индивидуализация обучения

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
(в широком смысле слова) всякое приспособление в учебной работе к индивидуальным различиям учащихся.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Индивидуализация обучения
такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
один из компонентов педагогического принципа природосообразности, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы, склонности, способности.

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учеников, уровень развития, их способность к учению.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
организация учебного процесса с учетом индивидуальных познавательных особенностей учащихся, создание условий для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося; возможность выбора собственного пути образования для каждого обучающегося.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Индивидуализация обучения
организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

Индивидуализация обучения
организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И.о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программой, и реальными возможностями каждого ученика.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Индивидуализация обучения
один из ведущих принципов развивающего обучения, при котором учитываются особенности мышления, скорость протекания мыслительных процессов, уровень познавательного интереса, состояние здоровья и другие факторы в процессе индивидуализации, т.е. учета индивидуально-типологических и возрастных возможностей ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
комплекс педагогических и психологических приемов воздействия на учащегося, которые реализуют его потребность ощущать себя в центре внимания; один из дидактических принципов, предусматривающий такую организацию учебного процесса, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся, их социальный и учебный опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и др. факторы, оказывающие влияние на успешность обучения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
организация процесса обучения с учётом индивидуальных особенностей обучающихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. Индивидуализация обучения включает: при ориентации в обучении – индивидуальную учебную спецификацию; при планировании обучения – индивидуальный учебный план; при подготовке обучения – индивидуальный учебный пакет; при проведении обучения – индивидуальный учебный процесс; при оценке обучения – индивидуальный практический тест. Литература: [35; 70; 82].

Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015

Индивидуализация обучения
организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого школьника. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Индивидуализация обучения
такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, типа обучения учитывает индивидуальные различия военнослужащих, уровень развития их способностей. Основана на глубоком знании обучающим индивидуальных особенностей личности воина, духовного мира каждого обучаемого. Индивидуализация обучения способствует достижению единства обучения и воспитания. В современных условиях в войсках и на флотах большие возможности для И.о. открывает применение индивидуальных планов, программированного обучения, использование технических средств обучения, особенно обучающих машин.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению. Индивидуализация обучения, основанная на глубоком знании учителем индивидуальных особенностей личности, духовного мира каждого ученика, способствует достижению единства обучения и воспитания. Индивидуализация обучения способствует развитию способностей учащихся, учитывает их склонности и интересы, различное отношение к учению, к отдельным учебным предметам. Индивидуализация обучения – основа дифференцированного обучения.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Организация учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. В практике обучения нередко ориентируются на средний уровень обученности, способностей к учению, поэтому не каждый учащийся может реализовать свои потенциальные возможности. И. о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программой, и реальными возможностями каждого ученика. Средствами И. о. могут выступать индивидуальные и групповые задания. На занятиях по языку благоприятные возможности для И. о. возникают в результате организации занятий в небольших по количеству обучающихся учебных группах. Одной из эффективных форм И. о. является использование в учебном процессе ролевых игр и технических средств обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Индивидуализация обучения
организация и проведение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, прежде всего – их способностей, характера, а также уровней успеваемости и возможности обучения. Реализуется в условия дифференцированного обучения. Предполагает целенаправленный, специально организованный учебный процесс с учетом субъектного опыта деятельности каждого школьника. Основываясь на том, что в одном и том же классе находятся учащиеся с высоким, средним и низким уровнем развития, ученые предлагают использовать в их обучении различные по сложности и структуре ориентировочные основы умственных действий, благодаря чему эти различия в уровнях знаний и умений могут быть сняты (З. Калмыкова). В условиях массового образования индивидуализация обучения затруднена и порождает критику классно-урочной системы, мотивирует поиск новых образовательных систем и обучающих технологий. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого обучающегося. Одной из форм индивидуализации обучения является программированное обучение, новые возможности для его осуществления открывает внедрение в учебный процесс электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных технологий. В рамках профильной общеобразовательной школы и в профессиональном образовании индивидуализация обучения находит выражение в создании индивидуальных образовательных траекторий отдельных обучающихся. Литература: [56, 70].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого школьника. Учет особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения. Средствами И. о. могут выступать индивидуальные и групповые задания; формы организации классной учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. В качестве компонентов И. о. на всех этапах обучения выступают контроль и самоконтроль. Одной из форм И. о. является программированное обучение; новые возможности для осуществления И. о. открывает внедрение в учебный процесс электронно-вычислительной техники (Педагогический энциклопедический словарь. [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://dictionary.fio.ru/index.php). А. А. Перминова

Источник: Глоссарий современного образования.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Разработка конкретных методов и способов индивидуализации школьного обучения требует глубокого психологического анализа различных аспектов индивидуального развития и соответственно определения конкретных психологических адресатов педагогических воздействий. При употреблении словосочетания «индивидуализация обучения» подразумевают два аспекта его значения:
1) учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
2) оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его собственных психологических ресурсов.
В современных условиях именно второй аспект индивидуализации обучения приобретает особую актуальность. Его идеологическая основа — субъектный подход к пониманию природы человека. Быть субъектом — значит быть инициатором собственной активности. Признание ребенка субъектом приводит к необходимости изменить отношение к каждому ученику на уровне принятия трех основных постулатов: - непредсказуемости индивидуального поведения (признания права каждого ребенка на индивидуальный выбор и соответственно отказа взрослому в праве на жесткий прогноз и целенаправленное управление учебной жизнью ребенка);
- ценности личности (отказа от разделения детей по критерию «хороший — плохой» в плане оценки их способностей при сохранении оценочных критериев по отношению к конкретным аспектам поведения);
- уникальности индивидуальных возможностей (готовности принять ребенка именно как другого человека, наделенного своими особыми, присущими ему качествами и имеющего индивидуально-своеобразный потенциал своего развития, см. — Каган, Эткинд, 1989).
Индивидуализация обучения, основанная на субъектном подходе, нацелена на создание условий для раскрытия и формирования индивидуальности каждого ребенка. Под словом «индивидуальность» имеются в виду продуктивность взаимоотношений личности с окружающим миром и самой собой и ее самобытность, ярко выраженное индивидуальное своеобразие.
Следовательно, адресатом образовательного процесса оказываются индивидуальные психологические ресурсы каждого ученика. Одно из базовых психологических ресурсов личности — интеллект. Интеллектуальные возможности человека проявляются в том, как он воспринимает, понимает и объясняет происходящее, а также в том, как и какие решения он принимает в тех или иных сложных ситуациях.
Интеллектуальное воспитание учащихся — это такая форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Актуальность задачи интеллектуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях постоянно возрастает. В настоящее время идет глобальный интеллектуальный «передел» мира, означающий жесткую конкурентную борьбу отдельных государств за преимущественное обладание интеллектуально одаренными людьми — потенциальными носителями нового знания. Очевидно, что за качество интеллектуальных способностей граждан в первую очередь отвечает такой социальный институт, как общеобразовательная школа. Каковы условия для развития индивидуальности в школе — таков и интеллектуальный потенциал общества.
Проблема интеллектуального воспитания детей в контексте современного школьного образования имеет свои специфические особенности. Во-первых, в рамках парадигмы интеллектуального воспитания оказываются неправомерными любые, в том числе, скрытые формы интеллектуального насилия. Это касается и традиционного содержания образования в виде системы т.н. готовых истин, и традиционных критериев успешности обучения в виде ЗУН, и традиционного распределения познавательных ролей (учитель — ведущий «впереди», ребенок — ведомый «сзади»).
Во-вторых, исключается позиция элитарности образования по отношению к учащимся общеобразовательной школы. Как ни странно, но иногда объектное отношение к ребенку инициируется в инновационных образовательных учреждениях при условии, если они ориентированы на внешнюю дифференциацию учащихся на основе их селекции (например, отбора детей по уровню интеллектуального развития в специализированные школы или классы с «углубленным» обучением).
В-третьих, интеллектуальное воспитание необходимо предполагает индивидуализацию интеллектуального развития каждого ребенка с учетом его наличных интеллектуальных ресурсов и разработки индивидуальной «траектории» его интеллектуального роста в обучении. Интеллектуальное воспитание невозможно без опоры на реальные психологические механизмы интеллектуального развития, которые связаны с изменениями состава и строения индивидуального ментального (умственного) опыта личности (Холодная, 2002/а). Индивидуализация интеллектуального развития в обучении предполагает учет своеобразия ментального опыта ученика и требует решения двух основных задач по создания условий:
1) для актуализации его наличного ментального опыта (в том числе основных компонентов его когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта);
2) для обогащения и наращивания индивидуального ментального опыта в максимально возможном диапазоне.
Следует выделить две взаимосвязанные задачи интеллектуального воспитания учащихся: во-первых, повышение уровня их интеллектуальной компетентности (за счет сформированности основных компонентов когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта, обеспечивающих продуктивность интеллектуальной деятельности) и, во-вторых, рост индивидуального склада ума каждого ученика (за счет выраженности индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного содержания). Эти задачи должны решаться одновременно. Так, роль уникальности склада ума заключается в возможности появления у интеллектуально компетентного человека необычных, новых идей. В свою очередь, без опоры на механизмы продуктивного интеллектуального поведения эта уникальность может трансформироваться в интеллектуальный эгоцентризм и эксцентричность. Организация обучения на основе актуализации и обогащения ментального (умственного) опыта личности позволяет конкретизировать одно из направлений интеллектуального воспитания учащихся, связанного с формированием у каждого ребенка персонального познавательного стиля (см.).
М.А. Холодная
Литература: Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-ое изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002 (а).
Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. — М.: ПЕРСЭ, 2002 (б).

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
организация уч. процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в условиях коллективной уч. работы в рамках общих задач и содержания обучения.
Проблема учета индивидуальных особенностей учащихся относится к традиционным для психол.-пед. науки. В практике процесс обучения в основном ориентируется на ср. уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности. И. о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем уч. деятельности, к-рый задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Учет особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении уч. задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отд. приемов, способов И. о. в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития.
Готовя учащихся к усвоению нового уч. материала, учитель определяет, какие знания, сведения из их личного опыта должны быть привлечены. И. о. предполагает дифференциацию уч. материала, разработку систем заданий раз л. трудности и объема. Целесообразно выделять основной (для всех учащихся) и варьируемый (для работы с разл. группами и отд. учениками) уч. материал. По мере продвижения ученика на более высокие уровни уч. деятельности варьируемый материал и его функции меняются: он может быть дополнительным, вспомогательным, промежуточным.
Средствами И. о. могут выступать индивидуальные и групповые задания. Каждое задание предполагает соответствующие способы действий, к-рые не всегда адекватны решаемой задаче. На этапе усвоения И. о. заключается в показе образца действия, развернутом пояснении, после чего учащиеся выполняют задания частично или полностью самостоятельно. Учителю необходимо заранее предвидеть затруднения, к-рые могут возникнуть у школьника, и рекомендовать пути их преодоления; прочитать ранее изученный материал, обратиться к справочной или доп. лит-ре и т. д. Часто учитель разделяет задание на отд. небольшие задачи, этапы. При этом каждая последующая задача становится посильной для учащихся, если выполнена предыдущая. Такие задания помогают слабым ученикам включиться в коллективную работу класса. В тех случаях, когда реальные уч. возможности отд. учеников выше объективных требований, предъявляемых всему классу, учитель может повысить сложность индивидуального задания.
Содержание, степень сложности уч. задач и способов действий определяют и формы организации классной уч. работы: фронтальную, групповую, индивидуальную. Общеклассная (фронтальная) форма работы создает возможность взаимообмена, взаимообогащения, эмоционального «заражения» и тем самым поднимает активность каждого ученика. При групповой работе между учителем и учеником возникают более близкие контакты и создаются условия для проявления эмоций, выражения потребностей, развития интересов, большие возможности в вариации содержания и способов передачи информации, оказания помощи каждому ученику. Учащиеся класса (группы) делятся на неск. подгрупп с учетом уровня обучения, склонностей и т. д. Уч. задания выполняются всеми учащимися в рамках изучаемой темы, но этапы работы, способы действий, мера помощи различны. Индивидуальная работа позволяет дифференцировать содержание, степень трудности уч. заданий, способы действий и пр., создает благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности. Для организации индивидуальной работы учащихся применяются карточки-задания, тетради на печатной основе, к-рые позволяют при меньшей затрате времени увеличить объем самостоятельной работы, доклады, рефераты и т. д. Сочетание этих форм, взаимопереходы из одной в другую способствуют продвижению всех учащихся на более высокие уровни уч. деятельности.
На этапе закрепления знаний классу предлагается общее задание, доступное всем учащимся, затем даются задания, дифференцированные по трудности. Подбор индивидуализиров. заданий сложен. Если слабому ученику давать лишь облегченные задания, то это усугубит недостатки в его развитии. Таких учеников нужно сначала включить в посильную для них работу, затем постепенно усложнять задание. При подборе заданий на применение и закрепление знаний необходимо учитывать имеющиеся у учащихся пробелы и предлагать задания на ранее изученный материал.
При изложении нового уч. материала возможности И. о. на уроке ограничены. Учитель может чаще обращаться с вопросами к тому или иному ученику, просить его повторить правило, закон, теорему, привести пример. Для учеников, у к-рых развита зрительная память, учитель готовит доп. наглядный материал, школьников с развитой моторной памятью чаще вызывает к доске для записи новых терминов, выводов и т. д. Для успевающих необходимо организовать самостоят. работу вместо подробного инструктажа (к-рый проводится для отстающих). Интересу к учению способствует самостоят. поисковая, творческая работа, применение знаний в новой ситуации, использование средств наглядности, эмоционального воздействия. Целесообразно также опираться на сложившиеся у учащихся интересы к различным областям знания, технике, искусству и т. д.
В качестве компонентов И. о. на всех этапах уч. деятельности выступают контроль и самоконтроль. При самоконтроле предстоит осмыслить цель деятельности и тот образец, с к-рым он может сличить ход и результаты уч. труда. Учитель комментирует образец действия, пробное его выполнение. Элементы самоконтроля закладываются уже при первоначальном планировании учеником своей работы.
И. о. предполагает перспективное те-матич. планирование. В процессе урока учитель, допуская разл. темп проработки материала, к моменту завершения работы над темой должен обеспечить усвоение знаний, формирование умений и навыков всеми школьниками. Для этого ему необходимо заранее наметить пути, к-рыми он поведет учеников к конечному результату.
Одной из форм И. о. является программированное обучение, позволяющее активизировать работу каждого ученика, усилить самоконтроль.
Новые возможности для И. о. открываются в связи с внедрением в уч. процесс электронно-вычислит. техники (см. Компьютеризация обучения). Использование ЭВМ в обучении изменяет ранее сложившееся соотношение между организационными формами обучения в пользу И. о.
Лит.: Климов Е. А., Индивидуальный стиль деятельности, [Казань], 1969; Унт И., Развитие учащегося и индивидуализация уч. работы, в кн.: Сов. педагогика и школа, в. 6, Тарту, 1972; ее же, Индивидуализация и дифференциация обучения, М., 1990; Лийметс X. И., Групповая работа на уроке, М., 1975; Рабунский Е. С., Индивидуальный подход в процессе обучения школьников, М., 1975; Б а б а н-с к и и Ю. К., Оптимизация процесса обучения, М., 1977; Кирсанов А. А., Индивидуализация уч. деятельности как пед. проблема, Казань, 1982. А. А. Кирсанов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личностные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность учения.
И.о. в ПУ проводится в условиях коллективной учебной работы с группой и в рамках общих задач и содержания обучения: все учащиеся должны овладеть знаниями, навыками и умениями, предусмотренными учебными программами. Необходимость И.о. вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех учащихся одинаков.
И.о., основанная на глубоком знании педагогом индивидуальных особенностей личности, духовного мира каждого ученика, способствует достижению единства воспитания и обучения. «Слабые» учащиеся из-за пробелов в полученных ранее знаниях, навыках и умениях, плохо развитых приемов обобщения и абстрагирования встречают большие затруднения при усвоении нового учебного материала и нуждаются в особой помощи педагога. «Сильные» же учащиеся, если педагоги ориентируются на «среднего» ученика, работаютбез напряжения, затормаживается их умственное развитие, снижается познавательная активность. Умелая индивидуализация работы с «сильными» учениками помогает не только полнее мобилизовать их способности, но и благотворно сказывается на учебе всего коллектива.
И.о. способствует развитию способностей учащихся, учитывает их склонности и интересы, различное отношение к учению, к отдельным учебным предметам (см. Индивидуальный подход ).
В практике учебных заведений И.о. нередко ограничивается лишь дополнительными учебными занятиями с учащимися, имеющими пробелы в знаниях, навыках и умениях по отдельным разделам программы. Но цель И.о. в том, чтобы не допустить появления пробелов в знаниях учащихся, обеспечить их максимально продуктивную работу. А это возможно, если И.о. осуществляется на всех этапах обучения и главным образом при усвоении новых знаний. И. о. именно на этом этапе позволяет обеспечить развитие познавательных сил всех учащихся.
Опыт передовых педагогов подтверждает правильность именно такой И.о. Педагог, готовя учащихся к усвоению нового учебного материала, учитывает их индивидуальные особенности. Он определяет, какие знания данного и других учебных предметов, какие сведения из личного опыта учащегося должны быть привлечены для успешного выполнения познавательного задания, анализирует письменные работы, устные ответы учащихся и т.д. Если у учащегося обнаружен пробел в знаниях, необходимых для усвоения нового учебного материала, то ему еще до урока предлагается повторить правило, закон или теорему, решить задачу, пример и т.д. Иногда, если материал изучался недавно и не представляет больших трудностей, педагог проводит эту работу на уроке перед изучением новой темы. Урок в этом случае может начинаться или с фронтальной беседы
– повторения, или с небольшого самостоятельного задания. Главное внимание уделяется организации коллективной работы. Перед всем классом педагог ставит общую познавательную задачу. Затруднения, которые могут возникнуть у отдельных учащихся при ее решении, педагог стремится заранее предвидеть. Так, он рекомендует тем, кто встретился с затруднениями при выполнении задания, прочитать ранее изученный материал в учебнике, обратиться к справочнику, таблице, предлагает выполнить аналогичное упражнение. Формулирует наводящие вопросы, дает план в виде нескольких вопросов, которые направляют мысль ученика, и т.п. Часто задание расчленяется на отдельные небольшие задачи, этапы, логически и структурно связанные между собой.
При этом каждая последующая задача становится посильной, если выполнена предыдущая. Эти индивидуальные задания и приемы помогают «слабым» ученикам включиться в коллективную работу класса.
При изложении педагогом нового учебного материала возможности И.о. на уроке ограничены. Он может лишь чаще обращаться с вопросами к тому или иному ученику, просить его повторить правило, закон, теорему, привести примеры. Зная, что у отдельных учеников сильнее развита зрительная память, педагог готовит для них дополнительные картины, чертежи, схемы, диаграммы, модели. Учащиеся, у которых сильнее моторная память, чаще вызываются к доске для записи новых терминов, выводов, показа объектов на географических и исторических картах. Учащиеся с недостаточно развитым пространственным воображением чаще других работают с геометрическими телами, проводят различные измерения и т.д.
Для тех, кто хорошо успевает по данному предмету, необходимо создавать условия, при которых они должны работать с напряжением всех своих сил. Так, при организации самостоятельной работы вместо подробного инструктажа, как это делается для «слабых» учеников, надо ограничиваться лишь общими указаниями о цели, порядке и способах выполнения познавательного задания, предоставлять возможность учащимся самим наметить план работы, выполнить определенные операции, умозаключения и т.д. После выполнения основного, общего для группы задания следует предлагать им дополнительную литературу для самостоятельного изучения, найти новые варианты доказательства теорем, вывода законов, привлечь их к объяснению другим ученикам изученного материала и т. д. Такая организация учебной работы позволяет всем учащимся работать в полную силу, проявлять самостоятельность, активность.
На этапе закрепления знаний группе первоначально предлагается общее задание, доступное всем ученикам. Затем даются задания в трех-четырех вариантах. Трудностьих различна. Каждому ученику предоставляется возможность пробовать свои силы и решать любой вариант.
Подбор индивидуализированных заданий весьма сложен. Если ученика со слабо развитым отвлеченным мышлением из занятия в занятие упражнять лишь на облегченных заданиях, то это усугубит недостатки в его развитии. Поэтому учитель сначала включает такого ученика в посильную работу, а затем постепенно ведет его к усвоению более сложного материала. При подборе заданий на применение и закрепление знаний надо иметь дополнительные задания, выполнение которых поможет восполнять имеющиеся у учащихся пробелы. Для «слабых» особенно важно возвращаться к ранее изученному.
При И.о. небходимо тематическое перспективное планирование, так как педагог, давая в процессе прохождения той или иной темы разные задания и допуская различный темп проработки учебного материала, к моменту завершения работы над темой должен обеспечить усвоение знаний, навыков и умений всеми учениками. А для этого он должен, начиная работать над темой, ясно представлять себе пути, которыми он поведет учеников к конечному результату. Ограничиться поурочным планированием здесь нельзя.
В современных условиях большие возможности для И.о. открывает компьютеризация обучения.
Возможное при И.о. разделение учащихся группы по уровню знаний и интеллектуального развития на группы «сильных», «средних» и «слабых» для выполнения отдельных заданий должно вести к поднятию этого уровня и, в конечном счете, к ликвидации таких групп, как устойчивых образований, но отнюдь не к превращению их в резко разделенные, неподвижные, «роковые», как это имеет место в школах некоторых государств. Так, в школах Англии, США, ФРГ и других стран И.о. предусматривает приспособление целей и содержания обучения к уровню подготовки учащихся, обучение уже в начальных классах ведется по разным программам и разными методами.
Лит.: Данилов М.А. Индивидуализация обучения учащихся на уроке // Процесс обучения в современной школе. – М., 1960; Бударный А. Преодолеть неуспеваемость // Народное образование. 1963. № 10 (Приложение); Буданков Л. Молодежи – математические
знания // Там же. 1963. № 11; Кирсанов А.А. Индивидуализация процесса обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся // Советская педагогика. 1963. № 5.
А.А. Кирсанов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
283.68 кб

Об индивидуализации обучения химии в школе

Боровских Т.А.
Читать PDF
123.81 кб

Индивидуализация обучения и учебный процесс

Петренко В. В.
Читать PDF
220.42 кб

ДОТ как инструмент индивидуализации обучения

Шевелев Н. , Кузнецова Т.
Читать PDF
194.25 кб

Индивидуализация обучения и типология личности

Опрышко А. А.
Читать PDF
437.64 кб

Идеи индивидуализации обучения Торстена Хюсена

Аксенова Э. А.
В статье рассматривается педагогическая деятельность Торстена Хюсена, крупного ученого, исследователя международных проблем образования, преподавателя Стокгольмского университета, родоначальника идеи «возобновляемого образования».
Читать PDF
152.94 кб

Индивидуализация в обучении студентов-математиков

Глухарева Т. В.
Читать PDF
135.89 кб

Технологический подход к индивидуализации обучения

Боровских Т.А.
Раскрыто содержание и взаимосвязь понятий «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения» и «методика обучения».
Читать PDF
4.29 мб

Индивидуализация обучения математике студентов в вузе

Скибиикий Эдуард Григорьевич, Захарова Ольга Александровна
В статье рассмотрены технологические модели обучения математики в высших учебных заведениях, связанные с индивидуальным подходом при изучении математики, представлены особенности организации интерактивных технологий, их концептуал
Читать PDF
1.14 мб

Индивидуализация студентов профессионального обучения

Михеев Роман Эдуардович
В статье рассматриваются вопрос индивидуализации студентов в сфере профессионального обучения, методы и средства для индивидуализации студентов. Приведены примеры решения данной проблемы.
Читать PDF
325.41 кб

Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения

Сарбашева Зинфира Мажмудиновна, Курданова Хауа Магомедовна
Дидактическая профессиональная подготовка студентов в процессе индивидуализации обучения требует использования более оптимальных методов обучения.
Читать PDF
146.66 кб

Проблема индивидуализации обучения в современных условиях

Скибина Яна Владимировна
Одним из приоритетных направлений модернизации современного образования является его установка на развитие индивидуальности учащихся.
Читать PDF
512.15 кб

Индивидуализация обучения посредством модульной технологии

Гуримская Ирина Анатольевна, Желябина Алла Геннадьевна
В статье дано обоснование необходимости индивидуализации обучения в вузе в соответствии с отечественными традициями в образовании. Указаны причины применения модульной технологии для реализации индивидуализации обучения.
Читать PDF
2.75 мб

Индивидуализация обучения в учебно-воспитательном процессе

Трубинский Владимир Васильевич
В статье рассматривается проблема индивидуализации процесса обучения курсантов военного летного вуза, а также противоречия между индивидуальным и коллективным подходами в учебно-воспитательном процессе.
Читать PDF
947.10 кб

Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения

Кувандикова Гулнора Гуламовна, Хамрокулова Дилнавоз Фозиловна, Юлчиева Зулфизар Нажбуллаевна
В статье раскрываются гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения, реализация индивидуального подхода, организация учебной деятельности и воспитание индивидуальности.
Читать PDF
234.52 кб

Педагогические условия обеспечения индивидуализации обучения

Збираник Т. В.

Похожие термины: