ХОМСКИЙ НОАМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ХОМСКИЙ НОАМ

американский языковед. Профессор Массачусетского технологического университета. Заложил основы теории порождающих грамматик и теории формальных языков как раздела математической логики. Опираясь на идею универсальности осн. структур в языках мира, выдвинул программу изучения языка как средства исследования мышления ("Язык и мышление", 1968). Идеи Х. нашли отклик в ряде стран в связи с разработкой теории компьютеризации обучения и искусственного интеллекта.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ХОМСКИЙ Ноам
p 7 12 1928, Филадельфия), амер языковед Учился в Пенсильванском (1949). и Гарвардском (1955). ун-тах Проф. Массачусетского технол ин-та Заложил основы теории порождающих грамматик и теории формальных языков как раздела матем. логики («Трансформационный анализ», 1955, «Синтаксич структуры», 1957). Опираясь на идею универсальности осн.структур в языках мира, выдвинул программу изучения языка как средства исследования мышления («Язык и мышление», 1968). Широкое распространение получили идеи X о врожденных предпосылках развития языка По мнению X, у ребенка существует «врожденное предрасположение - выучить язык определенного типа» Развивая эту идею, X пришел к утверждению о существовании глубинных синтак-сич структур, выступающих основой усвоения языка Языковая способность обусловлена генетически и определяет класс грамматик, доступных человеку У ребенка, начинающего осваивать язык, X усматривает такое когнитивное (познавательное). состояние, для к-рого характерны врожденные универсалии, т с общие принципы фонологии, синтаксиса и семантики X рассматривает язык как орган, аналогичный органам тела, и описывает усвоение языка в терминах созревания, т с, по X, развитие речи должно быть исследовано так же, как в анатомии изучаются рост.н. функционирование печени, сердца и т.н. Взаимодействие со средой необходимо, чтобы стимулировать развитие X отрицает возможность усвоения подлинно новых структур и операций, возникающих в результате взаимодействия с окружающей средой На этой основе им была подвергнута критике работа Б Ф Скиннера «Вербальное поведение» X удалось убедительно продемонстрировать ограниченность бихевиористской (см Бихевиоризм). концепции, в к-рой развитие речи рассматривается как меха-нич научение речевым навыкам Однако и собственная концепция X вызвала дискуссию и была подвергнута критике, в т.ч. в отеч лингвистике и психологии, за недооценку социальных механизмов развития речи Идеи X нашли отклик в ряде стран в связи с разработкой теории компьютеризации обучения и искусственного интеллекта.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
689.50 кб

ЛИНГВОФИЛОСОФИЯ НОАМА ХОМСКОГО: ОТ КАРТЕЗИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ К ГЕНЕРАТИВНОЙ ГРАММАТИКЕ

Корниенко Михаил Анатольевич
Анализируется вклад теории порождающей грамматики Н. Хомского в лингвофило-софское знание ХХ в.