Информатизация образования
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Источник: Педагогический словарь
Источник: Словарь по технологиям обучения
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Источник: Словарь по технологиям обучения
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Источник: Глоссарий современного образования.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
И.о. – часть процесса информатизации общества, который можно рассматривать как один из определяющих факторов поворота к высокоорганизованной стадии цивилизации.
Информатизацию общества принято связывать с «информационным взрывом» (С. Лем), сущность которого состоит в экспотенциальном нарастании количества социально значимой информации (научной, технологической, культурной и др.). Возникает повышенная потребность в развитии производства информационных средств для создания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информационных процессов. Такая потребность обусловила возникновение наряду с традиционными информационными технологиями, базирующимися в основном на «бумажном» (книги, газеты и т.п.) и «пленочном» (фото, кино) представлении информации, новых информационных технологий (НИТ), в основе которых лежат электронные средства информации. Среди последних особую роль сыграли ЭВМ (компьютеры) и аудиовизуальные электронные средства (телевидение, видео и др.). Термин «новые информационные технологии» все чаще связывается с использованием программно-аппаратных средств – собственно ЭВМ в сочетании с разнообразными «периферийными» устройствами (монитор, плоттер, принтер, модем, сканер, устройства для преобразования цифровой информации в графическую и звуковую форму представления и др.).
Теоретической основой информатизации общества является информатика. Этот термин трижды вводился в русский научный лексикон. В 60-е гг. XX в. – для обозначения научной дисциплины об организации поиска и накопления научно-технической информации. Другое его значение было привнесено из французского языка (informatique
– информационная автоматика) и определяло науку об автоматизированных процессах передачи, обработки, хранения информации на базе ЭВМ. С 80-х гг. происходит качественное изменение в понимании термина «информатика», связанное с осмыслением понятия «информатизация», которое стало «одной из активных точек роста философской науки последних десятилетий». Под информатикой понимается система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению, поиску и распространению информации в самых разнообразных ее аспектах в природе, обществе, техносфере.
Среди специфических социально-педагогических проблем центральное место занимает противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Попытки разрешить это противоречие приводят к отказу от абстрактного образовательного идеала («всесторонне развитой личности») и замещению его социально-детерминированным образовательным идеалом – максимального развития способностей человека к самореализации. Необходимо при этом обеспечить человеку право выбора направлений образования, что обусловливает введение достаточно ранней дифференции обучения и создание систем непрерывного образования. Реализовать идею непрерывного образования возможно, лишь подготовив необходимые условия для самообразования: создание организационной и правовой основы для доступа к различным источникам информации, формирование и развитие у человека способностей, связанных с ее поиском, обработкой, восприятием, пониманием, использованием.
Человек, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Информационные средства и технология становятся своего рода информационными органами, «продолжениями» человека. Возникает проблема формирования и развития информационной культуры индивида.
В нашей стране термин «И.о.» в середине 80-х гг. употреблялся в узком смысле. В 1988 г. группой ученых под руководством академика А.П. Ершова была разработана первая отечественная концепция – И.о., в которой выделен ряд направлений: формирование компьютерной грамотности как элемента общеобразовательной подготовки человека; обучение профессиональному использованию НИТ; развитие содержания и методов обучения на основе НИТ; использование НИТ в качестве орудий труда; НИТ и специальная педагогика; досуговое применение ЭВМ; ЭВМ в управлении образованием. Были намечены основные этапы И.о.: первоначальное ознакомление выпускников средних и высших учебных заведений и педагогов с возможностями ЭВМ; развертывание комплекса исследований форм и методов использования ЭВМ в учебном процессе; отработка организационных и технологических вопросов создания педагогических программных средств и др. В 1990 г. была создана уточненная концепция И.о. (Б.Е. Алгинин, Б.Г. Киселев, С.К. Ландо, И.С. Орешков, В.В. Рубцов, Б.Г. Семянинов, А.Ю. Уваров, Д.С.Черешнин и др.), отражавшая более общее понимание процесса И. о., его связь с информатизацией общества. Выделялись перспективные для целей образования компоненты НИТ: компьютерные лаборатории, средства телекоммуникаций (компьютерных, аудиовизуальных и др.), оперативной полиграфии, системы интерактивного видео и др. Авторы иначе трактовали и ближайшие этапы И.о., не уточняя их временных границ: массовое освоение новых информационных технологий, развертывание исследовательской работы по их педагогическому внедрению; активное освоение и фрагментарное введение средств НИТ и на их основе – новых методов и организационных форм учебной работы в традиционные учебные дисциплины; изменение структуры содержания образования на всех его ступенях и методического аппарата обучения на основе НИТ. Предусматривалось несколько направлений изменения содержания образования, разработка качественно новой модели подготовки члена «информационного общества» – развитие способностей к коммуникации, творческой деятельности и др.
В 90-х гг. получила более широкое распространение творческая работа учителей и учащихся по использованию компьютерной техники; организация массового эксперимента по применению ЭВМ в обучении, создание локальных сетей – систем компьютерной связи между учреждениями образования, вхождение в глобальные сети, в частности, в Интернет, и др. Осуществляется переход к изучению общеобразовательных дисциплин с использованием вычислительной техники на всех ступенях образования; ввод в действие общедоступных баз данных для поддержки систем заочного, дистанционного и открытого обучения, переподготовки и повышения квалификации.
Поворот к более широкому пониманию И.о. стимулировал исследования закономерностей этого процесса. Было установлено, что различные звенья структуры средних учебных заведений неодинаково «предрасположены» к различным компонентам И.о. Наибольшую потребность в компьютеризации испытывают структуры поддержки учебно-воспитательного процесса: системы управления учебными заведениями, информационно-педагогическая служба (библиотеки, медиатеки), педагогические и медицинские службы. Интенсивное включение аудиовизуальных средств в процесс обучения более успешно проходит в рамках предметов гуманитарного цикла и биологии. Учителя принимают в основном три направления применения ЭВМ: компьютер как информационное средство для подготовки к занятиям (поиск, отбор, создание, тиражирование информации); средство диагностики, тренинга, коррекции знаний, умений и навыков учащихся; средство возможного облегчения работы с педагогической документацией. Функции обучения учитель оставляет за собой.
Практика информатизации учреждений профессионального образования поставила ряд проблем. Одной из наиболее острых (помимо материальных и организационных) является проблема «сопротивления учителей» внедрению НИТ в процесс обучения, вызванная определенными сложностями программного обеспечения, противоречием между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы, и индивидуализацией обучения, стимулируемой персональными ЭВМ. Важный круг проблем связан с правовыми основами распространения информации в системе образования: права учащихся на получение информации, защита от использования информации об учащихся другими лицами во вред и от несанкционированного доступа к школьным базам данных; авторское право, и, в частности, использование в образовательных целях информации, на которую наложен запрет на бесплатное распространение; защита информации от преднамеренной и непреднамеренной порчи (особенно актуальная в связи с появлением компьютерных «вирусов», создаваемых компьютерными пиратами – «хакерами») и др.
Таким образом, И.о. включает следующие направления: изучение компьютерной техники и информатики;
использование в профессионально-образовательном процессе средств информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), которыми являются: программные, программно- аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации, обеспечивающие возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей. К ИКТ относятся: ЭВМ, персональные компьютеры; комплекты терминального оборудования, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода текстовой и графическойинформации, средства архивного хранения больших объемов информации, средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии Мультимедиа и систем «Виртуальная реальность»); системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.); современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды);
использование ИКТ как средства научно-педагогических исследований;
использование ИКТ как средства управления образованием на местном, региональном и федеральном уровне;
использование ИКТ как средства связи, общения, взаимодействия в глобальных и локальных сетях.
Лит.: Коренной А.А. Информация и коммуникация. – К., 1986; Суханов А.П., Мир информации: История и перспективы. – М., 1986; Коренной А.А. Информация и прогресс.
– Новосибирск, 1988; Ершов А. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и образование. 1987. № 6; Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. – М., 1988; Концепция информатизации образования / Под ред. А. Ершова. – М., 1988; Семенюк Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. – М., 1988; Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М., 1997; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Информатика и образование. 1998.
А.В. Шариков, О.Б. Ховов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
И. о.— часть процесса информатизации общества, к-рый можно рассматривать как один из определяющих факторов поворота к высокоорганизов. стадии цивилизации. Информатизацию общества принято связывать с чинформац. взрывом» (С. Лем), сущность к-рого состоит в экс-потенциальном нарастании кол-ва социально значимой информации (науч., технол., культурной и др.). Это явление наметилось в кон. 18 в., когда переработка всей новой информации стала практически непосильной для одного человека. наиб. широкие масштабы этот процесс принял в 20 в. Социально-экон. предпосылкой «информац. взрыва» является быстрое развитие производит, сил, к-рое, с одной стороны, приводит к увеличению информац. потоков для осуществления более эффективного управления экономикой, с другой — связанный с развитием производит, сил рост производительности труда влечет за собой высвобождение людей из сферы пром. и с.-х. произ-ва и создает основу для расширения сферы информац. произ-ва. Возникает повышенная потребность в развитии произ-ва ин-формац. средств для создания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информац. процессов. Такая потребность обусловила возникновение наряду с традиционными информац. технологиями, базирующимися в основном на «бумажном» (книги, газеты и т. п.) и «пленочном» (фото, кино) представлении информации, новых информац. технологий (НИТ), в основе к-рых лежат электронные средства информации. Среди последних особую роль сыграли ЭВМ (компьютеры) и аудиовизуальные электронные средства (телевидение, видео и др.). Термин «новые информац. технологии» все чаще связывается с использованием ЭВМ в сочетании с разнообразными «периферийными» устройствами (дисплей, принтер, устройства для преобразования данных из графич. и звуковой форм представления информации в числовую и обратно и др.).
Новые информац. технологии не вытесняют традиционные — кол-во «бумажной» и «пленочной» информации продолжает нарастать, поэтому процесс информатизации не сводится только к внедрению НИТ. Постепенно складывается многоуровневая система представления информации на разл. носителях и в разл. знаковых системах, в к-рой тесно взаимодействуют традиционные и НИТ.
Наряду с развитием информац. структур происходит процесс «семиотиза-ции» общества — появление и развитие многочисл. знаковых систем, благодаря к-рым образуется многокомпонентное «информац. поле», представляющее собой специфич. информац. окружение человека (сочетание текстов, графич. изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.). Возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в обществе.
Теоретич. основой информатизации общества является информатика. Этот термин трижды вводился в рус. науч. лексикон. В 60-е гг. 20 в.— для обозначения науч. дисциплины об организации поиска и накопления науч.-техн. информации. Другое его значение было привнесено из франц. яз. (informatique—информац. автоматика) и определяло науку об автоматизир. процессах передачи, обработки, хранения информации на базе ЭВМ. Такое понимание термина близко к англ. Computer science («компьютерные науки»). С 80-х гг. происходит качеств, изменение в понимании термина «информатика», связанное с осмыслением понятия «информатизация», к-рое стало «одной из активных точек роста философской науки последних десятилетий» (А. П. Ершов). Под информатикой понимается система знаний, относящихся к произ-ву, переработке, хранению, поиску и распространению информации в самых разнообразных ее аспектах в природе, обществе, техносфере.
Среди специфич. социально-пед. проблем центр. место занимает противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Попытки разрешить это противоречие приводят к отказу от абс. образоват. идеала («всесторонне развитой личности») и замещения его социально-детерминиров. образоват. идеалом — макс, развития способностей человека к самореализации. Необходимо
при этом обеспечить человеку право выбора направлений образования, что обусловливает введение достаточно ранней дифференциации обучения и создание систем непрерывного образования. Реализовать идею непрерывного образования возможно, лишь подготовив необходимые условия для самообразования: создание организац. и правовой основы для доступа к разл. источникам информации, формирование и развитие у человека способностей, связанных с ее поиском, обработкой, восприятием, пониманием, использованием. Человек, не владеющий информац. технологиями, лишается одного из адаптац. механизмов в динамично развивающемся социуме. Информац. средства и технология становятся своего рода информац.органами, «продолжениями» человека (X. М. Мак-Люэн). Возникает проблема формирования и развития информац. культуры индивида (см. Ме-диа-образован ие).
В СССР термин «И. о.» в сер. 80-х гг. употреблялся в узком смысле. В 1988 группой ученых под руководством акад. А. П. Ершова была разработана первая отеч. концепция: И. о., в к-рой выделен ряд направлений: формирование компьютерной грамотности как элемента общеобразоват. подготовки человека; обучение проф. использованию НИТ; развитие содержания и методов обучения на основе НИТ; использование НИТ в качестве орудий труда; НИТ и спец. педагогика; досуговое применение ЭВМ; ЭВМ в управлении образованием. Были намечены осн. этапы И.о.: первоначальное ознакомление выпускников ср. и высш. уч. заведений и педагогов с возможностями ЭВМ; развертывание комплекса исследований форм и методов использования ЭВМ в уч. процессе; отработка организац. и техн. вопросов создания пед. программных средств и др.; в 90-х гг.— широкое распространение форм творческой работы учителей и учащихся с использованием вычислит, техники; организация массового эксперимента по применению ЭВМ в обучении, создание систем компьютерной связи между учреждениями образования и др. В дальнейшем предполагался массовый переход к изучению общеобразоват. дисциплин с использованием вычислит, техники на всех ступенях образования; ввод в действие общедоступных баз данных для поддержки систем заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации; создание интегрированной компьютерной системы управления учреждениями образования и др. Концепция зафиксировала сложившийся к кон. 80-х гг. уровень представлений о процессе И. о., компьютеризации обучения и информац.-техн. и организац. аспектах, оставив в стороне психол., социальные и др.
В 1990 была создана уточненная концепция И. о. (Б. Е. Алгинин, Б. Г. Киселев, С. К. Ландо, И. С. Орешков, В. В. Рубцов, Б. Г. Семянинов, А. Ю. Уваров, Д. С. Черешнин и др.), отражавшая более общее понимание процесса И.о., его связь с информатизацией общества. Выделялись перспективные для целей образования компоненты НИТ: компьютерные лаборатории, средства телекоммуникаций (компьютерных, аудиовизуальных и др.), оперативной полиграфии, системы интерактивного видео и др. Авторы иначе трактовали и ближайшие этапы И. о., не уточняя их временных границ: массовое освоение новых информац. технологий, развертывание исследоват. работы по их пед. внедрению; активное освоение и фрагментарное введение средств НИТ и на их основе — новых методов и организац. форм уч. работы в традиц. уч. дисциплины; изменение структуры содержания образования на всех его ступенях и метод. аппарата обучения на основе НИТ. Предусматривались неск. направлений изменения содержания образования, разработка качественно новой модели подготовки члена «информац. общества» —развитие способностей к коммуникации, творческой деятельности и др. Поворот к более широкому пониманию И.о. стимулировал исследования закономерностей этого процесса. Было установлено, что разл. звенья структуры ср. уч. заведений неодинаково «предрасположены» к разл. компонентам И. о. наиб. потребность в компьютеризации испытывают структуры поддержки уч.-воспитат. процесса: системы управления уч. заведениями, информац.-пед. служба (библиотеки, медиа-теки), пед. и мед. службы. Интенсивное включение аудиовизуальных средств в процесс обучения более успешно проходит в рамках предметов гуманитарного цикла и биологии. Учителя принимают в основном три направления применения ЭВМ: компьютер как информац. средство для подготовки к занятиям (поиск, отбор, создание, тиражирование информации); средство диагностики, тренинга, коррекции знаний, умений и навыков учащихся; средство возможного облегчения работы с пед. документацией. Функции обучения учитель оставляет за собой.
Практика информатизации ср. школ поставила ряд проблем. Одной из наиб. острых (помимо материальных и организационных) является проблема «сопротивления учителей»-внедрению НИТ в процесс обучения, вызванная противоречием между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы, и индивидуализацией обучения, стимулируемой персональными ЭВМ. Др. проблема — вероятное уменьшение межличностных контактов за счет расширения обращения к обезличенной информации. Эта проблема, в частности, связана с феноменом «хакерства» — появлением категории людей, стремящихся погрузиться в иллюзорный мир на экране компьютера, активно взаимодействующих с ним, но оторванных от реального мира. Важный круг проблем связан с правовыми основами распространения информации в системе образования: права учащихся на получение информации, защита от использования информации об учащихся др. лицами ему во вред и от несанкциониров. доступа к шк. базам данных; авторское право, и, в частности, использование в образоват. целях информации, на к-рую наложен запрет на бесплатное распространение; защита информации от преднамеренной и непреднамеренной порчи (особенно актуальная в связи с появлением компьютерных «вирусов») и др.
Лит.: Коренной А. А., Информация и коммуникация, К., 1986; Суханов А. П., Мир информации. История и перспективы, М., 1986; его же, Информация и прогресс, Новосиб., 1988; Ершов А., Шк. информатика в СССР: от грамотности к культуре, «Информатика и образование», 1987, № 6; В о p о б ь е в Г. Г., Твоя информац. культура, М., 1988; Концепция информатизации образования, под ред. А. Ершова, М., 1988; Семенюк Э. П., Информатика: достижения, перспективы, возможности, M., 1988; Грищенко В., Д о в-гяло А., Пути развития информатизации образования, «Информатика и образование», 1989, № 6; Компьютеры в шк. образовании социалистич, стран: состояние и перспективы, М., 1989; Шатров А., Ц е-венков Ю., Проблемы информатизации образования, «Информатика и образование», 1989. № 5; Информатика и культура, Ново-сиб., 1990; Концепция информатизации образования, «Информатика и образование», 1990. № 1; Рейзема Я. В., Информатика социального отражения, М., 1990; Уваров А., Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра, «Информатика и образование», 1990, № 4; Информац. технология в университетском образовании, М., 1991; Наука и технология в образовании 1990-х гг.: сов. и амер. перспективы, М., 1991; Сергеева Т., Новые информац. технологии и содержание обучения (на примере предметов естеств.-науч. цикла), «Информатика и образование», 1991, № 1.
А. В. Шариков.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия