Императив

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИМПЕРАТИВ
(лат. imperativus повелительный) повеление, требование, приказ, безусловный принцип поведения.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Императив
(от лат. imperative — повелительный) — обязательное предписание, требование, безусловный принцип поведения (например, нравственный, экономический и др.).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Императив
отлатинского imperativus - повелительный) - требование, приказ, закон. И. Кант ввел в этику понятие категорического императива - безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ИМПЕРАТИВ
от лат. imperativus — повелительный), повеление, требование, приказ, безусловный принцип поведения. Понятие «категорический И.», введенное Э. Кантом в «Критике практич. разума» (1788), обозначает в его этике нравств. закон, гласящий: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант Э., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260). Т. о., Кант обосновывал идеи равенства в морали: моральные требования независимо от их содержания всегда имеют универсальный (всеобщий) характер и распространяются на всех людей. Понятие категорич. И. Кант углубил с помощью утверждения, к-рое вскрывает гуманистич. содержание морали: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270). Понимание морали, по Канту, является абсолютным, идеальным (см. Идеал). Г. Гегель и К. Маркс считали, что в обществе, основанном на принудит, разделении труда, каждый, относясь к другому как к цели, себя превращает в средство, и наоборот (см. Польза). Но Кант претендовал на построение философски обоснованной этики, а не социальной теории. Категорич. И. он противопоставлял гипотетическим, или условным И. (повелениям, предполагающим умение и благоразумие того, кому они адресованы), указывающим на средство, к-рое надо использовать для достижения определенной цели.
Характеризуя третье значение категорич. И., Кант предполагал автономию человека как личности и гражданина, способного самому устанавливать нравств. принципы своего поведения и беспрекословно им следовать. Понятие «категорич. И.» нередко употребляется для обозначения общепринятых нравств. требований современности (борьба за мир, сохранение природы, выживание человечества и др.).
Р. Г. Апресян.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
359.15 кб

Профессиональная компетентность современного педагога: императив гуманитарных технологий в профессио

Мажарова Елена Анатольевна
Предлагается один из вариантов решения проблем совершенствования высшего педагогического образования на принципиально иной методолого-технологической основе, которая формирует профессиональную компетентность и новое качество профе
Читать PDF
295.93 кб

Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив

Акутина Светлана Петровна
Рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у старшеклассников, выявлены точки зрения ученых на формирование ответственного родительства в различных философских концепциях, изучен психологический феномен ро
Читать PDF
117.43 кб

Инновационность в образовании как императив времени и требования международного рынка образовательны

Балыхин М. Г.
В статье рассматриваются в контексте сравнительных исследований перспективы развития мирового образовательного пространства, инновации в интенсификации образовательного процесса, тенденции на международном рынке образовательных ус
Читать PDF
400.99 кб

Проектно-целевой подход императив формирования профессиональной компетентности

Мухаметзянова Г.
Читать PDF
49.40 кб

Толерантность как императив межнационального взаимодействия

Мазурина Наталья Геннадьевна
Читать PDF
406.33 кб

Здоровье и нагрузка школьника: гигиенический императив

Щербо А.П.
Читать PDF
741.24 кб

Проблемы формирования профессиональных интересов старшеклассников - социальный императив рыночной эк

А. Д. Копытов
Читать PDF
244.04 кб

Духовно-экологический императив в образовании

Тебенькова Елена Александровна
В статье представлено понимание духовно-экологического в образовании через постулирование принципа любви в онтологическом и деятельностном понимании.
Читать PDF
74.47 кб

Модернизация высшей школы как императив социальной жизни: рецензия на монографию Г. В. Гедримович, М

Варганова Галина Владимировна
Гедримович, Гертруда Васильевна. Научно-исследовательская, образовательная и информационная деятельность высшей школы на примере социально-экономического образования: монография / Г. В. Гедримович, М. В. Ежов, С. М. Климов; С.
Читать PDF
98.52 кб

Образовательная логистика как стратегический императив экономического развития региона

Гончарова М. А., Гончарова Н. А.
Статья посвящена проблеме поиска новых эффективных инструментов управления вузом в условиях перехода на инновационный путь развития региональной экономики, в связи с чем авторы предлагают использовать образовательную логистику.
Читать PDF
279.98 кб

Императив сохранения национальных черт отечественного высшего технического образования

Зиньковский Ю. Ф., Мирских Г. А.
Анализируются пути сохранения национальных особенностей в процессе внедрения принципов Болонской декларации.
Читать PDF
259.66 кб

Императив «Познай самого себя» как смыслообразующий стержень школьного образования

Лобанов Петр Алексеевич
как изменится содержание школьного образования, если в центр поставить процесс познания самого себя учеником?
Читать PDF
0.00 байт

Овладение будущих бакалавров современными технологиями социализации учащегося как императив личностн

Заречная Лариса Петровна, Коротенко Инна Тимофеевна
Целью статьи является освещение основных направлений проблем и условий внедрения современных педагогических технологий (включая ИКТ) социализации личности учащегося в образовательный процесс подготовки будущего бакалавра в двухуро
Читать PDF
0.00 байт

Духовный императив развития непрерывного образования в России как проблема национальной безопасности

Балясникова Людмила Александровна, Золотухина Наталья Федоровна
Читать PDF
0.00 байт

Взрослое музыкальное образование как императив меняющихся реальностей современного общества

Кароян Марине
ВЗРОСЛОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИМПЕРАТИВ МЕНЯЮЩИХСЯ РЕАЛЬНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА РЕЗЮМЕ Последние исследования в области взрослого образования доказывают, что взрослые, которые хотят быть активными в музыкальной деятель

Похожие термины:

  • Нравственный императив

    лат. – повеление) – это общий закон, высшее требование, важнейший принцип, которому надо следовать безоговорочно, без рассуждения, без сомнения. Это та нравственная максима, которая распространяе
  • Императив поведения

    лат. – повелительный) – поведенческая модель, включающая нормы поведения, безусловно соблюдаемые как внутренний самоприказ, людьми одной общности (этноса, общественной организации, учреждения, с
  • ИМПЕРАТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

    тип Речевых жанров (см.), коммуникативная цель которых — вызвать осуществление именуемого в них события (побудить к нему). Языковые факты, имеющие отношение к функционированию И.р.ж., изучаются в те
  • Императивный

    не терпящий возражений, не допускающий выбора.