ИГНАТЬЕВ Варнава ЕфимовичИгнорирование

ИГНАТЬЕВ Павел Николаевич

Найдено 3 определения термина ИГНАТЬЕВ Павел Николаевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Павел Николаевич Игнатьев

министр 1915-1916 гг. Под его руководством был разработан проект реформы образования, предусматривавший введение всеобщего начального образования, формирование у учащихся национального самосознания, расширение профессионального и специального образования, сокращение преподавания «мертвых языков» в гимназиях. Школе придавалось приоритетное значение. Намечалась трансформация системы управления образованием и его демократизация. Реформа не была реализована, но многие ее идеи и материалы учебных программ использованы при создании советской школы, а также послужили руководством для русских школ за рубежом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»

ИГНАТЬЕВ Павел Николаевич

1870-1945) — граф, государственный деятель и деятель образования. Почетный член Российской АН (1917-28; восстановлен посмертно в 1990). В 1904-07 председатель Киевской губернской управы, в 1907-08 киевский губернатор. В январе 1915 - декабре 1916 министр народного просвещения. После Октябрьской революции в эмиграции. Под руководством И. был разработан проект реформы образования, предусматривавший введение всеобщего обязательного начального образования, формирование у учащихся национального самосознания, расширение профессионального и специального образования, сокращение преподавания "мертвых языков" в гимназиях и др. Школе придавалось приоритетное значение. Намечалась трансформация системы управления образованием и его демократизация. Большая роль в осуществлении реформ отводилась самоуправлению в учебных заведениях. В марте 1916 создал Совет по делам высших учебных заведений и межведомственный Совет по делам профессионального образования. По его инициативе проведены 2 совещания попечителей учебных округов (февраль 1915 и март 1916), ряд съездов педагогической общественности по обсуждению реформы. Проекты И. были отклонены правительством, и он был вынужден выйти в отставку. Реформа не была реализована, но ее мн. идеи, особенно материалы учебных программ, использованы при создании советской школы, а также служили руководством для русских школ за рубежом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ИГНАТЬЕВ Павел Николаевич

граф [30.6(12.7).1870, Константинополь,— 12.8.1945, Мельбурн, пров. Квебек, Канада], гос. и обществ. деятель. Учился в Петерб. ун-те и в Сорбонне. После окончания Киевского ун-та (1892) служил по ведомству Мин ва внутр. дел. Был предводителем дворянства в Липо-вецком уезде Киевской губ., в 1907—08 Киевский губернатор. В 1912—15 товарищ главноуправляющего землеустройством и земледелием (курировал, в частности, и с.-х. образование). В янв. 1915 — дек. 1916 министр нар. просвещения. После Окт. революции в эмиграции. Поч. чл Рос. АН (1917—28; восстановлен посмертно в 1990).

Под рук. И. был разработан проект реформы системы образования в соответствии с перспективами развития России в ряду индустр. стран. Предложения И. учитывали актуальные пед. теории (Дж. Дьюи и др.), опыт организации шк. образования в США, Франции, Великобритании и др. гос. вах. Начальной ступенью обучения намечались 1—4-е классы нар. школы (или 1—3-е классы высш. нач. училища или гимназии). Наиболее последовательными были планы реформы общего ср. образования: предполагалась единая школа (гимназия) с 7-летним сроком обучения и 2 ступенями (1—3-е и 4—7-е классы). После 4-го гимназич. класса учащиеся разделялись по принципу академич. фуркации на направления: новогуманитарное (осн. предметы: словесность, родной и иностр. языки, история и др.); гуманитарно-классическое (углубленное изучение древних языков), реальное (по отделениям: естеств. наук и математики). Стратегич. целью реформы школы выдвигалось освоение учащимся знаний и умений, необходимых как для дальнейшей деятельности в избранной области, так и для продолжения образования; предполагалась преемственность программ ср. школы и последующих этапов проф. подготовки. К осн. задачам школы относилось формирование у учащихся нац. самосознания. В структуре шк. уч. плана доминировали рус. яз. и лит-ра, история и география России. Нерусским предоставлялись возможности освоения (в т. ч. и в средней школе) культурного наследия своих народов. Школе придавалось приоритетное значение. Подчеркивалась необходимость соответствия школы потребностям об-ва и интересам нац. экономики. Задачи обучения и воспитания рассматривались в комплексе. Уч. предметы делились на 2 группы: образовательные (рус. язык, математика, химия и др.) и воспитательные (основы мировой культуры, рисование, пение, физич. упражнения, знакомство с иск-вом и др.). Уч. план строился на принципах содействия всестороннему развитию учащихся и трудового начала (к-рое понималось как воспитат. средство, а не фактор проф. подготовки). Программы по 16 предметам нацеливали на углубленное изучение обязат. и профильных дисциплин, использование крае-ведч. материала, развитие инициативы преподавателей.

Намечалась трансформация системы управления нар. образованием и его демократизация. Большая роль в осуществлении реформ отводилась самоуправлению в уч. заведениях. При гимназиях наряду с пед. советами создавались к-ты из представителей общественности, родительские советы. Пед. советам предоставлялось право самостоятельно разрабатывать планы и программы, решать хоз. вопросы. В период деятельности И. на посту мин. увеличились ассигнования на нар. образование, выросла сеть высш. и ср. уч. заведений. И. оказывал поддержку новым (женским и частным) вузам. В марте 1916 создал Совет по делам высш. уч. заведений и межведомств. Совет по делам проф. образования. По его инициативе проведены 2 совещания попечителей уч. округов (февр. 1915 и март 1916), ряд съездов пед. общественности по обсуждению реформы. Проекты И. были отклонены пр-вом, и он был вынужден выйти в отставку. Реформа не была реализована, но ее мн. идеи, особенно материалы уч. программ, использованы при создании сов. школы, а также служили осн. руководством для рус. школ за рубежом.

Лит.: Материалы по реформе средней школы, П., 1915; Дудниченко И. И., Граф Игнатьев и развал школы, Саратов, 1916; Поляков С. Н., К вопросу о реформе ср. школы, Тула, 1916; К л ю-ж е в И. С., Граф П. Н. Игнатьев и наше народное образование, «Вестник воспитания», 1917, № 2; Иванцов Н., Реформа ср. школы, там же, № 4 — 5; Константинов Н. А., Очерки по истории ср. школы, M.; Кузьмин H. H., Осн. вопросы реформы ср. общеобразоват. школы (гимназии и реальных училищ) в период нового революц. подъема и первой мировой войны, УЗ МОПИ им. Н. К. Крупской, 1958, т. 68; Цирульников А. М., Из тайных архивов русской школы, М., 1992; Stra-k h о v s k у L. A., Gount P. N. Ignatyev, reformer of russian education, «Slavonic and East European Review», 1957, в. 36, № 86.

M. В. Богуславский.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ИГНАТЬЕВ Павел Николаевич — 0

Найдено научныех статей по теме ИГНАТЬЕВ Павел Николаевич — 0

Найдено книг по теме ИГНАТЬЕВ Павел Николаевич — 0

Найдено презентаций по теме ИГНАТЬЕВ Павел Николаевич — 0

Найдено рефератов по теме ИГНАТЬЕВ Павел Николаевич — 0