ИНДИВИДУАЛИЗМ
Индивидуализм
концепция, отдающая приоритет личным целям по сравнению с целями группы (общественным).
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ИНДИВИДУАЛИЗМ
нравственный принцип, в основе которого лежит противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества [82, c. 264].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Индивидуализм
черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей.
ИНДИВИДУАЛИЗМ
черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму.
Источник: Педагогический словарь
ИНДИВИДУАЛИЗМ
такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека, его свободу и неограниченное развитие (в широком смысле также и жизнь отдельной особо ценной группы, напр, семьи) как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом, как высшую цель; функционирование социальных институтов и групп рассматривается лишь как основа и средство для достижения этой цели.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Индивидуализм
лат. – неделимое, особь) – нравственное качество личности, выражающееся в словах, поступках и отношениях, основанных на приоритете прав, интересов и потребностей личностных над коллективными и общественными. Это такое качество, которое обеспечивает удовлетворение только личных потребностей и игнорирование всех иных. Индивидуализм – это также соответствующая мировоззренческая концепция признания самоценного самостоятельного значения только за единичным и рассмотрения общества как внешнего совместного существования индивидов, т.е. единичных факторов. Как качество личности и как мировоззренческая идея, индивидуализм имеет как позитивные формы своего проявления (альтруизм, самостоятельность, автономность жизнеобеспечения), так и негативные формы (авторитаризм, эгоизм, анархизм, нигилизм, цинизм, экстремизм). Задача педагога – направить развитие индивидуализма по нравственному пути, придать ему духовные основания.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ИНДИВИДУАЛИЗМ
понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом, а также признание его блага, свободы и личностного развития в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием ее достижения. Как жизненная позиция и мировоззрение И. возникает в результате обособления индивида от семьи, рода или социальной группы, осознания им своей индивидуальной определенности в отношении природы, божества, сообщества и в процессе осмысления ценности индивида самого по себе как рационального, автономного и самоопределяющегося существа. Элементы духовно-практического опыта, соответствующего И., встречаются в глубокой древности, в частности в переживании человеком своего личного отношения к Богу. Однако с расцветом капиталистических отношений И. получает развитие как социально-нравственный феномен, как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму. В просветительской и постпросветительской мысли формулируется идея, с наибольшей полнотой выраженная в утилитаризме, о том, что противоречия между общими и индивидуальными интересами снимаются в условиях такого социального порядка, при котором удовлетворение общих интересов осуществляется индивидами, сориентированными в своей деятельности на реализацию частных интересов. На рубеже 18-19 вв., по-видимому, и возникает термин "И.", призванный обозначить спокойное и взвешенное стремление человека как гражданина к автономии. В отличие от эгоизма смысл И. заключается в том, что человек в своих действиях ориентируется на самого себя. В этом плане И. противостоит коллективизму и конформизму. Так что в нормативном и ценностном отношении И. амбивалентен и может проявляться различным образом: как в эгоизме, анархизме, так и альтруизме.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ИНДИВИДУАЛИЗМ
тип мировоззрения, сутью которого является абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставлении обществу. Индивидуализм проявляется как в реальных жизненных поступках, так и в различных концепциях — этических, философских, политических и т.п. Концепции индивидуализма изображают человека как изначально несоциальное и даже антисоциальное существо. Ранние концепции индивидуализма возникли еще в античности (киники, киренаики). В эпоху Нового времени исходной точкой индивидуализма послужили идеи индивидуальности, разрабатываемые мыслителями Возрождения в противовес установлениям Средневековья, жестко включавших человека в систему общественных взаимосвязей. С углублением социальной атомизации в условиях развития буржуазных социально-экономических отношений индивидуализм и как теория, и как практика проявляется особенно полно и остро. Так, М. Штирнер в книге «Единственный и его собственность» открыто провозгласил отречение «Я» от всего того, что не дано как «Мы». К. Маркс устранение индивидуализма связывал с ликвидацией капиталистической частной собственности, с утверждением коммунистических общественных отношений, которые приведут к гуманизации общественной жизни, замене «суррогатов коллективности» подлинной коллективностью, в условиях которой свободное развитие каждого станет предпосылкой свободного развития всех. Как показала историческая практика, в современных обществах (как бы они ни назывались) тенденция к индивидуализации дополнилась тенденцией псевдоколлективизма; человек все более становится человеком массы, организации и т.п., все это в то же время сопровождается уходом человека в частные сферы жизни, в потребительство и т.п. Бесспорно, индивидуализм и как мировоззрение, и как форма общественного устройства связан с частной собственностью и господствующей ролью материальных ценностей, которые сегодня привели человечество на грань катастрофы, прежде всего — экологической. Однако в XX в. не выдержал проверки практикой и коллективизм как принцип общественного устройства. Поэтому сегодня человечество поставлено перед необходимостью выйти из идеологической зацикленности: «индивидуализм - коллективизм» и создать общественную форму в соответствии с природно-антропологическими характеристиками человека, органично сочетающими его как индивидуальные, так и коллективные потребности и устремления. Б.Н. Бессонов
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.
ИНДИВИДУАЛИЗМ
франц. individua-lisme, от лат. Individuum — неделимое), тип мировоззрения, в основе к-рого лежит абсолютизация позиции индивида в его противопоставленности обществу как таковому, миру в целом. И. проявляется как в реальной жизненной позиции, в поступках, так и в разл. концепциях — этических, философских, идеологических, политических и т. д. Согласно принципам И., счастье отд. личности, ее свобода и неограниченное развитие рассматриваются как высш. цель, а функционирование социальных институтов и групп — как основа и средство для достижения этой цели. Как жизненная позиция и умонастроение И. возникает в условиях обособления и отчуждения людей друг от друга. Социально-этич. взгляды, воплощавшие идеал И., высказывались уже в Др. Греции (начиная с Демокрита и софистов). Как массовое явление И. распространился в эпоху эллинизма (напр., в учениях Эпикура, стоиков, скептиков). С установлением капитали-стич. уклада И. наиб. ярко проявился в бурж. обществе, востребовавшем независимую, инициативную личность, способную решительно действовать с целью осуществления частного интереса (не учитывающую интересы др. людей или даже вступающую в противоречие с ними). И. получил обоснование в учениях Дж. Локка, А. Смита, К. А. Гельвеция, Б. Франклина, И. Бентама как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму. Практике товарно-денежных отношений, в к-рых доминировал принцип пользы, соответствовало провозглашение свободы человека от социальных условий и ориентация личности на достижение собств. успехов, что привело к трансформации И. в одну из его типичных форм — эгоизм. И. часто подвергается критике за эту крайнюю форму его проявления. При этом не учитывается, что И. проповедует необходимость личной активности человека, его опоры на собств. силы, утверждает чувство ответственности, морального достоинства. В соответствии с таким пониманием И. находит выражение в альтруизме, моральных установках на совершенствование и честное исполнение долга. С развитием корпораций И. переживает кризис. С одной стороны, он перерождается в авторитаризм, корпоративизм, конформизм, а с другой — превращается в экстремизм, отрицающий разл. формы гос. и обществ. контроля. Одновременно усиление роли гос-ва и корпораций в жизни капиталистии. общества во 2-й пол. 20 в. вызвало движение за гражд. права и свободы, а осознание опасности ядерной войны привело к пониманию того, что самосохранение и полноценное развитие индивида возможно лишь при сохранении человечества в целом, и способствовало расширению всеобщей борьбы за мир.
В теории социализма, провозгласившей приоритет общего интереса над интересами индивида, предполагалось, что новая организация обществ. жизни создаст наилучшие условия для удовлетворения как общественных, так и индивидуальных потребностей. С этих позиций И. отвергался как мировоззрение, противоречащее задачам развития Социалистич. общества и установления всеобщего равенства. Однако на практике в 30—70-е гг. индивидуальные интересы по сути игнорировались. На этом фоне И. проявился в разл. формах «ухода», скептицизма, нигилизма. Ист. опыт доказывает, что противоречия между обществ. и индивидуальными интересами исчезают в таких социально-экон. условиях, при к-рых удовлетворение обществ. интересов достигается людьми в процессе их деятельности, направленной на реализацию индивидуальных интересов. В полит. сфере равновесие между обществ. и индивидуальными интересами осуществляется через признание гражд. свобод личности, а в нравственной — ее морального достоинства и ответственности. Р. Г. Апресян. ‘
В теории социализма, провозгласившей приоритет общего интереса над интересами индивида, предполагалось, что новая организация обществ. жизни создаст наилучшие условия для удовлетворения как общественных, так и индивидуальных потребностей. С этих позиций И. отвергался как мировоззрение, противоречащее задачам развития Социалистич. общества и установления всеобщего равенства. Однако на практике в 30—70-е гг. индивидуальные интересы по сути игнорировались. На этом фоне И. проявился в разл. формах «ухода», скептицизма, нигилизма. Ист. опыт доказывает, что противоречия между обществ. и индивидуальными интересами исчезают в таких социально-экон. условиях, при к-рых удовлетворение обществ. интересов достигается людьми в процессе их деятельности, направленной на реализацию индивидуальных интересов. В полит. сфере равновесие между обществ. и индивидуальными интересами осуществляется через признание гражд. свобод личности, а в нравственной — ее морального достоинства и ответственности. Р. Г. Апресян. ‘
Источник: Российская педагогическая энциклопедия