Идеал

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Идеал
пример, образец, по которому мы оцениваем себя и своих ближних; цель наших стремлений

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Идеал
(idea – представление, понятие) – образ, которому следует человек в своей деятельности и поведении.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

ИДЕАЛ
это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь; то, что становится целью деятельности, жизненным стремлением личности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ИДЕАЛ
образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, совершенный образ чего-либо, высшая конечная цель стремлений и деятельности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ИДЕАЛ
(от греч. idea – идея, первообраз) – образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Идеал
Я» (Идеальное «Я») - идеальный образ себя, идеальные представления о себе (идеальная модель себя как личности). Расхождение между идеальным и реальным «Я» может служить причиной развития внутреннего конфликта личности военнослужащего.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Идеал
(от фр. іdeal < гр. іdea – понятие, представление) – образцовое совершенство субъекта или объекта. Составляет основу эстетического идеала личности. Для большинства подростков и юношества идеалом являются герои литературных произведений. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ИДЕАЛ
франц. ideal, от греч. idea—идея, понятие) — образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Идеалы, живые и действенные высокие представления и цели, могут приобретать большую практическую силу; идеализировать —значит мысленно освобождать несовершенную действительность от ее несовершенства, уподоблять ее идеалу, формировать нечто сообразно идее, как это делают поэты и художники.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ИДЕАЛ
(фр. ideal от гр. idea – идея, первообраз) – образ совершенства, наиболее ценного и величественного, в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание идеала часто складывается как альтернатива действительности, как внутренний протест против устоявшегося порядка вещей. В моральном сознании идеал предстает как мечта о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности в отношениях между людьми.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Идеал
1) в онтологии, наиболее абстрактное и существенное представление о развивающемся нечто, содержанием которого выступает наиболее развитое состояние нечто; в социокультурном бытии человека - это наиболее абстрактное выражение содержания целевой или потребностной установки, выступающее средством ориентации и самоорганизации развивающегося человека, группы, общества в целом. 2) суть абстрактное представление о цели, достигаемой человеком, группой, обществом. Идеал несет информативность и энергетичность, внутреннюю прикрепленность к содержанию абстрактной цели.

Источник: Методологический словарь для стратегов

Идеал
гр. – первообраз, нравственный) – это эталон, мысленный образ совершенства, который понимается людьми как возможная конечная цель действий по созданию истинной красоты, совершенства в чем-либо: общении, искусстве, производстве, отношении. Идеалом могут быть обыкновенные вещи быта, гениально сделанные. Идеал – это высшая норма, закон возвышенного, традиция устремлений к высокому, нередко предмет мечты. В русской народной культуре идеал определялся смыслом жизни и сам был смыслообразующим фактором. Он направлял выработку норм, оценок, суждений и потому мог складываться в зависимости от культуры, от уровня интеллектуального развития людей. Идеал – это критерий отделения добра от зла. Вместе с тем, абсолютизация идеала вредна; это может привести к трагическим последствиям, ибо реальным возможностям человека он бывает недосягаем. «Идеал», как понятие, породил целый ряд педагогических терминов: воспитательный идеал, педагогический идеал, идеал учителя, идеал ученика и т.д.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ИДЕАЛ (франц. idеal, от греч. idеa - идея, первообраз)
1.в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к.-л. явления; б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей; 2.в строгом философском смысле: в теоретическом плане — а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное ценностное представление (о благом и должном), в нормативно-этическом — б) совершенство в отношениях между людьми или - в форме общественного И. — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, в) высший образец нравственной личности. Различие подходов в теоретическом толковании И. обусловливается решением проблемы соотношения И. и реальности. При натуралистическом понимании ценностей вообще И. может трактоваться различно: во-первых, как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. Схема такого понимания И. предзадана золотым правилом. Во-вторых, как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия; соответственно, идеалов столько, сколько норм; по такой логике нет И. вообще, но есть идеалы, соответствующие разным ценностям: красоты, добра, справедливости и т.д. Наряду с этим на практике универсальный И. может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный И. - в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей. И. т.о. теряет свою универсальность, трансформируется в идол или кумир; отсюда возникает впечатление, что идолов столько, сколько людей. В-третьих, как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы. При идеалистическом понимании ценностей И. рассматривается существующим трансцендентно к реальности и данным человеку непосредственно, через "голос совести" или априорно. Как форма нравственного сознания И. является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания И. занимает ключевое место; им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. По тому, признается ли существование универсального и абсолютного И. в качестве критерия выбора ценностей и оценки, мыслители делятся на абсолютистов и релятивистов.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИДЕАЛ
франц. ideal, от греч. idea — идея, первообраз), образ совершенства, наиболее ценного и величественного, в культуре, иск-ве, отношениях между людьми, нравств. и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание И. часто складывается как альтернатива действительности, как внутр. протест против устоявшегося порядка вещей. В моральном сознании И. предстает как мечта о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности в отношениях между людьми. Впервые И. в этом понимании был сформулирован в буддийской и христианской религиях, причем моральный И. в этих учениях был органично соединен с образами совершенных личностей: Будда и Христос были канонизированы в качестве высшего И. И. по природе своей абсолютен и безусловен, его нельзя конкретизировать и привязать к определенным ист. условием. Поэтому бесперспективны и обречены на неудачу попытки возвести в И. образы конкретных лиц, выдвинуть их в качестве примеров для подражания (как, напр., в СССР галерея пионеров и комсомольцев-героев, свершивших жертвенные деяния во имя отчизны).
В истории культуры И. практически всегда интерпретировался и санкционировался идеологами с позиций определенной социальной группы. В рамках классовой идеологии формулировались общественные И. как прогнозы и утопии такого социального устройства, в к-ром может быть осуществлен моральный И. и личность достигнет совершенства. Ист. значение общественных И., их прогрессивность или реакционность обусловливались местом и ролью стоящих за ними социальных сил, их действит. заинтересованностью в переустройстве общества. Известны примеры И., обращенных в прошлое, ориентированных на восстановление нек-рого «золотого века». Провозглашались социальные И., содержавшие образы совершенного будущего общества. Подобные И. основывались и теоретически. Однако на практике содержание таких И. подвергалось вульгаризации. Искаженное толкование И. становится одной из духовных предпосылок нравств. кризиса в обществе.
Вековые моральные традиции человечества закрепили подлинный И., сущност-ным содержанием к-рого стал образ свободной личности, способной посвятить себя счастью др. людей. Любые социальные программы должны выверяться по этому И. как высшей нравств. и социальной цели ист. развития.
Формирование И.— сложная задача. Ребенку с рождения свойственно стремление к доброму и прекрасному, важно, чтобы его воспитание имело целью совершенствование нравств. черт личности. Основы общечеловеческих нравств. и культурных ценностей закладываются в семье. От ее духовной ориентации, моральной атмосферы во многом зависит, научится ли подрастающий человек отличать подлинные И. от мнимых. Личность, получившая в детстве импульс к нравств. саморазвитию и самосовершенствованию, воспитанная на истинных И., в любых ситуациях способна сделать правильный моральный выбор. В то же время, человек, привыкший бездумно подражать чужому мнению, соблюдать любые стандарты и стереотипы поведения, легко превращается в послушного исполнителя чужой воли. Воспитатели иногда опасаются, что слишком сильная вера в идеальное может стать причиной душевных разочарований и потрясений. Избежать этого можно, если человек воспитывается не только на идеалах, но и на реальностях действительности. Воспитываясь, человек учится воплощать свои нравств. И. в жизнь.
Часто у подростков и юношей стремление к И. выражается в форме увлечения конкретными личностями — модными артистами, спортсменами и др. деятелями и превращается в слепое поклонение идолам, к-рым приписываются самые привлекат. человеческие качества и способности. Желание иметь предмет для обожания свойственно отроческому и юношескому возрастам и, как правило, проходит по мере взросления. Но в ряде случаев чрезмерное внимание к модным кумирам становится негативным явлением, поглощающим все свободное время, ограничивающим др. культурные и нравств. потребности. Такие ложные И. могут нанести вред нормальному нравств. развитию личности. Родители и воспитатели не могут оставаться безучастными к таким увлечениям. Необходим поиск педагогически обоснованных И. для направления интересов в позитивное русло.
Р. Г. Апресян.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Идеал
от лат. идеалис - идеальный) - представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса. Идеалы носят исторический характер и выступают важными факторами регуляции человеческой деятельности и поведения. Современный психоанализ в лице французской женщины-психоаналитика Мишель Бертран разрабатывает проблему возникновения идеалов следующим образом. Она пишет: "Социальные идеалы" - это идеалы, присущие таким верованиям, которые связаны не с восприятием реальности, а с ценностями и оценками, с определением хорошего и плохого, полезного и вредного, Добра и Зла.» В ряде случаев идеалы не осознаны. В том случае, когда между сущим и должным возникает разрыв, мы осознаем свои идеалы, мы полагаем идеал "как нечто должное" и подлежащее осуществлению. Некоторые идеалы могут хотя бы отчасти осуществиться, другие (счастье для всего человечества, общество, основанное на братстве и справедливости, в котором все люди свободны и равны) неосуществимы по определению. "Само существование подобных утопий ставит двоякую проблему: социолог должен задаться вопросом об условиях их возникновения в тот или иной период, в той или иной социальной группе, а психоаналитик - вопросом о том, какие психические механизмы порождают идеализацию желанных, но недоступных объектов. Чтобы понять власть социальных идеалов над людьми, необходимо исследовать формирование той психической инстанции, которую Фрейд называет "Идеал-Я" или, позже, - "Сверх-Я". Эта инстанция наблюдения за субъектом и постоянного сравнения между сущим и должным образуется, согласно Фрейду, в результате интериоризации родительской критики, а позже - требований общества. Моральное сознание не может быть врожденным". Бертран пишет, что поначалу ребенок боится только утраты любви своих близких, он совершает дурные поступки, если может их скрыть, но постепенно внешний запрет замещается внутренним, ребенок отождествляет себя с родительским Сверх-Я. Это происходит потому, что ребенком движет любовь, первая форма любви - самоотождествление ребенка с родителями. Отказавшись от запрещенных общественной моралью желаний, преодолев Эдипов комплекс (желание обладать любовью одного из родителей и убрать второго родителя как соперника) и связанную с ним агрессию, ребенок обретает моральное сознание. "Моральное сознание - это помещенный внутрь взрослый, который продолжает наблюдать за ребенком и указывать, как тому вести себя; ребенок подчиняется ему из страха потерять любовь и самоуважение". (Сверх-Я - это моральный цензор, то, что в русском языке называется совестью. Функция Сверх-Я - функция надзирателя, который наказывает за аморальные поступки. В противоположность действию Сверх-Я, Идеал-Я воодушевляет на совершение моральных поступков.) Как социальные идеалы заменяют родительскую критику? "Идеал-Я "социализирует" ребенка по меньшей мере на трех уровнях. Во-первых, в родительских требованиях заключены социальные ценности: ребенку желают удачной служебной карьеры, преуспеяния, славы. Во-вторых, Идеал-Я не допускает непосредственного удовлетворения сексуальных влечений, по природе своей - асоциальных. (Как известно, все влюбленные - одни в целом мире.) Наконец, Идеал-Я подавляет враждебные влечения, направленные на разрушение." М.Бертран цитирует Фрейда: "Сверх-Я ребенка формируется не по образу родителей, но скорее по образу их Сверх-Я: оно наполняется тем же самым содержанием, становится представителем традиции, источником всех ценностных суждений, которые сохраняются при смене поколений". "Механизмы отождествления порождают социальную связь - покуда эти идеалы разделяются другими членами общества", - пишет М.Бертран. Она продолжает: "Если человек в нужный момент не чувствовал себя любимим, то есть не был идеалом для себя самого, он не может обойтись без такой идеализации, при которой идеал выносится вовне как нечто недостижимое". По мнению Бертран, сходную позицию по поводу возникновения недостижимых идеалов занимают Карл Маркс и Макс Вебер. "Для Маркса бедствие, нужда - главное условие религиозной веры. Вебер в качестве возникновения мессианских идеалов показывает ситуацию, при которой "насущная потребность в признании собственного достоинства не удовлетворяется". Тогда где-то в зазоре между желаемым и действительным рождается мечта о других временах и пространствах, где возможно обретение собственного достоинства, и тогда возникает надежда на "будущую жизнь или спасение". "Свойственный идеализации разрыв между субъектом и (идеализированным) объектом, который порождает надежду и веру в их будущее воссоединение, - это фактически внутренний разрыв, саморасщепленность субъекта, и представление о всеобщем примирении есть не что иное, как социальный образ внутреннего единства", - обосновывает М.Бертран психологическую потребность человека в идеализации. Самовлюбленные люди в идеализации не нуждаются.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
126.68 кб

Идеал учителя как источник формирования представлений об образовательной миссии российского педагога

Уткин Анатолий Валерьевич
В статье в широком социально-педагогическом контексте рассматривается процесс формирования ценностных представлений об идеале российского учителя, его высоком общественном предназначении.
Читать PDF
305.28 кб

Науки "милый идеал"

Дымарский Михаил Яковлевич
Доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО Сакмара Георгиевна Ильенко один из старейших профессоров Герценовского университета: с ним связаны более 60 лет ее творческой деятельности.
Читать PDF
301.50 кб

Идеал и цели образования: образованность как культура ответственности

Даутова Ольга Борисовна
Статья посвящена проблеме поиска современного идеала образования.
Читать PDF
447.38 кб

Идеал «Классического университета» и направления его трансформации в условиях реформы высшего образо

Васильева Е. Г.
Читать PDF
2.18 мб

Стремимся к речевому совершенству!»: к вопросу об организации изучения категории «Риторический идеал

Хлебникова Мария Сергеевна
Читать PDF
400.74 кб

Социальный идеал и образ чиновника в литературных источниках средневекового Китая

Прокопьев Александр Александрович
Читать PDF
1.35 мб

Народный идеал и созвучие педагогических идей академика Г. Н. Волкова и чувашского народного поэта Я

Якимова Ольга Владимировна
Читать PDF
94.11 кб

Идеал совершенной личности как предмет этнокультурного воспитания (теоретический аспект)

Даваев Санал Алексеевич
Статья посвящена проблеме воспитания подрастающего поколения на примере идеала совершенного человека.
Читать PDF
276.17 кб

Идеал совершенной личности в представлении Кавказских народов

Зангиева Марина Жураповна
В статье раскрывается специфика горского восприятия совершенной личности, показываются основные требования к воспитанию «идеального горца» и «идеальной горянки», повествуется о методах такого воспитания, заключенных в народной фол
Читать PDF
554.03 кб

Идеал советского ребенка: культурно-исторический анализ

Зарипова Диана Менировна
Обращение к истории советского детства в XX в. связано с переосмыслением советского прошлого в различных отраслях знания.
Читать PDF
210.87 кб

Фонетико-этимологический идеал Р. Ф. Брандта

Леонова Ж. В.
Дан обзор орфографической деятельности одного из ведущих лингвистов начала ХХ в. проф. Р.Ф.Брандта. Проанализированы принципы, на которых он предлагал усовершенствовать, упростить систему русской орфографии.
Читать PDF
589.45 кб

Языковой эстетический идеал в системе ценностных представлений учащихся о русском языке

Кулаева Г. М.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале в контексте ценностного подхода в обучении русскому языку.
Читать PDF
245.04 кб

К вопросу о корреляции понятий «Педагогический идеал» и «Риторический идеал» историко-педагогический

Тимонина Ирина Владимировна
В статье отражены результаты научного поиска на стыке педагогики и риторики в рамках междисциплинарного подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Идеал воспитания современного гражданина российского общества в его социально-ценностном самоопредел

Рабинович Ольга Тихоновна, Фомина Ольга Евгеньевна, Есина Анна Валерьевна
В статье исследована проблема поиска идеала воспитания в российском обществе и обоснован выбор ценностей самоопределения современной студенческой молодежью на современном этапе развития России.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетический идеал в подготовке учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе ценн

Розина Ольга Владимировна
В статье рассматриваются содержание и место эстетического идеала в подготовке учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся с позиций внутренней обусловленности культуры.

Похожие термины:

  • ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА

    возникшее в античной Греции, а затем неоднократно возрождавшееся в общественном сознании на протяжении человеческой истории представление о совершенном человеке как всесторонне образованном и
  • Я-идеал

    осознанное или бессознательное представление о том, каким бы человек хотел быть.
  • СТОИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

    совершенного человека не оставляет места для эмоциональных переживаний. Настоящий стоик должен быть апатичен или безразличен как к наслаждению, так и к страданию.
  • ИДЕАЛ ВОСПИТАНИЯ

    цель педагогической деятельности; содержит в себе нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности. С точки зрения нравственности идеальный человек является носи
  • Идеал воспитательный

    нормативный образец личности, принципиально недостижимый в воспитательной практике, но им задаются ценностные ориентиры воспитания. Он определяется сословно-классовыми, национальными, религиоз
  • Эстетический идеал

    социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.
  • ИДЕАЛ НРАВСТВЕННЫЙ

    образец нравственно совершенной личности, воплощающий лучшие моральные качества и одобряемые обществом представления о поведении и об отношениях между людьми.
  • ИДЕАЛ СОЦИАЛЬНЫЙ

    образец, который лежит в основе единства системы ценностей и стиля жизни социальной группы, класса, определяющий общепринятые нормы и правила поведения.
  • ИДЕАЛ ГЕНДЕРНЫЙ

    ожидание определенного поведения мужчин и женщин, присущее данной культуре (Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2008. – С. 191).
  • Идеал педагогический

    образ всестороннего и гармонического развития человека, который является результатом целенаправленной и систематической работы педагога.
  • Культурно-воспитательный идеал

    идеальный образ человека, в котором запечатлены общечеловеческие и национальные ценности культуры и воспитания. Культурно-воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер (например,
  • РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

    или РЕЧЕВОЙ (КОММУНИКАТИВНЫЙ) ИДЕАЛ, — фундаментальное понятие риторики, определяемое как «система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившихся в той или иной к
  • Национальный воспитательный идеал

    высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семь