ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
оптимальный учет конкретных личных качеств и событий жизни каждого учащегося при педагогическом руководстве его развитием как специалиста, пригодного к замещению некоторого типового трудового поста.
Близкое по смыслу понятие «дифференциация профессионального обучения» применяется в тех случаях, когда учитываются особенности не столько отдельных учащихся, сколько их групп (по сходству интересов, опыта, возраста, пола).
Развитие человека в ходе обучения, воспитания (включая самообучение и самовоспитание) характеризуется рядом парадоксов, закономерных диалектических противоречий. Так, с одной стороны, люди должны приобщаться к некоторой сложившейся профессиональной культуре. Приобщиться – это значит «знать то, что все», «уметь, как все», «делать, как все», т.е. освоить некоторую общую учебную программу. В этом смысле образование есть некоторое «размножение», «тиражирование» культуры (в том числе и профессиональной). В связи с этим перед учащимся, вставшим на путь профессионального обучения, стоят задачи овладевать «общественно выработанными» и, следовательно, сходными для разных людей способами поведения, действий, оперирования предметами. С другой стороны, известно из опыта, что есть и противоположный в своем роде процесс: люди творчески порождают, изобретают небывалые, оригинальные орудия, способы, средства, условия труда, а также и его продукты. И тем самым изменяют и развивают ранее общепринятые профессиональные традиции, меняют привычный и признанный облик профессиональной культуры. Известно и то, что хорошие работники в любом деле отнюдь не стандартны, но характеризуются такназываемым индивидуальным стилем («почерком») в работе. Несмотря на единообразие, стандартность внешних условий труда, внутренние (психологические) его условия стандартными быть не могут (у разных людей разные типы памяти, мышления, разный опыт, разные потребности и т.п.). Индивидуальный стиль учебной и трудовой деятельности складывается за счет того, что человек максимально использует свои сильные личные качества и находит способы преодоления или компенсации (возмещения) тех неблагоприятных качеств, которые плохо поддаются изменению, развитию, тренажу (скажем, природную торопливость можно компенсировать повышенным самоконтролем; пониженную память на цифры – оперативными записями; медлительность – предусмотрительностью и т.п.). Идея И.п.о. согласуется с дидактическим принципом индивидуального подхода в обучении.
В связи со сказанным педагог профессиональной школы должен соблюдать некоторый оптимальный баланс требований к учащимся и обеспечивать освоение общеобязательной программы, и в то же время не впадать в педагогический тоталитаризм (не навязывать всем учащимся абсолютно единые до мелочей тактики и стратегии деятельности), но помогать им «найти себя», предлагать равноценные варианты выполнения учебных заданий, т.е. помогать выработать свой оптимальный индивидуальный стиль деятельности, ее саморегуляции. Это одно из проявлений творчества в работе педагога профессиональной школы. Реализация принципа индивидуального подхода к учащимся предполагает направленность педагога на задачи изучения их индивидуальных и типичных психологических особенностей и, следовательно, владение методами изучения учащихся.
Лит.: Гуревич К.М. Индивидуальный подход к учащимся при производственном обучении.
– М., 1963; Мошкова И.Н., Малов С.Л. Психология производственного обучения. – М., 1990; Практикум по психологии профессиональной школы / Под ред. Э.Ф. Зеера. – Свердловск, 1990; Чебышева В.В. Психология трудового обучения. –М., 1983; Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. – Ярославль, 1974; Щукин М.Р. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. – М., 1990.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
1.14 мб

Индивидуализация студентов профессионального обучения

Михеев Роман Эдуардович
В статье рассматриваются вопрос индивидуализации студентов в сфере профессионального обучения, методы и средства для индивидуализации студентов. Приведены примеры решения данной проблемы.
Читать PDF
229.98 кб

Индивидуализация обучения в системе профессионального образования

Макарова Н. Е., Найниш Л. А.
Читать PDF
210.32 кб

Возможности индивидуализации обучения в конкурсах профессионального мастерства

Гайнеев Эдуард Робертович
В статье рассматривается возможность индивидуализации обучения во время подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства
Читать PDF
228.30 кб

Индивидуализация обучения как фактор формирования профессионального самоопределения учащихся

Охтова Ф. Б., Кулакова С. Ф.
Читать PDF
3.23 мб

Индивидуализация обучения специалистов в системе дополнительного профессионального образования

Семенихина Алла Викторовна
Получение узконаправленных и специфических навыков специалиста в учреждении дополнительного профессионального образования должно строиться на основе индивидуализации учебных программ и связи их с практическими задачами и каждым ра
Читать PDF
144.02 кб

Педагогические условия индивидуализации обучения в системе высшего профессионального образования

Куликова Т. В.
В данной статье раскрывается целесообразность организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и рассматриваются основные педагогические условия, соблюдение которых способствует эффективной реализации
Читать PDF
238.06 кб

Педагогические технологии системно-целевой индивидуализации профессионального обучения и саморазвити

Дорощук Е. С.
В статье рассматриваются актуальные проблемы индивидуализации обучения студентов-журналистов, позволяющей, с одной стороны, обеспечить массовый социальный спрос на специалистов, а с другой формировать профессиональную элиту и науч