учебные рабочие чертежи, карточки-задания, инструкционные и т.п. карты. Достоинством этой формы И. является возможность многократного использования инструкционного материала каждым учащимся; тщательная и продуманная формулировка указаний.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ИНСТРУКТАЖ
обучающая процедура, устанавливающая порядок и способы выполнения какой-либо задачи или задания; проводится компетентным лицом, осуществляющим руководство учебной группой, или индивидуальным наставником (мастером). Включает ряд элементов: объяснение, беседу, демонстрацию приемов, показ наглядных пособий; подразделяется на: вводный, текущий, заключительный И.
Инструкция — нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства и актов вышестоящих органов государственного управления; собрание правил, регламентирующих производственнотехническую деятельность.
Инструктор — специалист, осуществляющий руководство, по большей части индивидуальное, производственной практикой при подготовке и повышении квалификации работников.
Инструктивные материалЫ-общее название для совокупности печатных, записанных на аудио- и видеокассеты или каким-либо другим способом размноженных текстов и изображений, предназначенных для оказания консультационной помощи лицам, занятым учебной, образовательной или воспитательной деятельностью.
Инструкция — нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства и актов вышестоящих органов государственного управления; собрание правил, регламентирующих производственнотехническую деятельность.
Инструктор — специалист, осуществляющий руководство, по большей части индивидуальное, производственной практикой при подготовке и повышении квалификации работников.
Инструктивные материалЫ-общее название для совокупности печатных, записанных на аудио- и видеокассеты или каким-либо другим способом размноженных текстов и изображений, предназначенных для оказания консультационной помощи лицам, занятым учебной, образовательной или воспитательной деятельностью.
ИНСТРУКТАЖ
(от франц. instruire – обучать, наставлять) – вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Включает элементы беседы, показ приемов работы, порядка действий, демонстрацию предметов труда, технологических процессов, а также продуктов труда (готовых изделий, деталей), наглядных пособий и др.
Методика И. зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий и заключительный.
Вводный И. имеет целью ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы и средствами ее выполнения (оборудованием, инструментом, приспособлениями и т.п.); объяснить и показать техническую документацию и требования, которым должен удовлетворять продукт труда; приемы и последовательность выполнения работы в целом и отдельных ее частей, правила и способы контроля, технику безопасности; предупредить о возможных ошибках. Особое место занимает демонстрация преподавателем выполнения отдельных операций, в том числе расчлененный или замедленный показ. В необходимых случаях И. проводится с использованием моделей, схем, таблиц и т.п., а также учебного кино.
Главное значение вводного И. – помощь учащимся в организации собственно учебной деятельности, сознательном усвоении особенностей рациональных способов выполнения работы. Он способствует правильному формированию навыков и умений, воспитанию аккуратности, бережливости, точности. Проводится как перед производительным трудом, так и перед тренировочными упражнениями, работой с раздаточным материалом, постановкой физических, химических и биологических опытов, перед самостоятельной учебной работой с книгами, справочной литературой и т.п. (см. Вводный инструктаж).
Текущий И. проводится по усмотрению преподавателя или по просьбе учащихся и является, как правило, индивидуальным. В планах занятий выделяется часть времени на этот вид работы, в основе которой – анализ наиболее часто встречающихся ошибок и затруднений. Таким образом, планирование И. должно учитывать результаты систематического и дифференцированного наблюдения преподавателя за работой каждого учащегося. Текущий И. не должен сводиться к работе с неуспевающими, его нужно использовать для закрепления ряда умений и навыков всей группой учащихся (см. Текущий инструктаж).
Заключительный И. обычно проводится в форме беседы. При этом разбираются типичные недостатки, имевшие место в работе учащихся. Преподаватель, подводя итоги выполнения учебных заданий, может ставить перед учащимися вопросы по программе и отвечать на возникшие вопросы. Такая беседа помогает учащемуся критически иобъективно оценить результаты работы. При заключительном И. могут даваться задания, указания и рекомендации по подготовке к очередному этапу обучения (см.
Заключительный инструктаж).
При проведении И. применяется учебно-техническая документация: учебные рабочие чертежи, эскизы и т.п., карточки-задания, инструкционные и т.п. карты, содержащие схемы, рисунки, чертежи, фото. К достоинствам этой формы И. относится возможность многократного использования инструкционного материала каждым учащимся в отдельности и в любое время; тщательно продуманная формулировка указаний. Использование инструкционных карт – составная часть вводного и текущего И. Они эффективны при объяснении последовательности выполнения всей работы, когда ее элементы или отдельные операции известны учащемуся (сборочные и монтажные инструкции, технологические карты и т.п.), а также для сообщения справочных данных, дополнительных сведений и указаний. Учащимся среднего и старшего возраста инструкционные карты могут служить пособием для самостоятельного изучения и совершенствования приемов выполнения работы, средством активизации овладения навыками.
Лит.: Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. – М., 1981; Казакевич В.М., Поляков В.А., Ставровский А.Е. Основы методики трудового обучения.
– М., 1983.
С.А. Шапоринский
Методика И. зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий и заключительный.
Вводный И. имеет целью ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы и средствами ее выполнения (оборудованием, инструментом, приспособлениями и т.п.); объяснить и показать техническую документацию и требования, которым должен удовлетворять продукт труда; приемы и последовательность выполнения работы в целом и отдельных ее частей, правила и способы контроля, технику безопасности; предупредить о возможных ошибках. Особое место занимает демонстрация преподавателем выполнения отдельных операций, в том числе расчлененный или замедленный показ. В необходимых случаях И. проводится с использованием моделей, схем, таблиц и т.п., а также учебного кино.
Главное значение вводного И. – помощь учащимся в организации собственно учебной деятельности, сознательном усвоении особенностей рациональных способов выполнения работы. Он способствует правильному формированию навыков и умений, воспитанию аккуратности, бережливости, точности. Проводится как перед производительным трудом, так и перед тренировочными упражнениями, работой с раздаточным материалом, постановкой физических, химических и биологических опытов, перед самостоятельной учебной работой с книгами, справочной литературой и т.п. (см. Вводный инструктаж).
Текущий И. проводится по усмотрению преподавателя или по просьбе учащихся и является, как правило, индивидуальным. В планах занятий выделяется часть времени на этот вид работы, в основе которой – анализ наиболее часто встречающихся ошибок и затруднений. Таким образом, планирование И. должно учитывать результаты систематического и дифференцированного наблюдения преподавателя за работой каждого учащегося. Текущий И. не должен сводиться к работе с неуспевающими, его нужно использовать для закрепления ряда умений и навыков всей группой учащихся (см. Текущий инструктаж).
Заключительный И. обычно проводится в форме беседы. При этом разбираются типичные недостатки, имевшие место в работе учащихся. Преподаватель, подводя итоги выполнения учебных заданий, может ставить перед учащимися вопросы по программе и отвечать на возникшие вопросы. Такая беседа помогает учащемуся критически иобъективно оценить результаты работы. При заключительном И. могут даваться задания, указания и рекомендации по подготовке к очередному этапу обучения (см.
Заключительный инструктаж).
При проведении И. применяется учебно-техническая документация: учебные рабочие чертежи, эскизы и т.п., карточки-задания, инструкционные и т.п. карты, содержащие схемы, рисунки, чертежи, фото. К достоинствам этой формы И. относится возможность многократного использования инструкционного материала каждым учащимся в отдельности и в любое время; тщательно продуманная формулировка указаний. Использование инструкционных карт – составная часть вводного и текущего И. Они эффективны при объяснении последовательности выполнения всей работы, когда ее элементы или отдельные операции известны учащемуся (сборочные и монтажные инструкции, технологические карты и т.п.), а также для сообщения справочных данных, дополнительных сведений и указаний. Учащимся среднего и старшего возраста инструкционные карты могут служить пособием для самостоятельного изучения и совершенствования приемов выполнения работы, средством активизации овладения навыками.
Лит.: Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. – М., 1981; Казакевич В.М., Поляков В.А., Ставровский А.Е. Основы методики трудового обучения.
– М., 1983.
С.А. Шапоринский
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.