ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ
достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди могут быть отличены друг от друга. Диапазон И.-п.р. может достигать значительных значений, при этом он зависит и от возраста, и от обучения. История экспериментального исследования И.-п.р. берет начало в работах Ф. Гальтона, А. Бине. В качестве осн. критериев, по которым можно производить разделение людей на определенные типы, предлагались самые разные варианты. Бине разделял людей на объективный и субъективный типы; А.М. Джордан - на рассуждающий и активный типы; У. Джемс - на рациональный и эмпирический; Г. Грос - на глубоко-узкий и мелко-широкий. Э. Шпрангер, Э. Кречмер, У. Шелдон, К.Г. Юнг также предложили свои типологии. В типологии А. Пьерона выделяется 56 различных типов.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ
Особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих людей друг от друга. И.-п. р. могут характеризовать как частные психические свойства и отдельные психические процессы (например, индивидуальные пороги ощущения, время реакции, особенности восприятия, внимания, памяти, эмоциональной реактивности и т. п.), так и целостные личностные образования (например, интересы, способности, характер). Особое значение имеет интровертность / экстравертность обучающегося (см. интроверт, экстраверт), его принадлежность к коммуникативному / некоммуникативному типу. И.-п. р. определяются с помощью анкетирования, тестирования, беседы, наблюдения, а также психодиагностических (см. психодиагностика) методик. И.-п. р. формируются и развиваются в ходе жизни, в деятельности, под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Знание И.-п. р. необходимо для разработки научных основ индивидуального подхода в обучении и воспитании, для решения вопросов профпригодности и выборе профессии. В отечественной лингводидактике И.-п. р. получили обоснование с психологической точки зрения в рамках коммуникативнодеятельностного (личностно-деятельностного) подхода (Зимняя, 1985).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).