ИННОВАЦИИ
Инновации
(Innovation) практическое воплощение идей в новую продукцию, услуги, образовательные программы, процессы, системы и социальное взаимодействие.
Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.
ИННОВАЦИИ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ)
такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организаторами системы образования и науки. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. ) — нововведение, новшество, но не любое отклонение от традиций, а передовой педагогический опыт, новаторство. Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. ) См. также Инновационные технологии,Инновация
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ИННОВАЦИИ
существенный элемент развития образования. Выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества.
Инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы образования, в поиске болееперспективных форм и средств педагогической деятельности, опробовании новых методик и приемов обучения. Инициативы закрепляются при обмене и распространении опыта, в формировании массовых починов и социальных движений педагогов, в среде которых происходит становление групп инициаторов и новаторов, генерирующих новые социально- педагогические, психологические, проективные и социокультурные идеи как актуальные продуктивные смыслы и ценности реального (существующего) и идеального (мысленно конструируемого и идеализируемого) образовательного пространства.
И. – это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования.
Инновационные механизмы развития образования включают:
создание творческой атмосферы в различных (во всех) образовательных учреждениях и институциях, культивирования интереса в научном и педагогическом сообществе к инициативам и новшествам;
создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных И. в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
Инновационные процессы складываются в циклы развития:
1. Становление, для которого характерны осмысление и переоценка опыта, поиск новых идей, появление и распространение в сообществах (в педагогической, научной, родительской, управленческой среде) нового понимания ценностей образования, создание первоначальных проектов и моделирование экспериментальных систем.
2. Активное формирование, включающее целенаправленное практическое моделирование действующих образовательных проектов, принятие и поддержку ценностей нового мышления и опыта, распространение новых культурных сред образования, создание новых сообществ, ориентированных на совместное развитие образования.
3. Трансформирующий, содержащий нормативное обеспечение инновационных форм деятельности, их широкое распространение и использование в том или ином виде (при их естественном «размазывании» и «загрязнении») в образовательных институциях, системные изменения в образовательном пространстве, проявление готовности педагогов и администраторов участвовать в реализации новшеств и, как результат, начало нового цикла осмысления и переоценки возникшего опыта (в том числе и негативного) реализации И.
В ходе указанных процессов формируется инновационный потенциал образовательных систем: их способность к саморазвитию, разнообразие культурно-образовательных сред и условий для саморазвития личности, разнообразие типов образовательных институций в сообществах, их многообразные и развитые коммуникативные связи.
Лит.: Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. – М., 1995.
Инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы образования, в поиске болееперспективных форм и средств педагогической деятельности, опробовании новых методик и приемов обучения. Инициативы закрепляются при обмене и распространении опыта, в формировании массовых починов и социальных движений педагогов, в среде которых происходит становление групп инициаторов и новаторов, генерирующих новые социально- педагогические, психологические, проективные и социокультурные идеи как актуальные продуктивные смыслы и ценности реального (существующего) и идеального (мысленно конструируемого и идеализируемого) образовательного пространства.
И. – это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования.
Инновационные механизмы развития образования включают:
создание творческой атмосферы в различных (во всех) образовательных учреждениях и институциях, культивирования интереса в научном и педагогическом сообществе к инициативам и новшествам;
создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных И. в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
Инновационные процессы складываются в циклы развития:
1. Становление, для которого характерны осмысление и переоценка опыта, поиск новых идей, появление и распространение в сообществах (в педагогической, научной, родительской, управленческой среде) нового понимания ценностей образования, создание первоначальных проектов и моделирование экспериментальных систем.
2. Активное формирование, включающее целенаправленное практическое моделирование действующих образовательных проектов, принятие и поддержку ценностей нового мышления и опыта, распространение новых культурных сред образования, создание новых сообществ, ориентированных на совместное развитие образования.
3. Трансформирующий, содержащий нормативное обеспечение инновационных форм деятельности, их широкое распространение и использование в том или ином виде (при их естественном «размазывании» и «загрязнении») в образовательных институциях, системные изменения в образовательном пространстве, проявление готовности педагогов и администраторов участвовать в реализации новшеств и, как результат, начало нового цикла осмысления и переоценки возникшего опыта (в том числе и негативного) реализации И.
В ходе указанных процессов формируется инновационный потенциал образовательных систем: их способность к саморазвитию, разнообразие культурно-образовательных сред и условий для саморазвития личности, разнообразие типов образовательных институций в сообществах, их многообразные и развитые коммуникативные связи.
Лит.: Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. – М., 1995.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.