ИНСТРУКТАЖ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИНСТРУКТАЖ
метод профессионального практического обучения, предполагающий описание и показ содержания практической деятельности и ее составных компонентов [5, c. 39; 82, c. 275].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ИНСТРУКТАЖ
обучающая процедура, устанавливающая порядок и способы выполнения какой-либо задачи или задания; проводится компетентным лицом, осуществляющим руководство учебной группой, или индивидуальным наставником (мастером). Включает ряд элементов: объяснение, беседу, демонстрацию приемов, показ наглядных пособий; подразделяется на вводный, текущий, заключительный инструктаж.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ИНСТРУКТАЖ
метод профессионального практического обучения, предполагающий описание и показ содержания предстоящей практической деятельности и ее составных компонентов (результат труда, способы действия, предмет и средства труда), а также организация труда (создание необходимых условий, установление последовательности действий, соблюдение технологических правил и правил техники безопасности).

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ИНСТРУКТАЖ
вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Методика И. зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий, заключительный. Гл. значение вводного И. - помощь учащимся в организации собственной учебной деятельности, сознательного усвоении особенностей рациональных способов выполнения работы. Текущий И. проводится по усмотрению преподавателя или по просьбе учащихся и является, как правило, индивидуальным. Содержит анализ наиболее часто встречающихся ошибок и затруднений. Не следует сводить текущий И. к работе с неуспевающими, его нужно использовать для закрепления ряда умений и навыков всей группой учащихся. Заключительный И. обычно проводится при подведении итогов работы в форме беседы: разбираются типичные недостатки в работе учащихся. В целях И. применяется учебно-техническая документация: учебные рабочие чертежи, карточки-задания, инструкционные и т.п. карты. Достоинством этой формы И. является возможность многократного использования инструкционного материала каждым учащимся; тщательная и продуманная формулировка указаний.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИНСТРУКТАЖ
обучающая процедура, устанавливающая порядок и способы выполнения какой-либо задачи или задания; проводится компетентным лицом, осуществляющим руководство учебной группой, или индивидуальным наставником (мастером). Включает ряд элементов: объяснение, беседу, демонстрацию приемов, показ наглядных пособий; подразделяется на: вводный, текущий, заключительный И.
Инструкция — нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства и актов вышестоящих органов государственного управления; собрание правил, регламентирующих производственнотехническую деятельность.
Инструктор — специалист, осуществляющий руководство, по большей части индивидуальное, производственной практикой при подготовке и повышении квалификации работников.
Инструктивные материалЫ-общее название для совокупности печатных, записанных на аудио- и видеокассеты или каким-либо другим способом размноженных текстов и изображений, предназначенных для оказания консультационной помощи лицам, занятым учебной, образовательной или воспитательной деятельностью.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ИНСТРУКТАЖ
(от франц. instruire – обучать, наставлять) – вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Включает элементы беседы, показ приемов работы, порядка действий, демонстрацию предметов труда, технологических процессов, а также продуктов труда (готовых изделий, деталей), наглядных пособий и др.
Методика И. зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий и заключительный.
Вводный И. имеет целью ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы и средствами ее выполнения (оборудованием, инструментом, приспособлениями и т.п.); объяснить и показать техническую документацию и требования, которым должен удовлетворять продукт труда; приемы и последовательность выполнения работы в целом и отдельных ее частей, правила и способы контроля, технику безопасности; предупредить о возможных ошибках. Особое место занимает демонстрация преподавателем выполнения отдельных операций, в том числе расчлененный или замедленный показ. В необходимых случаях И. проводится с использованием моделей, схем, таблиц и т.п., а также учебного кино.
Главное значение вводного И. – помощь учащимся в организации собственно учебной деятельности, сознательном усвоении особенностей рациональных способов выполнения работы. Он способствует правильному формированию навыков и умений, воспитанию аккуратности, бережливости, точности. Проводится как перед производительным трудом, так и перед тренировочными упражнениями, работой с раздаточным материалом, постановкой физических, химических и биологических опытов, перед самостоятельной учебной работой с книгами, справочной литературой и т.п. (см. Вводный инструктаж).
Текущий И. проводится по усмотрению преподавателя или по просьбе учащихся и является, как правило, индивидуальным. В планах занятий выделяется часть времени на этот вид работы, в основе которой – анализ наиболее часто встречающихся ошибок и затруднений. Таким образом, планирование И. должно учитывать результаты систематического и дифференцированного наблюдения преподавателя за работой каждого учащегося. Текущий И. не должен сводиться к работе с неуспевающими, его нужно использовать для закрепления ряда умений и навыков всей группой учащихся (см. Текущий инструктаж).
Заключительный И. обычно проводится в форме беседы. При этом разбираются типичные недостатки, имевшие место в работе учащихся. Преподаватель, подводя итоги выполнения учебных заданий, может ставить перед учащимися вопросы по программе и отвечать на возникшие вопросы. Такая беседа помогает учащемуся критически иобъективно оценить результаты работы. При заключительном И. могут даваться задания, указания и рекомендации по подготовке к очередному этапу обучения (см.
Заключительный инструктаж).
При проведении И. применяется учебно-техническая документация: учебные рабочие чертежи, эскизы и т.п., карточки-задания, инструкционные и т.п. карты, содержащие схемы, рисунки, чертежи, фото. К достоинствам этой формы И. относится возможность многократного использования инструкционного материала каждым учащимся в отдельности и в любое время; тщательно продуманная формулировка указаний. Использование инструкционных карт – составная часть вводного и текущего И. Они эффективны при объяснении последовательности выполнения всей работы, когда ее элементы или отдельные операции известны учащемуся (сборочные и монтажные инструкции, технологические карты и т.п.), а также для сообщения справочных данных, дополнительных сведений и указаний. Учащимся среднего и старшего возраста инструкционные карты могут служить пособием для самостоятельного изучения и совершенствования приемов выполнения работы, средством активизации овладения навыками.
Лит.: Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. – М., 1981; Казакевич В.М., Поляков В.А., Ставровский А.Е. Основы методики трудового обучения.
– М., 1983.
С.А. Шапоринский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
597.35 кб

Об одном подходе к автоматизированной генерации тестовых заданий для контента инструктивного типа

Алсынбаева Людмила Георгиевна
Рассматривается один из подходов к автоматизированной генерации тестовых заданий для контента инструктивного типа в системах электронного корпоративного обучения.
Читать PDF
4.05 мб

Квазипрофессиональные инструктивные сборы как условие качественной подготовки студентов к летней пед

Чандра Маргарита Юрьевна, Сергеева Елена Викторовна
Представлен подход Волгоградского государственного социально-педагогического университета к организации квазипрофессиональной деятельности студентов в рамках их подготовки к летней педагогической практике.
Читать PDF
640.22 кб

Некоторые особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия фитнес-инструкто

Тулин Денис Сергеевич, Петухова Надежда Александровна
В статье раскрываются особенности и специфика моделирования системы принципов педагогического взаимодействия фитнес-инструктора и клиентов, предопределяющие качество и возможность получения позитивных результатов в структуре взаим
Читать PDF
293.20 кб

Обучение преподавателей, инструкторов, наставников -условие повышения эффективной работы организации

Погорелова Т. М.
Читать PDF
135.15 кб

Социальнопедагогические условия подготовки инструкторов по детскому фитнесу

Левченкова Т.В.
Читать PDF
279.91 кб

Педагогические аспекты подготовки инструктора ПО фитнесУ, КАСАЮЩИЕСЯ использованиЯ музыкального сопр

Сайкина Е. Г., Смирнова Ю. В.
Читать PDF
260.54 кб

Разработка профессиограммы инструктора-проводника спортивно-оздоровительного (активного) туризма

Шеманаев Владимир Кириллович
В числе других изменений в статью 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред.
Читать PDF
903.39 кб

Психолого-педагогические основания построения профессиограммы инструктора детско-юношеского туризма

Беккер Игорь Львович, Кондратьев Максим Евгеньевич
В статье обосновываются теоретико-методологические подходы к разработке профессиограммы инструктора детско-юношеского туризма
Читать PDF
666.00 кб

Составляющие профессионально-валеологического портрета инструктора по физической культуре

Семанишин Тарас Михайлович, Попель Сергей Любомирович
Цель : выявить компоненты готовности будущего специалиста физического воспитания к валеологической деятельности в дошкольных учебных заведениях. Материал : обзор и теоретический анализ научной литературы.
Читать PDF
803.41 кб

Некоторые проблемы формирования управленческой компетенции инструктора-проводника спортивно-оздорови

Логвинов Виктор Сергеевич, Семиреков Владимир Александрович, Тарасов Ариан Егорович, Шеманаев Владимир Кириллович
В статье рассматриваются проблемы формирования управленческой компетенции инструктора-проводника спортивно-оздоровительного туризма. Определены методы и наиболее важные аспекты подготовки руководителя туристских маршрутов.
Читать PDF
354.41 кб

Педагогическая деятельность инструктора производственного обучения

Сячина Татьяна Юрьевна
В статье рассматривается проблема педагогической подготовки специалиста, реализующего обучение на рабочем месте.
Читать PDF
153.54 кб

Деятельность инструктора физической культуры и спорта по управлению спортивно-массовой работой в усл

Соломченко М. А.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу обоснования профессионально-педагогической системы многоуровневой подготовки инструкторов-

Шеманаев Владимир Кириллович
Приведено обоснование профессионально-педагогической системы многоуровневой подготовки инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма в связи с введением в 2007 г.
Читать PDF
0.00 байт

Система модульного обучения будущих инструкторов по адаптивной физической культуре по развитию ключе

Деобальд Н. В.
Статья посвящена развитию ключевых компетенций будущих инструкторов по адаптивной физической культуре в рамках модульного обучения в системе повышения квалификации.
Читать PDF
0.00 байт

Методика подготовки инструкторов-методистов по обучению технике катания на горных лыжах

Макеева В. С., Данилин В. И.
В работе дано обоснование и проверка эффективности реализации модели подготовки для инструкторовметодистов различного уровня подготовленности на основе программы обучения технике катания и методики обучения на горных лыжах.

Похожие термины:

  • ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ (инструктирование) учащихся

    основная форма обучающей деятельности мастера в процессе урока (занятия) производственного обучения. Основная дидактическая цель Т.и. – обеспечить постоянное продвижение в овладении профессией
  • ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

    1) Элемент урока производственного обучения. 2) Учебная деятельность мастера производственного обучения на начальном этапе урока (занятия). Основная цель вводного инструктажа – формирование орие
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

    (инструктирование) – элемент организационной структуры урока производственного обучения; обучающая деятельность мастера производственного обучения на завершающем этапе урока. Основная дидакт
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ (ИНСТРУКТИРОВАНИЕ)

    1) Элемент организационной структуры урока производственного обучения. 2) Обучающая деятельность мастера производственного обучения на завершающем этапе урока. Основная дидактическая цель заклю
  • ИНСТРУКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    общее название для совокупности печатных, записанных на аудио- и видеокассеты или каким-либо другим способом размноженных текстов и изображений, предназначенных для оказания консультативной пом
  • ИНСТРУКТОР

    (от лат. instructor – организатор, устроитель) – специалист, осуществляющий руководство, по большей части индивидуальное, производственной практикой при подготовке и повышении квалификации работник
  • ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

    педагогический работник, занимающийся обучением детей спортивным навыкам и технике выполнения упражнений в соответствии с программой и методиками физического воспитания.
  • ИНСТРУКТОР ПО ТРУДУ

    педагогический работник, в чьи должностные обязанности входят формирование у воспитанников трудовых умений и навыков, подготовка их к практическому применению полученных знаний, а также проведе
  • ИНСТРУКТОР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    (от лат. instructor – устроитель) осуществляет на предприятии профессиональную подготовку квалифицированных рабочих и их воспитание. Различают штатных И.п.о., освобожденных от выполнения других работ,
  • ИЗУЧЕНИЕ БРИГАДИРОМ (инструктором) ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО РАБОЧЕГО

    Деятельность бригадира начинается с изучения личности молодого рабочего, которое предусматривает: объективность – всесторонность изучения личности в различных условиях; диалектичность – изуч