Информационно-рецептивный метод обучения

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД обучения
объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, при котором учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества; может применяться при любом типе учебных занятий. Однако, способствуя накоплению знаний, умений и навыков, И.-р.м. не обеспечивает развития творческих способностей.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Информационно-рецептивный метод обучения
объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, при котором учитель сообщает готовую информацию, а ученики воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Информационно-рецептивный метод обучения - один из наиболее экономичных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества; может применяться на учебных занятиях любого типа при объяснении самого разного материала, В современных условиях создана возможность для концентрированной передачи информации техническими средствами обучения, кино, телевидением.

Источник: Словарь по технологиям обучения

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД обучения
объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, при котором учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Информация сообщается в виде рассказа, лекции, объяснения, с помощью печатных пособий (учебник, учебное пособие и т.д.), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практического показа способов деятельности (способ решения задачи, доказательства теоремы, демонстрация способа работы на станке и др.).
И.-р.м. обучения – один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества; может применяться почти на любом типе учебных занятий и при объяснении самого разного материала; эффективность его проверена многовековой практикой. В современных условиях создана возможность для концентрированной передачи информации современными техническими средствами обучения (ТСО): кино, телевидением, видео-, компьютерными средствами.
В связи с расширением знаний по физике, химии, математике в школьном образовании возрастает роль символических изображений – формул, графиков, которые в динамичной форме предстают перед учащимися не только в записях на классной доске, но и на экране компьютера, на кино- и телеэкране. Наряду с ТСО в ПУ применяется демонстрация объемных макетов, действующих моделей. Но характер познавательной деятельности при всех средствах обучения один – осознанное восприятие готовой, дающей необходимые ориентиры информации. Без этого метода нельзя обеспечить усвоение нового учебного материала, однако применять его следует в сочетании с другими методами обучения. Способствуя накоплению у учащихся знаний, навыков и умений, И.-р.м. не обеспечивает необходимого уровня усвоения, в частности, развития их творческих способностей. (Последняя цель достигается методами проблемного обучения). И.-р.м. служит для этого предпосылкой.
Лит.: Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981; Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982; Зорина Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. – М., 1984.
И.Я. Лернер

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.