ИНСТРУКЦИЯ
Инструкция
Instruction) — документированная процедура, предназначенная для применения на конкретном рабочем месте.
Инструкция
(Instruction) документ, регламентирующий способ, порядок выполнения какой-либо деятельности или работы.
Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.
ИНСТРУКЦИЯ
(от лат. instructio – наставление). Вид речевого сообщения, указание о порядке выполнения работы, действий, пользования аппаратом, прибором и др. Ср. аргументация, объяснение, описание, повествование.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ИНСТРУКЦИЯ
в психологическом тестировании) руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на обследование [10, c. 119].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ИНСТРУКЦИЯ
1) нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства и актов вышестоящих органов государственного управления; 2) собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ИНСТРУКЦИЯ
от лат. instructio — наставление) — совокупность правил осуществления определенных видов деятельности, проведения работ, служебного поведения, изложенных в специальных нормативных документах; инструкции призваны, с одной стороны, конкретизировать, разъяснять, дополнять изданные в стране законодательные и нормативные акты, постановления и, с другой стороны, давать руководящие указания исполнителям, как они должны действовать в тех или иных ситуациях, в том числе «нештатных», аварийных.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ИНСТРУКЦИЯ
лат. instructio наставление). Указание о порядке выполнения работы. Цель и. — гарантирование испытуемым идентичных условий контроля. В тестовых материалах приводятся несколько видов инструкций: инструкция экзаменующемуся (в ней излагается порядок регистрации перед экзаменом, заполнение контрольного листа, возможность пользоваться словарем, делать исправления в контрольном листе и т. д.), инструкция экзаменатора (указание на время начала и конца работы, способ выполнения задания — запись на магнитофон, работа с матрицей I контрольным листом и т. д.) и инструкция к конкретному тестовому заданию, например: «Прочитайте объявления в рекламном проспекте. Выберите подходящее для данной ситуации» или «Расскажите по телефону другу, как вы устроились в гостинице» (приводится программа предполагаемого сообщения).
Источник: Словарь терминов и понятий тестологии
ИНСТРУКЦИЯ
речевой жанр руководства к исполнению какого-л. действия. Существует два типа И.
Первый тип И. (И.1) является первичным устным жанром руководящих указаний, предписаний совершения определённых действий в целях говорящего, который обладает более высоким статусом и обычно не вмешивается в само действие. И.1 при этом является обязательной для исполнения и включает только действия, которые адресат может выполнить. В отличие от Приказа (см.), И.1 не только предписывает совершить какое-л. действие, но и поясняет, как именно его нужно исполнить. За неисполнение И.1 обычно предусмотрены санкции, напр., выговор, штраф или увольнение сотрудника.
И. второго типа (И.2) является вторичным письменным жанром, имеющим стандартизированную форму. И.2 также содержит сведения о правилах и способах осуществления ка-кого-л. действия, но, в отличие от И.2 автор, чей высокий статус в данном случае обеспечивается его компетентностью, действует в интересах самого адресата. Автор И.2, как правило, безличен. Неисполнение И.2 или неточное следование ей может повлечь за собой неприятные для адресата последствия — от отсутствия нужного результата до угрозы жизни.
И. обоих типов в языковом плане характеризуются императивными, инфинитивными конструкциями и модальными предикатами долженствования при отсутствии показателей вежливости. Примером И. может служить рекомендация по применению шампуня: Нанесите на мокрые волосы, помассируйте, тщательно смойте.
Лит.: Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2008; Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Стилистика официально-деловой речи: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М., 2011; КРРЭСС. М., 2003; Кушнерук С.П. Документная лингвистика. М., 2010; Рехтин Л.В. Речевой жанр инструкции: полевая организация: КД. Горно-Алтайск, 2005.
Е.Е. Ермакович
Первый тип И. (И.1) является первичным устным жанром руководящих указаний, предписаний совершения определённых действий в целях говорящего, который обладает более высоким статусом и обычно не вмешивается в само действие. И.1 при этом является обязательной для исполнения и включает только действия, которые адресат может выполнить. В отличие от Приказа (см.), И.1 не только предписывает совершить какое-л. действие, но и поясняет, как именно его нужно исполнить. За неисполнение И.1 обычно предусмотрены санкции, напр., выговор, штраф или увольнение сотрудника.
И. второго типа (И.2) является вторичным письменным жанром, имеющим стандартизированную форму. И.2 также содержит сведения о правилах и способах осуществления ка-кого-л. действия, но, в отличие от И.2 автор, чей высокий статус в данном случае обеспечивается его компетентностью, действует в интересах самого адресата. Автор И.2, как правило, безличен. Неисполнение И.2 или неточное следование ей может повлечь за собой неприятные для адресата последствия — от отсутствия нужного результата до угрозы жизни.
И. обоих типов в языковом плане характеризуются императивными, инфинитивными конструкциями и модальными предикатами долженствования при отсутствии показателей вежливости. Примером И. может служить рекомендация по применению шампуня: Нанесите на мокрые волосы, помассируйте, тщательно смойте.
Лит.: Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2008; Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Стилистика официально-деловой речи: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М., 2011; КРРЭСС. М., 2003; Кушнерук С.П. Документная лингвистика. М., 2010; Рехтин Л.В. Речевой жанр инструкции: полевая организация: КД. Горно-Алтайск, 2005.
Е.Е. Ермакович
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.