ИНСПЕКТИРОВАНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИНСПЕКТИРОВАНИЕ
(лат. inspectio осмотр, обозрение) проверка соответствия деятельности учреждений системы образования нормам законодательства.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Инспектирование
проверка соответствия деятельности образовательных учреждений нормам законодательного права и др. правовым актам. Институт – самостоятельное учреждение высшего профессионального образования или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующие профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее определенный вид деятельности; совокупность норм и права в какой-либо области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ИНСПЕКТИРОВАНИЕ
проверка соответствия деятельности учреждений системы образования нормам законодательства и других правовых актов. Организуется инспекциями, действующими от имени органа управления образованием или уполномоченного должностного лица. Различают И. контрольное (проверка деятельности учреждений по исполнению законодательных и других правовых актов) и надзорное (проверка законности действия соответствующих должностных лиц). Законом РФ об образовании (1992) установлено, что федеральные (центральные) органы управления образованием вправе инспектировать любые образовательные учреждения и любой другой орган управления образованием на территории Рос. Федерации по вопросам своей компетенции в порядке надзора. Введены ограничения как на вмешательство вышестоящих органов в действия нижестоящих, так и на круг объектов И. Образовательные учреждения являются самостоятельными в осуществлении учебного процесса, подборе и расстановке кадров, в научной, хозяйственной и другой деятельности в пределах, определенных рос. законодательством и уставами этих учреждений. С введением лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений на государственные территориальные органы управления образованием возложены непосредственно (или могут быть делегированы) обязанности контроля и экспертизы, во многом аналогичные И. Эти функции могут затрагивать соответствие предлагаемых учебным заведением условий учебно-воспитательного процесса государственным и местным требованиям к строительным, санитарным нормам, охране здоровья воспитанников и персонала учреждений, вопросы укомплектованности штатов и др. Функции федерального (центрального) надзорного и контрольного органа выполняет Государственная инспекция при Министерстве образования РФ (создана в 1990). И. негосударственных образовательных учреждений рассматривается как аудиторская деятельность. Ч34к

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИНСПЕКТИРОВАНИЕ
проверка соответствия деятельности учреждений системы образования нормам законодательства и др. правовых актов. Организуется инспекциями и т. п., действующими от имени органа управления образованием или уполномоченного должностного лица.
В РСФСР И. закреплено Положением о Наркомпросе, утвержденным пост. ВЦИК и СНК РСФСР в 1925. Гл. направлением И. был анализ состояния обучения и воспитания в дошк. учреждениях, школах и др., метод. помощь педагогам. И. сыграло важную роль в распространении нач. и семилетнего всеобуча, творческого опыта мн. преподавателей 30—50-х гг. В 70—80-х гг. явления застоя оказали негативное влияние на И., к-рое в возрастающей степени отражало догматич. и антидемокр. черты гос. организации образования в СССР.
После 1985 задачи И. переосмыслены прежде всего с позиций поддержания правовых основ деятельности системы образования. В И. различают контрольное (проверка деятельности учреждений по исполнению законодат. и др. правовых актов) и надзорное (проверка законности действий соответствующих должностных лиц).
Закон Рос. Федерации «Об образовании» (1992) установил, что федеральные (центральные) гос. органы управления образованием вправе инспектировать любые образоват. учреждения и любой орган управления образованием на терр. Рос. Федерации по вопросам своей компетенции в порядке надзора. Закон впервые ввел ограничения как на вмешательство вышестоящих органов в действия нижестоящих (в рамках их компетенции), так и на круг объектов И. Образоват. учреждение самостоятельно в осуществлении уч. процесса, подборе и расстановке кадров, в науч., хоз. и др. деятельности в пределах, определенных рос. законодательством и уставом этого учреждения.
В связи с введением лицензирования, аттестации и аккредитации уч.-воспитат. учреждений на гос. территориальные органы управления образованием возлагаются непосредственно (или могут быть делегированы) обязанности контроля и экспертизы, во многом аналогичные И. Эти функции могут затрагивать соответствие условий уч. процесса, предлагаемых образоват. учреждением, гос. и местным требованиям к строит. нормам и правилам, сан. и гигиенич. нормам, охране здоровья воспитанников и персонала учреждений; вопросы укомплектованности штатов и др.
И. негос. образоват. учреждений рассматривается как аудиторская деятельность. В условиях введения гос. образоват. стандартов И. осуществляется в режиме мониторинга, т. е. контроля с пе-риодич. слежением за объектом И. и обязат. обратной связью.
При Мин-ве образования Рос. Федерации создана (1990) Гос. инспекция, выполняющая функции федерального (центрального) надзорного и контрольного органа. В ее задачи входят: контроль за выполнением законодательства об образовании, за соблюдением гос. образоват. стандартов в уч.-воспитат. учреждениях, порядка их лицензирования, аттестации и аккредитации и аттестации педагогов; контроль за соблюдением бюджетной и финансовой дисциплины в рамках своей компетенции; содействие в проведении согласованной образоват. политики, учитывающей региональную и нац. специфику; обеспечение функционирования информац.-диагностич. службы (управленч. консультирования) и др.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
192.68 кб

Инспектирование и экспертиза в анализе инновационной деятельности школы

Мисюля Г. В.
Исследуется специфика и содержание инспекторского и экспертного видов анализа инновационной работы школы, описываются направления аналитической деятельности различных служб сопровождения (социологической, акмеологической, психолог
Читать PDF
397.02 кб

Развитие сети детских спортивных школ Полтавщины и инспектирование состояния спортивно-массовой рабо

Канивец Зоя Николаевна
Показано состояние спортивно-массовой и физкультурной работы в детских спортивных школах (ДСШ). На примере ДСШ Полтавщины раскрыт генезис этих учреждений и динамика изменений в их деятельности.
Читать PDF
336.96 кб

Публичные испытания учащихся как элемент инспектирования в управлении образованием в начале ХIХ века

Тарабановская Елена Александровна
Исследованы организационный и процессуальный аспекты публичных испытаний учащихся средних учебных заведений в начале XIX в. в России. Рассмотрено влияние органов местного управления на примере Астраханской губернии.

Похожие термины:

  • ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ

    Инспектировать – не значит только подмечать недостатки, констатировать положение дел. Осуществлять педагогическое инспектирование – значит воздействовать, влиять на работу и преобразовывать е