Ханжество

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ханжество
тур. – паломник) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как демонстрация своих добродетелей вопреки своей внутренней сути и противоречащая ей. Это притворно-добродетельное, показное благочестие, рассчитанное «на публику» и используемое для извлечения выгоды доверия, признания, поощрения, повышения в должности и т.д. Ханжество – это зло, рядящееся в добро и святость. Нередко случается со слабо верующими людьми по отношению к вере и церковной жизни; в миру это бывает с карьеристами, циниками, тайными взяточниками. Правда, ханжество может быть и ложью самому себе, неосознанным типом поведения, усвоенным под видом этики и культуры.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ХАНЖЕСТВО
негативное моральное качество личности, выражающееся в склонности к обману, к сознательной маскировке собственных неблаговидных поступков под заботу о нравственности и добродетели. Классический пример Х. - образ Тартюфа в одноименной пьесе Ж.Б. Мольера. Ханжа представляет себя образцом благочестия, чтобы скрыть своекорыстные и низменные побуждения и мотивы. Он предъявляет окружающим его людям непомерно высокие требования, но не распространяет их на себя. Х. характеризуется резким контрастом между видимостью и сущностью, словом и делом. Х. как нравственное зло можно распознать по постоянному подчеркиванию человеком собственного бескорыстия, склонностью к морализаторству. Х. превращает нравственность, с одной стороны, в показное благообразие, в формальное исполнение ритуала, с другой - во взаимное соглядатайство и наушничество. Х. в семье и детском коллективе действует угнетающе на психику ребенка, заведомо культивируя низменные черты. Х. противостоит воспитание, осн. на принципах гуманизма, открытости и искренности.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ХАНЖЕСТВО
отрицат. моральное качество личности, выражающееся в склонности к обману, сознат маскировке собств. неблаговидных желаний и поступков под заботу о нравств. чистоте и порядочности Классич пример X - образ Тартюфа в одноименной пьесе Ж Б Мольера Ханжа выставляет себя образцом добродетели, благонравия и благочестия, чтобы скрыть своекорыстные и низменные побуждения Выступая в роли сурового судьи в вопросах нравственности, он предъявляет к др людям непомерно высокие требования, но не распространяет их на себя Особенностью X является резкий контраст между видимостью и сущностью, словом и делом (напр., показная идейная убежденность сочетается с беспринципностью, пропаганда трезвости - с тайным пьянством и т и). X как нравств. зло можно распознать по постоянному подчеркиванию человеком собств. бескорыстия и злоупотреблению моральными нравоучениями Распространение ханжеских оценок выступает показателем кризиса системы обществ. нравств. ценностей X процветает при разл формах подавления личности, порождающих в людях пассивность, безразличие X превращает нравственность, с одной стороны, в показное благообразие, в формальное исполнение ритуала, а с другой - во взаимное соглядатайство и наушничество, в оправдание грубого вмешательства в личную жизнь Атмосфера X, как в семье, так и в уч. -воспитат. коллективе, неформальной группе, действует угнетающе на дет. психику, заведомо культивируя низменные человеческие черты Только открытость

Источник: Российская педагогическая энциклопедия