ИЛЬМИНСКИЙ Николай Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИЛЬМИНСКИЙ Николай Иванович (1822-1892)
востоковед, педагог-миссионер, член-корреспондент Петербургской АН (1870). Окончил физико-математическое отделение Казанской духовной академии (1846), затем преподавал там же. В 1851-54 изучал ислам в странах Ближнего Востока. В 1861-72 преподавал в Казанском университете (с 1863 экстраординарный профессор) и одновременно в 1863-70 - в духовной академии. В 1863 осн. крещено-татарскую школу, ставшую центральной для миссионерских школ Казанской и соседних губерний (за 50 лет выпустила св. 6 тыс. чел., в т.ч. ок. 900 учителей); в 1872 - Казанскую инородческую учительскую семинарию, которая готовила учителей для татарских, мордовских, марийских, чувашских, удмуртских школ. Деятельность И. была направлена на "прочное сближение инородцев с коренным населением путем просвещения". И. разработал особую систему просвещения нерусских народностей на основе живого разговорного народного языка. Создал ряд учебников и учебных пособий, перевел на татарский язык мн. духовные и богослужебные книги. Издал ряд памятников тюркской письменности, в т.ч. "Бабур-наме" (1857). Общепризнанной заслугой И. является создание и широкое применение русского алфавита для письменности народов, пользовавшихся арабской графикой.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИЛЬМИНСКИЙ Николай Иванович
23.4(5.5). 1822, Пенза,—27.12.1891 (8.1. 1892), Казань], востоковед, педагог-миссионер, ч.-к. Петерб. АН (1870). Окончил физ.-мат. отделение Казанской духовной академии (1846), на ст. курсах изучал араб. и тат. языки у А. К. Казем-Бека. Оставленный при академии, преподавал естеств.-науч. предметы, историю философии, древнееврейский язык. Для совершенствования в тат. яз. поселился среди татар, посещал медресе. В 1851—54 был в науч. командировке на Бл. Востоке (Египет, Палестина, Сирия) для изучения ислама. С 1854 преподавал вост. языки на миссионерском отделении Казанской духовной академии. Обвиненный в пропаганде мусульманства, оставил академию. В 1858—61 служил переводчиком в Оренбургской пограничной комиссии. В 1861—72 преподаватель кафедры тур.-тат. языка Казанского ун-та (с 1863 экстраординарный проф.). В 1863—70 преподавал также в духовной академии. В 1863 основал Казанскую крещено-тат. школу, ставшую центральной для миссионерских школ Казанской и соседних губерний (за 50 лет выпустила св. 6 тыс. чел., в т. ч. ок. 900 учителей), в 1872 — Казанскую инородческую учительскую семинарию, к-рая готовила учителей для тат., морд., марийских, чуваш., удм. школ. Директором семинарии И. оставался до конца жизни. Деятельность И. была направлена на «прочное сближение инородцев с коренным рус. населением путем просвещения», под к-рым в первую очередь понимались христианско-православные идеи. И. стремился приобщить нерус. народы к русской, а через нее и к общечеловеческой культуре, а также сделать доступными для русских культурные ценности др. народов России. И. разработал особую систему просвещения нерус. народностей на основе живого разговорного нар. языка. Родной язык он считал основанием и орудием шк. образования, гл. роль отводил нач. школе. Преподавание в нар. школе (одноклассной четырехлетней) по системе И. велось на 1-м отделении (2 года) исключительно на родном языке, рус. яз. изучался как уч. предмет. Обучение рус. языку начиналось с разговорных уроков. На 2-м отделении русский становился языком преподавания. Лучшие учителя нерус. нар. школ, по И.,— лица одной национальности с учениками. От рус. учителей требовал знания родного языка учащихся, использования его в уч.-воспитат. работе. Учебники, по мнению И., должны печататься на родном для учащихся языке с использованием рус. графики. Стремился приспособить организац. структуру русских школ, формы и методы их уч. работы к нац. особенностям населения (передвижные школы для кочевых народов, интернаты при школах для казах. населения и др.). Мн. метод. рекомендации И. заимствовал из практики лучших отеч. педагогов. Правилами 1870 система И. была утверждена для Поволжья, Ср. Азии и Сибири, однако на практике она часто искажалась требованиями скорейшего перехода к преподаванию на рус. языке и даже превращением родного языка во вспомогательный. И. создал ряд учебников и уч. пособий (словарь и грамматику казах. яз., самоучитель рус. яз. для казах. школ, тат. букварь); перевел на тат. яз. мн. духовные и богослужебные книги. Издал ряд памятников тюрк, письменности, в т. ч. «Бабу р-наме» (1857). Общепризнанной заслугой И. является создание и широкое применение рус. алфавита для письменности народов, пользовавшихся араб. графикой. Применение в обучении разговорных тат., башк., казах. и др. языков способствовало развитию нац. лит. языков, созданию на них уч. и дет. лит-ры. Среди последователей И.— И. А. Алтынсарин, И. Я. Яковлев, Н. А. Бобровников.
Соч.: Из переписки по поводу применения рус. алфавита к инородческим языкам, Казань, 1883; Беседы о нар. школе, СПБ; Воспоминания об И. А. Алтын-сарине, Казань, 1891; Избр. места из пед. соч., Казань, 1892; Письма [к К. П. Победоносцеву], Казань, 1895; О системе просвещения инородцев и о казанской центр. крещено-тат. школе, Казань, 1913.
Лит.: Н. И. Ильминский, Казань, 189.2; Н. И. Ильминский. Сб. ст., Казань, 1916; Биобибл. словарь отеч. тюркологов. Дооктябрьский период, под ред. и с введением А. Н. Конон9ва, M.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
429.65 кб

Миссионерская деятельность Николая Ивановича ильминского в Уфимской губернии

Шарафутдинов Артем Альбертович
В статье рассмотрена миссионерская деятельность известного педагога и просветителя инородцев Н.И. Ильминского, который являлся родоначальником системы миссионерских школ. Благодаря Н.И.