ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
в Рос. Федерации отраслевая группа высших и средних специальных учебных заведений, готовящая преподавателей для системы профессионально-технического образования, а также для трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ. Первый советский вуз в этой группе - Московский индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта (осн. в 1923; в 1943 слился с МГПИ). В 1930-33 индустриально-педагогические институты были созданы в Свердловске, Н. Новгороде и других городах. Они готовили преподавателей широкого профиля ("цикловиков") для ФЗС, техникумов, рабочих факультетов, школ ФЗУ и др. После 1943 специализированных вузов для подготовки инженерно-педагогических кадров не было. В 60-х гг. в ряде политехнических и индустриальных институтов были открыты инженерно-педагогические факультеты (см. Инженерно-педагогическое образование). С 1943 среднее специальное образование по этому профилю дают индустриально-педагогические техникумы. Выпускники получают квалификацию техника-мастера производственного обучения и педагогическую подготовку для работы в ПТУ и других учебных заведениях и непосредственно на производстве. Учащиеся техникумов наряду с общеобразовательными, экономическими и специальными техническими предметами изучают цикл психолого-педагогических дисциплин (возрастная физиология и гигиена, педагогика, психология, организация и методика производственного обучения и др.), проходят производственное обучение и практику. В 90-х гг. ряд рос. техникумов преобразован в учебные заведения повышенного типа - индустриально-педагогические колледжи. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 105-106)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
в Рос. Федерации, отраслевая группа высш. и ср. спец. уч. заведений, готовящая преподавательские кадры для системы проф.-тех. образования, а также для трудовой и проф. подготовки учащихся общеобразоват. школ.
Первый сов. вуз в этой группе — Моск. индустриально-пед. ин-т им. К. Либкнех-та (1923—43). С 1929 ин-т был причислен к втузам. К 1931 ин-т готовил специалистов на ф-тах металлопромышленности (5 отделений), осн. химии и хим. обработки (8), текстильном (3), строительном и деревообделочном (3), ж.-д. транспорта (2), индустриально-общественном (2), фабрично-заводских семилеток (ФЗС) и политехн. труда (3). Он оказывал науч. и метод. помощь проф.-тех. школам, обобщал и распространял лучший опыт проф.-тех. обучения. В 1931 в ин-те были упразднены специализированные пром. и транспортный ф-ты и он стал действовать на основе типового устава пед. ин-та. В 1930—33 его выпускникам присваивалось звание (квалификация) педагога-инженера. В 1943 слился с МГПИ.
В 1930—33 высш. образование давали индустриально-пед. ин-ты, к-рые были созданы в Свердловске, Нижнем Новгороде и др. городах РСФСР. Они готовили преподавателей широкого профиля («цикловников») для ФЗС, техникумов, рабочих ф-тов, школ ФЗУ и др. В зависимости от специальности срок обучения составлял от 2,5 до 3,5 лет. Предусматривалась специализация по неск. циклам предметов: общественно-экономическому (обществоведение, экон. география, родной язык и лит-ра), физико-техническому (математика, физика, механика), естественно-технологическому (страноведение, химия, технология). Выпускникам по нек-рым специальностям металлообработки, текстильной и др. пром-сти присваивалось звание инженера-педагога .
В уч. планах большое внимание уделялось подготовке студентов по обществ.-полит. циклу (20% уч. времени) и практике (40%). На теоретич. подготовку по профилирующей специальности времени оставалось мало. Соотношение производств. и пед. практики составляло 2 : 1; основной считалась культ.-просвет. деятельность студентов, а не собственно пед. шк. работа. Из-за краткого срока обучения уровень проф. готовности педагогов не соответствовал требованиям времени. Кроме РСФСР, аналогичные ин-ты имелись на Украине; они назывались ин-тами проф. образования (1930—33). Срок обучения в них был 4 года. Студенты получали специальность на ф-тах обществ. наук, физ.-мат., агробиологическом и др.
После 1943 специализиров. вузов для подготовки инж.-пед. кадров не было. Их отсутствие стало серьезной проблемой, особенно с развитием науч.-тех. революции и началом перехода к всеобщему ср. образованию молодежи. В 60-х гг. в ряде политехн. и индустр. ин-тов были открыты инж.-пед. ф-ты, в 1979 в Свердловске и в 1989 в Харькове открыты инж.-пед. ин-ты. См. также Инженерно-педагогическое образование.
С 1943 ср. спец. образование по этому профилю дают индустриально-пед. техникумы. В них принимаются по направлениям местных органов нар. образования выпускники профтехучилищ, юноши и девушки, имеющие рабочую профессию не ниже 3-го разряда (учитывается близость с профилем обучения), демобилизованные из Вооруженных Сил. Подготовка осуществляется по 30 специальностям отраслей нар. х-ва. Выпускники получают квалификацию техника-мастера производственного обучения и пед. подготовку для работы в ПТУ, др. уч. заведениях и непосредственно на произ-ве. При необходимости выпускники могут заниматься производств.-технол. деятельностью на предприятиях.
Учащиеся техникумов наряду с общеобразоват., экон. и спец. техн. дисциплинами изучают психол.-пед. цикл предметов (возрастная физиология и гигиена, психология, педагогика, организация и методика производств. обучения, воспитат. работа, техн. средства обучения, пед. практика), проходят производств. обучение и практику, что позволяет им получить рабочую профессию широкого профиля, овладеть смежными профессиями.
В Рос. Федерации функционировали (1991) 39 индустр.-пед. уч. заведений (на Украине — 6, в Казахстане — 7, Белоруссии и Узбекистане по 3, в Грузии, Азербайджане, Молдове, Киргизии, Таджикистане, Армении по 1). Ряд рос. техникумов (Самарский, Омский, Магнитогорский, 1-й и 3-й Московские, 1-й Петербургский), а также Киевский, Кишиневский и др. преобразованы (1991) в уч. заведения повышенного типа — индустр.-пед. колледжи. Выпускники колледжей получают квалификацию мл. инженера-мастера производств. обучения, лучшим из них предоставляется право поступать на 3-й курс инж.-пед. вуза по результатам собеседования.
Лит.- Очерки истории проф.-тех. образования в СССР, М., 1981.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия