ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
школы для детей беднейших слоев населения, в которых обучали ремеслу и земледельческому труду. Возникли в 17 в. Впервые идея И.ш. была высказана в Великобритании Дж. Беллерсом и У. Петти, которые пытались соединить общеобразовательную подготовку с обучением ремеслу. И.ш. в Великобритании, Франции, Нидерландах и других странах часто были связаны с сиротскими приютами, работными домами или исправительными учреждениями для несовершеннолетних. В 18 в. И.ш. распространились в Германии, Австрии и других странах Центральной Европы благодаря деятельности И. Песталоцци, Ф. Фелленберга и Ф. Киндермана. Первоначально обучение ремеслу вводилось в народные школы для того, чтобы дети своим трудом частично оплачивали расходы на образование. Однако вскоре элементарное образование в них практически ограничилось обучением чтению. К началу 19 в. И.ш. по существу превратились в составную часть кустарной промышленности: изготовлявшийся детьми промежуточный продукт (нитки, пряжа и т.п.) поступал на ту или иную фабрику, снабжавшую И.ш. сырьем. К середине 19 в. И.ш. сохранились (до 70-80-х гг.) лишь там, где продолжала существовать кустарная промышленность.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
школы для детей беднейших слоев населения, в к-рых обучали ремеслу и земле-дельч. труду. Возникли в 17 в. в связи с потребностями развивающегося произ-ва в квалифициров. рабочих. И. ш. давали также возможность детям зарабатывать себе на жизнь, избавив от заботы о неимущих местное самоуправление и гос-во. Впервые идея И. ш. была высказана в Великобритании Дж. Беллерсом и У. Петти, к-рые считали необходимым соединить в таких школах ремесл. обучение и общее образование. На практике И. ш. подготавливали детей только к ремесл. труду, причем в Великобритании, Франции, Нидерландах и нек-рых др. странах они часто были связаны с сиротскими приютами, работными домами или исправит, учреждениями для несовершеннолетних. В 18 в. И. ш. широкое распространение получили в Германии, Австрии и др. странах Центр. Европы, особенно благодаря деятельности И. Песталоцци, Ф. Фелленберга и Ф. Киндермана. Первоначально обучение ремеслу вводилось в обычные нар. школы для того, чтобы дети своим трудом оплачивали часть расходов на обучение, овладевали профессией и приучались к трудолюбию. Однако вскоре элементарное образование в них практически ограничилось обучением чтению. Воспитание в И. ш. сводилось к беседам на религ. темы и выработке послушания и прилежания. К нач. 19 в. И. ш. превратились, по существу, в составную часть кустарной пром-сти, поскольку изготовлявшийся детьми промежуточный продукт (пряжа, нитки и т. п.) через посредника (роль к-poro часто играл учитель) поступал на ту или иную фабрику или мануфактуру, снабжавшую в свою очередь И. ш. сырьем.
К сер. 19 в. в связи с заменой мануфактурного и ремесл. произ-ва машинным И. ш. сохранились (до 70—80-х гг.) лишь там, где продолжала существовать кустарная пром-сть.
Лит.: I ven K., Die Industrie-Padagogik des 18. Jahrhunderts. Eine Untersuchung uber die Bedeutung des wirtschaftlichen Verhaltens fur die Erziehung, Langensalza — [u. a.], 1929; Gans A., Das okonomische Motiv in der preussischen Padagogik des 18 Jahrhunderts, Halle, 1930; Alt R., Die Industrieschulen. Ein Beitrag zur Geschichte der Volksschule, B.— Lpz., 1948.
А. И. Пискунов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия