ХЕД СТАРТХЕЙФЕЦ Павел Соломонович

ХЕДЕР

Найдено 2 определения термина ХЕДЕР

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ХЕДЕР

от иврит. "хедер" - комната)— базовая начальная школа в традиционной еврейской ашкеназской системе образования (см. также Иешива, Талмуд-Тора). В отличие от Талмуд-Торы, Х. - частная школа, принадлежавшая учителю - меламеду (от иврит. "меламед" - обучающий). Х. возник между 14-16 вв. в Центральной Европе (Германии, Австрии, Чехии), затем получил развитие в Польше, где стал осн. формой еврейской начальной религиозной школы. Обучались мальчики, на 1-й ступени - от 3-5 до 9-10 лет, на 2-й ступени - до 13 лет (в еврейской традиции - возраст совершеннолетия и совершения конфирмации). Перед поступлением в Х. мальчик проходил через специальные "проводы" в синагоге, где ему читали вслух 10 заповедей. На следующий день его отводили в дом учителя; мальчику показывали буквы еврейского алфавита и кормили медом и сладостями, чтобы показать, насколько сладко учение Торы. Дети занимались летом по 8-10 ч в день, зимой по 12 ч. Сами учителя, как правило, не имели специального образования и относились к беднейшим слоям еврейского населения. Вместе с тем меламед - гл. хранитель ортодоксальной еврейской традиции, ответственный за формирование традиционного еврейского мировосприятия у подрастающего поколения. Ученики сначала учили алфавит, затем составляли слоги и переходили к чтению на иврите в его ашкеназском изводе. Освоившие чтение переходили к изучению Торы, или Пятикнижия Моисеева, с комментариями. Каждый отрывок следовало переводить на идиш и заучивать. Дети разного возраста и уровня подготовки занимались вместе; пока одни усваивали новый материал, другие вслух повторяли старый. В процессе обучения Торе дети усваивали молитвы, фольклор, а также навыки поведения в религиозном быту. В Х. 2-й ступени, до которой доходили не все ученики, начинали учить простейшие части Талмуда. После освоения религиозных заповедей (мицвы) обучение в Х. заканчивалось. Родители, которые не обладали достаточными средствами для платы меламеду, посылали детей в общинную Талмуд-Тору. После окончания Х. можно было продолжить обучение в иешиве. В 1844 в Рос. империи было св. 2,7 тыс. Х. 1-й ступени, св. 2,5 тыс. Х. 2-й ступени, св. 10 тыс. меламедов и ок. 70 тыс. учеников. Рос. правительство стремилось заменить Х. официальными, т.н. казенными, еврейскими училищами. В 1846-49 меламедам предписывалась сдача экзаменов не только по грамматике иврита, но и русскому и немецкому языкам, которых большинство из них не знало. В 1855 МНП поставило условие получения лицензии для меламедов - окончание общего или казенного еврейского училища, но давало отсрочку введения закона в силу на 20 лет. Однако Х. стали переходить на нелегальное положение, отказывались от регистрации. Только в 1893 был официально признан статус меламеда как народного учителя. В 1894 в Рос. империи было уже св. 13,6 тыс. Х., св. 12,7 тыс. меламедов и св. 200 тыс. учеников, в т.ч. 10 тыс. девочек. Для обучения девочек в конце 19 в. создавались обновленные Х. После запрещения в 1918 организованного религиозного воспитания детей до 18 лет Х. в течение 10 лет существовали на полулегальном положении. Они окончательно прекратили свое существование в связи с распадом местечкового уклада жизни с конца 20 в., а затем в связи с нацистским геноцидом во время 2-й мировой войны. См. также Иешива, Талмуд-Тора

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ХЕДЕР

от иврит «хедер» - комната), базовая нач школа в традиц. евр ашке-назской системе образования (см также Иешива, Талмуд-Тора). В отличие от Талмуд-Торы, X - частная школа, принадлежащая учителю-меламеду (от иврит «меламед» - обучающий). X возник между 14—16 вв в Центр Европе (Германии, Австрии, Чехии), затем получил развитие в Польше, где стал осн. формой евр нач религ. школы. Обучались мальчики, на 1-й ступени - от 3—5 до 9—10 лет, на 2-й ступени - до 13 лет (в евр традиции - возраст совершеннолетия и совершения конфирмации). Перед поступлением в X. мальчик проходил через спец. «проводы» в синагоге, когда в присутствии будущего меламеда, отца и родственников-мужчин раввин или хазан (кантор). читали ему вслух 10 заповедей. На следующий день отец и мать вели его в дом к меламеду, мальчику показывали буквы евр алфавита и кормили медом и сладостями, чтобы показать, насколько сладко учение Торы Обычно ученики занимались в тех же комнатах, где жила семья меламеда, к-рая должна была кормить детей и следить за ними. По утрам сам меламед или его помощник (бахелфер). приводил детей, а поздно вечером разводил их по домам. Дети занимались летом по 8—10 ч в день, зимой по 12 ч. Это создавало особые тесные отношения между меламеда-ми, их семьями и жителями местечка. Сами меламеды, как правило, не имели спец. образования и относились к беднейшим слоям евр населения Нар. фольклор рисует образ меламеда как непутевого неудачника, живущего в тесноте и грязи, всегда окруженного толпой кричащих и шалящих детей. Вместе с тем меламед - гл. хранитель ортодоксальной евр традиции, ответственный за формирование традиц. евр мировосприятия у подрастающего поколения - одной из осн. заповедей Талмуд-Торы В X 1-й ступени дети сначала учили алфавит, затем др -евр огласовки, соединяли буквы и огласовки в слог и переходили к чтению на иврите в его ашкеназском изводе. Освоившие чтение изучали недельные отрывки Торы, или Пятикнижия Моисеева, с комментариями др. -евр толкователя Раши Каждый отрывок надлежало переводить на идиш и заучивать с присущей ему речитативной мелодией Дети разного возраста и уровня подготовки занимались вместе пока одни усваивали новый материал, другие вслух повторяли старый. Этот метод обучения посредством громкого повторения заучиваемого текста вслух назывался «хазерн» (на идише - «повторять»). В процессе обучения Торе дети усваивали осн. традиц. тексты - гл. молитвы, фольклор, а также навыки поведения в религ. быту В X 2-й ступени, до к-рой доходили не все ученики, начинали учить простейшие части Талмуда с комментариями Раши и др. толкователя Ибн-Эзры После освоения религ. заповедей (мицвы). обучение в X кончалось Те, кто не обладал достаточными средствами, чтобы платить меламеду, посылал своих детей в общинную Талмуд-Тору Она часто была лучше организована, чем X, и размещалась в более просторных помещениях, но бесплатное обучение снижало ее престиж, поэтому большинство евр детей училось в X у меламедов После окончания X можно было продолжить образование в иешиве.

Все муж население у евреев-ашкеназов было охвачено обучением в X или Талмуд-Торе Рус пр-во в 19 в видело в X и меламедах осн. носителей и распространителей традиц. евр образа жизни и иудаизма и стремилось заменить ее офиц, т.н. казенными, евр уч-щами В 1844 в Рос империи было выявлено ев 2,7 тыс. X 1-й ступени, ев 2,5 тыс. X 2-й ступени, ев 10 тыс. меламедов и ок 70 тыс. учеников В 1846—49 меламедам предписывалась сдача экзаменов не только по грамматике иврита и евр дисциплинам, но и по рус и нем языкам, к-рых большинство из них не знало В 1855 МНП поставило условие получения лицензии для меламедов - окончание общего или казенного евр уч-ща, но давало отсрочку введения закона в силу на 20 лет Предполагалось, что начиная с 1869 новые свидетельства будут выдаваться только тем, кто будет иметь офиц аттестат, а старые преподаватели за это время отойдут от практики Однако X стали переходить на нелегальное положение, отказывались от регистрации Только в 1893 был официально признан статус меламеда как нар. учителя В 1894 в Рос империи было уже ев 13,6 тыс. X, ев 12,7 тыс. меламедов и ев 200 тыс. учеников, в т.ч. 10 тыс. девочек Для обучения девочек в кон 19 в создавались обновленные X.

После запрещения в 1918 организов религ. воспитания детей до 18 лет X в течение 10 лет существовали на полулегальном положении Они окончательно прекратили свое существование в связи с распадом местечкового уклада жизни в кон. 20-х гг, а затем в связи с нацистским геноцидом во время 2-й мировой войны

В странах Воет Европы X существовали вплоть до 2-й мировой войны После 1945 подобие X сохраняется только в ультраортодоксальной среде в США, Израиле и нек-рых странах Зал Европы Его формы гораздо более приближены к нормам обычной школы, чем традиц. X Воет Европы M А Членов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ХЕДЕР — 0

Найдено научныех статей по теме ХЕДЕР — 0

Найдено книг по теме ХЕДЕР — 0

Найдено презентаций по теме ХЕДЕР — 0

Найдено рефератов по теме ХЕДЕР — 0