ХАРТЛИБ СЭМЮЭЛ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ХАРТЛИБ СЭМЮЭЛ

ок. 1599-ок. 1670) — английский просветитель, социальный реформатор, ученый. Известен как создатель кружка реформаторов, ученых и изобретателей, послужившего прообразом Королевского общества. Х. и его единомышленники гл. задачей образования считали улучшение материальной жизни людей; отдавали предпочтение многопредметному (энциклопедическому курсу обучения). Большое внимание Х. уделял изучению языков. Воспитание христианина, строго соблюдающего нравственные нормы и тем спасающего душу, сочеталось в воззрениях Х. с воспитанием гражданина, все силы отдающего общественной пользе. Автор трактатов по проблемам изучения латинского языка, воспитания. Развитию педагогической мысли способствовала организаторская деятельность Х. Он добился приглашения в Англию Я.А. Коменского (1641) для создания ученого содружества и проведения образовательных реформ. Публиковал трактаты Коменского (1637 и 1639, на латинском языке, а в 1642 - в переводе на английский язык). Идеи Х. нашли отражение в проекте Дж. Беллерса.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ХАРТЛИБ Сэмюэл
ок 1599, Эльбинг, ныне Эль-блонг, Польша, - ок 1670), англ. просветитель, социальный реформатор, ученый В Англии с 1625, учился в Кембриджском ун-те Известен как создатель кружка реформаторов, ученых и изобретателей (Дж Дьюри, Г Плэтт, P Бойль, У Петти и др.), послужившего прообразом Королевского об-ва К кружку были близки Дж Милтон, С Пипе и др. Членов кружка, разрабатывавших проекты социальных реформ, в т.ч. в области образования, сближали общая приверженность философии Ф Бэкона, стремление приспособить ее к практич. потребностям развития естеств. наук и техники.
X. и его единомышленники гл. задачей образования считали улучшение материальных условий жизни Отдавали предпочтение многопредметному (энциклопедическому). курсу обучения Предлагали создать в Лондоне ун-т с кафедрами матем. экспериментов для развития навигации, с кафедрами оптики, пром химии изобретений, где применялись бы новые прогрессивные методы обучения Большое внимание X уделял изучению языков, особенно латинского как средства междунар. общения содружества ученых (трактат «Верный и скорый путь к изучению лат языка», 1654).
Воспитание христианина, строго соблюдающего нравств. нормы и тем спасающего душу, сочеталось в воззрениях X с воспитанием гражданина, все силы отдающего обществ. пользе В требованиях учитывать психологию дет. возраста, совершенствовать методику обучения, повысить роль педагога в уч. процессе X следовал за Я А Каменским X ратовал за всеобщее обучение детей, как мальчиков, так и девочек Для детей бедняков предлагал создать колледжи, где, в отличие от существовавших работных домов, дети не только содержали бы себя своим трудом, но и обучались бы грамоте, основам наук и ремеслам за счет гос-ва или на пожертвования предпринимателей (трактаты «Дальнейшее развертывание организации публичных обращений по поводу приютов», 1648, «Лондонское милосердие, унимающее вопли бедных сирот», 1649, «Опыт о совершенствовании земледелия, или Предложения о создании земледельч колледжа», 1651, и др.). Детям имущих классов предполагалось давать высш. образование, готовить их к обществ. деятельности Взгляды X не исключали допуска к высш. образованию наиб. способных детей из низшего сословия В 1628—29 X выдвинул план создания академии для обучения сыновей дворян основам наук и вскоре организовал такую академию в Чичестере, она просуществовала всего год Впоследствии идеи Хартлиба оказали влияние на постановку обучения в нонконфор-мистских академиях (открывались после 1662).
Развитию пед. мысли способствовала организаторская деятельность X Он добился в парламенте приглашений в Англию Коменского (1641). для создания ученого содружества и проведения обра-зоват реформ X публиковал трактаты своих соратников (Дж Дьюри, Г Плэт-та), труды Коменского (1637 и 1639, на лат яз, в 1642 - в переводе на англ. яз). Убедил Милтона написать трактат «Об образовании» (1644). В предисловиях к публикациям излагал собств. пед. взгляды Среди др. трудов, издателем к-рых был X, особенно известна долгое время приписываемая ему утопия «Описание знаменитого королевства Макарии» (1641).
Идеи X нашли отражение в проекте Дж Беллерса, их отзвуки обнаруживаются в педагогических теориях просветителей

Источник: Российская педагогическая энциклопедия