ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫИНСТРУКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ИНСТРУКТАЖ

Найдено 5 определений термина ИНСТРУКТАЖ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Инструктаж

обучающая процедура, устанавливающая порядок и способы выполнения какой-либо задачи или задания; проводится компетентным лицом, осуществляющим руководство, учебной группой, или индивидуальным наставником (мастером). Включает ряд элементов: объяснение, беседу, демонстрацию приемов, показ наглядных пособий; подразделяется на вводный, текущий, заключительный И.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ИНСТРУКТАЖ

метод профессионального практического обучения, предполагающий описание и показ содержания практической деятельности и ее составных компонентов [5, c. 39; 82, c. 275].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ИНСТРУКТАЖ

обучающая процедура, устанавливающая порядок и способы выполнения какой-либо задачи или задания; проводится компетентным лицом, осуществляющим руководство учебной группой, или индивидуальным наставником (мастером). Включает ряд элементов: объяснение, беседу, демонстрацию приемов, показ наглядных пособий; подразделяется на вводный, текущий, заключительный инструктаж.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ИНСТРУКТАЖ

вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Методика И. зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий, заключительный. Гл. значение вводного И. - помощь учащимся в организации собственной учебной деятельности, сознательного усвоении особенностей рациональных способов выполнения работы. Текущий И. проводится по усмотрению преподавателя или по просьбе учащихся и является, как правило, индивидуальным. Содержит анализ наиболее часто встречающихся ошибок и затруднений. Не следует сводить текущий И. к работе с неуспевающими, его нужно использовать для закрепления ряда умений и навыков всей группой учащихся. Заключительный И. обычно проводится при подведении итогов работы в форме беседы: разбираются типичные недостатки в работе учащихся. В целях И. применяется учебно-техническая документация: учебные рабочие чертежи, карточки-задания, инструкционные и т.п. карты. Достоинством этой формы И. является возможность многократного использования инструкционного материала каждым учащимся; тщательная и продуманная формулировка указаний.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ИНСТРУКТАЖ

от франц. instruire — обучать, наставлять), вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Включает элементы беседы, показ приемов работы, порядка действий, демонстрацию предметов труда, технол. процессов, а также продуктов труда (готовых изделий, деталей), наглядных пособий и др. Методика И. зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий и заключительный.

Вводный И. имеет целью ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы и средствами ее выполнения (оборудованием, инструментом, приспособлениями и т. п.); объяснить и показать техн. документацию и требования, к-рым должен удовлетворять продукт труда; приемы и последовательность выполнения работы в целом и отд. ее частей, правила и способы контроля, технику безопасности; предупредить о возможных ошибках. Особое место занимает демонстрация преподавателем выполнения отд. операций, в т. ч. расчлененный или замедленный показ. В необходимых случаях И. проводится с использованием моделей, схем, таблиц и т. п., а также уч. кино.

Гл. значение вводного И.— помощь учащимся в организации собств. уч. деятельности, сознательном усвоении особенностей рациональных способов выполнения работы. Он способствует правильному формированию умений и навыков, воспитанию аккуратности, бережливости, точности. Проводится как перед производительным трудом, так и перед тренировочными упражнениями, работой с раздаточным материалом, постановкой физ., хим. и биол. опытов, перед самостоят. уч. работой с книгами, справочной лит-рой и т. п.

Текущий И. проводится по усмотрению преподавателя или по просьбе учащихся и является, как правило, индивидуальным. В планах занятий выделяется часть времени на этот вид работы, в основе к-рой — анализ наиб. часто встречающихся ошибок и затруднений. Т. о., планирование И. должно учитывать результаты систематич. и дифференцир. наблюдения преподавателя за работой каждого учащегося. Текущий И. не должен сводиться к работе с неуспевающими, его нужно использовать для закрепления ряда умений и навыков всей группой учащихся.

Заключительный И. обычно проводится в форме беседы. При этом разбираются типичные недостатки, имевшие место в работе учащихся. Преподаватель, подводя итоги выполнения уч. заданий, может ставить перед учащимися вопросы по программе и отвечать на возникшие вопросы. Такая беседа помогает учащемуся критически и объективно оценить результаты работы. При заключительном И. могут даваться задания, указания и рекомендации по подготовке к очередному этапу обучения.

В целях И. применяется уч.-техн. документация: уч. рабочие чертежи, эскизы и т. п., карточки-задания, инструкционные и т. п. карты, содержащие схемы, рисунки, чертежи, фото. К достоинствам этой формы И. относится возможность многократного использования инструкц. материала каждым учащимся в отдельности и в любое время; тщательная, продуманная формулировка указаний. Использование инструкц. карт — составная часть вводного и текущего И. Они эффективны при объяснении последовательности выполнения всей работы, когда ее элементы или отд. операции известны учащемуся (сборочные и монтажные инструкции, технол. карты и т. п.), а также для сообщения справочных данных, доп. сведений и указаний. Учащимся среднего и старшего возраста инструкц. карты могут служить пособием для самостоят. изучения и совершенствования приемов выполнения работы, средством активизации овладения навыками.

Лит.: Шапоринский С. А., Вопросы теории производств. обучения, М., 1981; Казакевич В. М., Поляков В. А., Ставровский А. Е., Основы методики трудового обучения, М., 1983.

С. А. Шапоринский.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ИНСТРУКТАЖ — 0

Найдено научныех статей по теме ИНСТРУКТАЖ — 0

Найдено книг по теме ИНСТРУКТАЖ — 0

Найдено презентаций по теме ИНСТРУКТАЖ — 0

Найдено рефератов по теме ИНСТРУКТАЖ — 0