ИНДИВИДУАЛИЗМ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Индивидуализм
концепция, отдающая приоритет личным целям по сравнению с целями группы (общественным).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ИНДИВИДУАЛИЗМ
нравственный принцип, в основе которого лежит противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества [82, c. 264].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Индивидуализм
черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ИНДИВИДУАЛИЗМ
черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму.

Источник: Педагогический словарь

ИНДИВИДУАЛИЗМ
такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека, его свободу и неограниченное развитие (в широком смысле также и жизнь отдельной особо ценной группы, напр, семьи) как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом, как высшую цель; функционирование социальных институтов и групп рассматривается лишь как основа и средство для достижения этой цели.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Индивидуализм
лат. – неделимое, особь) – нравственное качество личности, выражающееся в словах, поступках и отношениях, основанных на приоритете прав, интересов и потребностей личностных над коллективными и общественными. Это такое качество, которое обеспечивает удовлетворение только личных потребностей и игнорирование всех иных. Индивидуализм – это также соответствующая мировоззренческая концепция признания самоценного самостоятельного значения только за единичным и рассмотрения общества как внешнего совместного существования индивидов, т.е. единичных факторов. Как качество личности и как мировоззренческая идея, индивидуализм имеет как позитивные формы своего проявления (альтруизм, самостоятельность, автономность жизнеобеспечения), так и негативные формы (авторитаризм, эгоизм, анархизм, нигилизм, цинизм, экстремизм). Задача педагога – направить развитие индивидуализма по нравственному пути, придать ему духовные основания.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ИНДИВИДУАЛИЗМ
понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом, а также признание его блага, свободы и личностного развития в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием ее достижения. Как жизненная позиция и мировоззрение И. возникает в результате обособления индивида от семьи, рода или социальной группы, осознания им своей индивидуальной определенности в отношении природы, божества, сообщества и в процессе осмысления ценности индивида самого по себе как рационального, автономного и самоопределяющегося существа. Элементы духовно-практического опыта, соответствующего И., встречаются в глубокой древности, в частности в переживании человеком своего личного отношения к Богу. Однако с расцветом капиталистических отношений И. получает развитие как социально-нравственный феномен, как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму. В просветительской и постпросветительской мысли формулируется идея, с наибольшей полнотой выраженная в утилитаризме, о том, что противоречия между общими и индивидуальными интересами снимаются в условиях такого социального порядка, при котором удовлетворение общих интересов осуществляется индивидами, сориентированными в своей деятельности на реализацию частных интересов. На рубеже 18-19 вв., по-видимому, и возникает термин "И.", призванный обозначить спокойное и взвешенное стремление человека как гражданина к автономии. В отличие от эгоизма смысл И. заключается в том, что человек в своих действиях ориентируется на самого себя. В этом плане И. противостоит коллективизму и конформизму. Так что в нормативном и ценностном отношении И. амбивалентен и может проявляться различным образом: как в эгоизме, анархизме, так и альтруизме.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИНДИВИДУАЛИЗМ
тип мировоззрения, сутью которого является абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставлении обществу. Индивидуализм проявляется как в реальных жизненных поступках, так и в различных концепциях — этических, философских, политических и т.п. Концепции индивидуализма изображают человека как изначально несоциальное и даже антисоциальное существо. Ранние концепции индивидуализма возникли еще в античности (киники, киренаики). В эпоху Нового времени исходной точкой индивидуализма послужили идеи индивидуальности, разрабатываемые мыслителями Возрождения в противовес установлениям Средневековья, жестко включавших человека в систему общественных взаимосвязей. С углублением социальной атомизации в условиях развития буржуазных социально-экономических отношений индивидуализм и как теория, и как практика проявляется особенно полно и остро. Так, М. Штирнер в книге «Единственный и его собственность» открыто провозгласил отречение «Я» от всего того, что не дано как «Мы». К. Маркс устранение индивидуализма связывал с ликвидацией капиталистической частной собственности, с утверждением коммунистических общественных отношений, которые приведут к гуманизации общественной жизни, замене «суррогатов коллективности» подлинной коллективностью, в условиях которой свободное развитие каждого станет предпосылкой свободного развития всех. Как показала историческая практика, в современных обществах (как бы они ни назывались) тенденция к индивидуализации дополнилась тенденцией псевдоколлективизма; человек все более становится человеком массы, организации и т.п., все это в то же время сопровождается уходом человека в частные сферы жизни, в потребительство и т.п. Бесспорно, индивидуализм и как мировоззрение, и как форма общественного устройства связан с частной собственностью и господствующей ролью материальных ценностей, которые сегодня привели человечество на грань катастрофы, прежде всего — экологической. Однако в XX в. не выдержал проверки практикой и коллективизм как принцип общественного устройства. Поэтому сегодня человечество поставлено перед необходимостью выйти из идеологической зацикленности: «индивидуализм - коллективизм» и создать общественную форму в соответствии с природно-антропологическими характеристиками человека, органично сочетающими его как индивидуальные, так и коллективные потребности и устремления. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

ИНДИВИДУАЛИЗМ
франц. individua-lisme, от лат. Individuum — неделимое), тип мировоззрения, в основе к-рого лежит абсолютизация позиции индивида в его противопоставленности обществу как таковому, миру в целом. И. проявляется как в реальной жизненной позиции, в поступках, так и в разл. концепциях — этических, философских, идеологических, политических и т. д. Согласно принципам И., счастье отд. личности, ее свобода и неограниченное развитие рассматриваются как высш. цель, а функционирование социальных институтов и групп — как основа и средство для достижения этой цели. Как жизненная позиция и умонастроение И. возникает в условиях обособления и отчуждения людей друг от друга. Социально-этич. взгляды, воплощавшие идеал И., высказывались уже в Др. Греции (начиная с Демокрита и софистов). Как массовое явление И. распространился в эпоху эллинизма (напр., в учениях Эпикура, стоиков, скептиков). С установлением капитали-стич. уклада И. наиб. ярко проявился в бурж. обществе, востребовавшем независимую, инициативную личность, способную решительно действовать с целью осуществления частного интереса (не учитывающую интересы др. людей или даже вступающую в противоречие с ними). И. получил обоснование в учениях Дж. Локка, А. Смита, К. А. Гельвеция, Б. Франклина, И. Бентама как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму. Практике товарно-денежных отношений, в к-рых доминировал принцип пользы, соответствовало провозглашение свободы человека от социальных условий и ориентация личности на достижение собств. успехов, что привело к трансформации И. в одну из его типичных форм — эгоизм. И. часто подвергается критике за эту крайнюю форму его проявления. При этом не учитывается, что И. проповедует необходимость личной активности человека, его опоры на собств. силы, утверждает чувство ответственности, морального достоинства. В соответствии с таким пониманием И. находит выражение в альтруизме, моральных установках на совершенствование и честное исполнение долга. С развитием корпораций И. переживает кризис. С одной стороны, он перерождается в авторитаризм, корпоративизм, конформизм, а с другой — превращается в экстремизм, отрицающий разл. формы гос. и обществ. контроля. Одновременно усиление роли гос-ва и корпораций в жизни капиталистии. общества во 2-й пол. 20 в. вызвало движение за гражд. права и свободы, а осознание опасности ядерной войны привело к пониманию того, что самосохранение и полноценное развитие индивида возможно лишь при сохранении человечества в целом, и способствовало расширению всеобщей борьбы за мир.
В теории социализма, провозгласившей приоритет общего интереса над интересами индивида, предполагалось, что новая организация обществ. жизни создаст наилучшие условия для удовлетворения как общественных, так и индивидуальных потребностей. С этих позиций И. отвергался как мировоззрение, противоречащее задачам развития Социалистич. общества и установления всеобщего равенства. Однако на практике в 30—70-е гг. индивидуальные интересы по сути игнорировались. На этом фоне И. проявился в разл. формах «ухода», скептицизма, нигилизма. Ист. опыт доказывает, что противоречия между обществ. и индивидуальными интересами исчезают в таких социально-экон. условиях, при к-рых удовлетворение обществ. интересов достигается людьми в процессе их деятельности, направленной на реализацию индивидуальных интересов. В полит. сфере равновесие между обществ. и индивидуальными интересами осуществляется через признание гражд. свобод личности, а в нравственной — ее морального достоинства и ответственности. Р. Г. Апресян. ‘

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.32 мб

Индивидуализм в педагогическом учении Локка

В. В. Успенский
Читать PDF
1.37 мб

Индивидуализм в педагогическом учении Локка

В. В. Успенский
Читать PDF
296.02 кб

Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса - путь к подлинной гибкости и индивидуал

Сазонов Борис Алексеевич
В статье говорится о необходимости перехода российских университетов от консервативной поточно-групповой к прогрессивной индивидуально-ориентированной системе организации образовательного процесса, при которой объектом планировани
Читать PDF
20.17 мб

Технология формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к индивидуал

Еремина Ольга Ивановна, Тарасюк Наталья Александровна
Статья посвящена реализации технологии формирования готовности будущих учителей иностранного языка к индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании. Статья описывает основные этапы технологии и особенности ее реализации.
Читать PDF
447.63 кб

Учет возрастных особенностей учащихся начальной школы с особыми потребностями в условиях индивидуали

Ратушняк Наталья
Выделены возрастные особенности учащихся начальной школы и внутренние психические особенности ребенка младшего школьного возраста с особыми потребностями для организации его индивидуального обучения.
Читать PDF
269.46 кб

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза как способ индивидуализаци

Зверева Н.Г.
Читать PDF
289.89 кб

Принципы индивидуализации обучения в технизированной образовательной среде

Опрышко А. А., Познина Н. А.
Читать PDF
160.22 кб

Анализ проблем обучения, связанных с внедрением основных элементов адаптивной системы индивидуализац

Калмыкова О. Ю., Костылева И. Б., Лаврентьева О. В.
Проанализированы основные проблемы обучения, связанные с внедрением основных элементов адаптивной системы индивидуализации обучения общей и неорганической химии в учебный процесс технического вуза.
Читать PDF
394.51 кб

Процесс индивидуализации лабораторных работ по электрорадиотехнике в педагогическом вузе

Загайнов А. З., Скипина Е. С.
Показана дидактическая профессиональная подготовка студентов в процессе индивидуализации обучения, требующая использование более оптимальных методов обучения.
Читать PDF
144.02 кб

Педагогические условия индивидуализации обучения в системе высшего профессионального образования

Куликова Т. В.
В данной статье раскрывается целесообразность организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и рассматриваются основные педагогические условия, соблюдение которых способствует эффективной реализации
Читать PDF
299.83 кб

Методики индивидуализации тренировочного процесса студенток-волейболисток на этапе базовой подготовк

Чичило М. А.
Приводимыми в статье данными подтверждена высокая эффективность предложенной методики совершенствования подготовки студенток-волейболисток на основе реализации принципа индивидуализации, базирующегося на учете закономерностей цирк
Читать PDF
313.93 кб

Мультимедийные средства индивидуализации профессиональной подготовки педагога-психолога в вузе

Кузьмина Галина Юрьевна
Читать PDF
234.52 кб

Педагогические условия обеспечения индивидуализации обучения

Збираник Т. В.
Читать PDF
325.41 кб

Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения

Сарбашева Зинфира Мажмудиновна, Курданова Хауа Магомедовна
Дидактическая профессиональная подготовка студентов в процессе индивидуализации обучения требует использования более оптимальных методов обучения.
Читать PDF
0.00 байт

Технология тьюторского сопровождения как практика индивидуализации

Боровкова Тамара Ивановна
В статье описаны концептуальные основы построения технологии тьюторского сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработанной и реализуемой автором статьи в Школе педагогики Дальневосточного федерального уни

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Индивидуализм нравственный

    внутренняя духовная сосредоточенность личности на собственных проблемах совершенствования, поисках цели и смысла жизни, места среди людей, интеллектуально-нравственной свободы; на творческом с
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ

    разновидность индивидуализма; педагог строит воспитательную работу на принципе учета индивидуальных особенностей воспитанника, считая, что настоящее товарищество возможно лишь между всесторон
  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ

    разновидность индивидуализма; его приверженцы утверждают, что общественные процессы совершаются благодаря взаимодействию индивидов, в противоположность солидаризму или универсализму, который
  • КЛАССЫ ВЫРАВНИВАНИЯ классы адаптации, форма индивидуализации обучения

    Широко распространены в школах прибалтийских гсс-в, на Украине и в школах ряда территорий Рос. Федерации. К. в. комплектуются на базе одной или неск. нач. школ микрорайона на основании заключения ме
  • Индивидуализация

    процесс обеспечения целенаправленного развития особенностей личности.
  • ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

    процесс формирования индивидуальности. Означает, что всё присущее человеку получает еще большее своеобразие, уникальность, приобретает самобытность.
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

    целенаправленная профессиональная деятельность, направленная на содействие человеку в трудной жизненной ситуации, позволяющей ему самостоятельно преодолеть свои проблемы и трудности, успешно
  • ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

    Дидактический принцип, предполагающий учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе занятий и внеаудиторной работы. Принято говорить о трех видах индивидуализации: личностной, субъектно
  • Сущность принципа индивидуализации

    необходимо осуществлять тщательный учет каждого из учащихся. Базируется на объективно сущих, анатомических, физиологических и психологических особенностях.
  • Индивидуализация воспитания и обучения

    педагогический принцип природосообразности, который обязывает учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, создавать условия для развития и проявления их интересов, склонностей
  • Индивидуализация образования

    учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творче
  • индивидуализация обучения

    (в широком смысле слова) всякое приспособление в учебной работе к индивидуальным различиям учащихся.
  • МНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

    продукт индивидуального сознания, оценка окружающей действительности, исходя из интересов и потребностей личности. В той или иной мере М. и. отражает также позицию социальной группы, к которой при
  • Индивидуальность

    личность во всем ее многообразии.
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ПРИНЦИП

    организация деятельности в педагогической работе воспитателя (учителя) с учетом индивидуальных особенностей каждого.
  • Индивидуализация педагогического взаимодействия

    выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально-специфического и особенного. Реализация данного принципа означает построение такого общения, которое было бы адекватным возрастным (п
  • ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ

    ПРОГРАММ—модификация содержания и темпов прохождения курса университета, колледжа или другого образовательного учреждения в зависимости от уровня академической подготовленности обучающихся;
  • Индивидуализация воспитания

    моделирование воспитательных систем, отражающих индивидуальные ценностные предпочтения их создателей; разработка и реализация оригинальных воспитательных стратегий, позволяющих с максимально
  • ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    стремление субъекта образования к персонализации; развитие уникальных способностей, талантов человека и самореализация его в образовательной деятельности.
  • ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

    Использование педагогом вербальных и невербальных средств общения с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, их личностных свойств и психических состояний.