Хоровод

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Хоровод
массовое народное праздничное действо, включающее веселое пение, игры, танцы и, главное, движение участников по кругу. В русской культуре хороводы чаще были молодежными, проводились на воздухе, где-нибудь на возвышенности за селом, на солнечной поляне, покрытый весенней травкой. Возник он еще в языческой культуре предков. Основная фигура – круг, символизирующий солнечный диск, и движение по кругу в направлении движения солнца. Участники делают «воротца» (с пением: «Проходите, господа, в золотые ворота…»), через которые проходят все как через «чистилище». В хороводах играют в грелки, «сеют» просо, «плетут» плетень… Это прообраз будущей оперы, включающей все ее элементы. Хороводы начинались на Фомину неделю и тянулись до конца июля. В хороводах молодежь лучше узнавала друг друга, влюблялась, ухаживала, выбирала себе пару для жизни.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ХОРОВОД
детская игра с пением и хождением по кругу.
О Москве в 1908–1910 гг.: «А когда очень устали [после игры в салки], то начали водить хоровод. Пели хором страшную песню про атамана, и из всего хора выделялся звонкий и чистый Сонин голосок: “Что тучки принависли, / Что в поле за туман? / О чем ты призадумался, / Наш грозный атаман?” Атаманом был Сенька. Он ходил в середине круга, хмурил свои светлые, почти незаметные брови над выпуклыми лягушачьими глазами и старался казаться грозным. “Здесь место незнакомо, / Известный есаул...” – запел Сенька в ответ, и в круг вошел “известный есаул” Ваня Лук-Зеленый. Продолжалась песня, и тут же шла игра. Атаман требовал “ворона коня”, скакал к “красавице своей”. А красавицей на этот раз была маленькая Тонька, потому что хныкала и просила, чтобы ей быть красавицей. И дело это кончилось, как всегда, плохо – атаман выхватил “остру саблю” и отрубил красавице голову. Сенька размахнулся и легонько ударил Тоньку по шее. Тонька должна была упасть и умереть. Но она закричала: “Чего дерешься? Вот не буду играть!” И пошла из круга. Но игра и без того кончилась – красавицы не стало, и атаман ускакал. “Давайте в краски!” – закричал Сенька. Он уже был не атаман, а простой парнишка, портновский сын… …“Нет-нет! – закричала в ответ Соня. – Давайте лучше “За речкой, за быстрой”! Давайте “За речкой, за быстрой”!..” Соня любила эту игру, потому что тут можно было много петь. И ребята снова встали в круг и запели песню о том, как “За речкой, за быстрой жил царь молодой, и у него были две дочери, красавицы собой”. На этот раз по кругу ходила Соня; она была младшей дочерью царя – Коськи. Старшей же никто не хотел быть. Наконец вызвалась Оля. И снова пошла песня-игра. И снова дело кончилось плохо. Оля бойко ходила по кругу и старалась как можно сердитее глядеть на Соню. А когда запели: “Старшая младшую столкнула с бережка: “Плыви, плыви, сестрица, плыви, мой верный друг”...”, – то Оля так толкнула Соню, что та и правда упала. Но что ж делать – младшая сестрица утонула в реке. И потом “Ловили рыболовы в ту темную ночь, / Поймали рыболовы и царскую дочь... / Тут-то и узнали, что её утопила сестра”. А Лизка-Хрипатая не могла петь никаких песен. Поэтому она, как только рыбаки вытащили царевну, сразу закричала: “В “Золотые воротца” давайте!”» (Воронкова, 1959–а, 65–67). Хоровод в школе на перемене.
О начальной школе в 1946 г.: «...В полутёмном вестибюле под жёлтыми лампочками водили хороводы. Девчонки… брались за руки, вставали в круг и с песней шагали в затылок друг другу. Иногда шагали резво, потому что песни были бодрые: “Эх, хорошо в стране советской жить”…, “Клен кудрявый”. Иногда шагали помедленнее: …“В далекий край товарищ улетает”, “С берёз неслышен, невесом спадает желтый лист”. Порой шаг делался ещё тише: “Жил в Ростове Витя Черевичкин”, “Там вдали за рекой”, “Таня, Таня”… Случалось, что мальчишки лихой атакой (если не видела дежурная учительница) разрубали девичий круг и внутри его устраивали свой хоровод, поменьше. Он двигался в другую сторону, но пели вместе с девочками. И очень слаженно… Среди песен были очень боевые: “Мы не дрогнем в бою за столицу свою”, “Артиллеристы, Сталин дал приказ”, “Кони сытые бьют копытами”… Песен знали множество и пели каждый день на каждой перемене. Все, кто хотел… Севка тоже часто пел в мальчишечьем хороводе» (Крапивин, 1986, 31–32). Хоровод вокруг ёлки.
О рождественской ёлке в деревне начала 1890-х гг.: «Аркадий Иванович подбежал к толпе мальчиков и девочек, схватил за руки и галопом помчался с ними вокруг елки. Полы его сюртука развевались. Бегая, он прихватил еще двоих, потом Никиту, Лилю, Виктора, и наконец все дети закружились хороводом вокруг елки. “Уж я золото хороню, хороню, Уж я серебро хороню, хороню...” – запели деревенские… Матушка опять заиграла на рояле, вокруг елки пошёл хоровод с песнями…» (Толстой, [1919–1922] 1984, 40–41).
О 1927 г. в Ленинграде (о Рождестве): «…Мы обрывали с [ёлочных] ветвей… хлопушки. …Хлопушка раскрывается с громом, а из неё вытаскиваются… бумажные колпаки и шапки, которые мы напяливаем на себя…, на гостей. А потом – хоровод вокруг елки…» (Дьяконов, 1995, 131).
О шк. ёлке конца 1950-х гг.: «Когда они прибежали в школу, играла такая весёлая музыка, что нельзя было устоять на месте. Взявшись за руки, школьники мчались вокруг ёлки. Митя и Лёля вошли в хоровод, и всё стало кружиться: и голова, и ёлка, и стеклянные шкафы…» (Виткович, Ягдфельд, [1959] 1961, 148).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
530.03 кб

Методика развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников в условиях вокально-хорово

Малахова Ольга Александровна
В статье сформулированы основные цели и этапы методики развития эмоционально-волевой саморегуляции.
Читать PDF
101.71 кб

Эволюция русской хоровой культуры и проблемы совершенствования дирижерско-хорового образования

Васильев Владимир Алексеевич
В статье раскрывается современное состояние отечественного хорового искусства. Также рассмотрена система российского дирижерско-хорового образования и определены пути дальнейшего развития и совершенствования русской хоровой школы.
Читать PDF
423.14 кб

Развитие хорового пения в школе как действенное средство музыкально-эстетического воспитания детей

Водопьянова А. И.
Читать PDF
161.10 кб

Формирование профессиональной компетентности руководителя хорового коллектива

Костогорова Марина Викторовна
В статье рассматривается сущность и специфика деятельности руководителя хорового коллектива. Обозначаются критерии качества эффективной реализации его деятельности, раскрывается профессиональная компетентность специалиста.
Читать PDF
371.94 кб

Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столети

Василькова Л. П.
Читать PDF
371.94 кб

Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столети

Василькова Л.П.
Читать PDF
17.96 мб

Становление творческого стиля студентов в процессе овладения навыками народно-хорового исполнительст

Колесникова Ю.Л.
Читать PDF
195.23 кб

Становление хорового образования в Татарстане в 20-30-е годы ХХ столетия (на примере восточно-музыка

Абзалов А. И.
Статья посвящена деятельности Восточно-музыкального техникума как ведущего музыкального учебного заведения г.Казани 20-30-х годов ХХ столетия по подготовке практических специалистов в области хорового искусства.
Читать PDF
3.74 мб

Воспитательные возможности хорового театра детей и подростков

Накишова Елена Юрьевна
Статья посвящена анализу воспитательных возможностей хорового театра – художественного направления, активно развивающегося в хоровом искусстве со второй половины ХХ в.
Читать PDF
169.65 кб

О сближении светской и духовной систем хорового образования в XXI столетии

Хватова Светлана Ивановна
В статье анализируются пути возрождения системы церковно-певческой подготовки в лоне светского высшего профессионального образования.
Читать PDF
340.49 кб

Этнокультурный компонент в хоровой практике системы дополнительного образования

Афанасьева А. Б., Петрова Л. Н.
Читать PDF
272.44 кб

Создание эмоционально-положительного отношения студентов к творческой деятельности в хоровом коллект

Стулов Игорь Харьевич
Читать PDF
254.18 кб

Эмоционально-положительное отношение к хоровому пению учащихся как педагогическая проблема

Стулов Игорь Харьевич
Читать PDF
0.00 байт

Церковные певческие курсы учителей хорового пения Иркутской духовной епархии конца XIX начала ХХ век

Никулин Владимир Георгиевич
В статье говорится о создании церковных певческих курсов учителей хорового пения Иркутской духовной епархии конца ХIX начала ХХ века.
Читать PDF
0.00 байт

Из наследия Всероссийского хорового общества: исторический опыт созидания

Щапова Елена Владимировна
В статье рассматривается деятельность Всероссийского хорового общества в свете реализации поставленных государством целей и задач, что являет бесценный опыт организации процесса массового художественного просветительства, музыкаль

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ХОРОВОЕ ЧТЕНИЕ

    Форма организации коллективной учебной работы; групповое внешнее озвучивание графического текста.
  • ХОРОВОЙ кружок хоркружок

    см.: Кружок. О Новосибирске в нач. 1920-х гг.: «Где-то во втором классе я уже участвовала в работе драмкружка и играла в спектакле “Терем-теремок”… Я сделала всё, что положено, но сказала себе, что боль