ХАКАСИЯ

Найдено 1 определение
ХАКАСИЯ
Республика Хакасия, входит в Рос Федерацию Пл 61,9 тыс. км2 Нас 566,8 тыс. чел (1989). Столица – Абакан.
В 1989 на 1000 чел населения в возрасте 15 лет.н. старше приходилось 787 чел с высш. и ср. (полным и неполным). образованием (в 1979 - 676 чел). В отраслях экономики было занято ев 35,8 тыс. специалистов, в т.ч. ев 7,6 тыс. с высшим и ев 27,1 тыс. со ср. спец. образованием
Школы на терр X появились в 60-х гг 19 в В 1864 было открыто министерское нач уч-ще в с Усть-Абакан (ныне Абакан), в 1866 - в Бее, в 1869 - в Аскизе В 80-х гг стали создаваться приходские школы Таштапская, Усть-Есинская, Чебаковская и др. В 1916/17 уч г. действовало 50 школ, в т.ч. ев 30 церк-приходских Дети хакасов обучались в основном в 20 инородч школах Обучение мальчиков и девочек велось совместно, на рус языке Кирг миссия Томской епархии предприняла попытку создать письменность «на наречии абаканских инородцев» на основе церк. -слав и рус алфавитов Но т.н. миссионерский алфавит, как и науч. транскрипция акад В В Радлова для фонетич записи диалектов хакасского яз, не получили распространения
Первыми учителями в школах X были представители рус интеллигенции H T Потемкин, Т M Бондарев, О С Весе-ловский, Д Г Данилов и др. В кон 19 в появились и хакас учителя Г Одрога-шев, E Иптышев, И Аланов и др, значит. роль в просвещении хакасов сыграла деятельность (в высш. и ср. заведениях Казани). H Ф Катанова.
Шк. обучением было охвачено лишь ок 10% детей соответствующего возраста Грамотность хакас населения росла медленно если в 1890 она составляла в Абаканской (Качинской). управе среди мужчин 4,2%, среди женщин 0,1%, в Аскизской (Сагайской). управе - 1,5% и 0,2%, в 1910 она достигла соответственно 7,3% и 5,2% среди мужчин и 0,8% и 1,0% среди женщин По данным переписи 1897, грамотность русского населения Енисейской губернии, в состав к-рой входила большая часть X, составляла 13,6%.
В 1920 началась работа по ликвидации неграмотности В 1924—29 обучено грамоте ок 13,5 тыс. чел, в т.ч. ев 7 тыс. хакасов, в 1930—34 соответственно ев 25 тыс. и ев 10,5 тыс. (полная грамотность достигнута к кон 50-х гг).
В 1924 была создана хакас письменность на основе рус графики В 1926 в Москве вышли первые шк. учебники на хакас яз для нач классов «Первая книга хакаса по обучению грамоте» К Тодышева, «Первая книга хакаса по арифметике» К Самрина, «Школа хакаса Книга для чтения» А Казанакова В 1928 были изданы учебники для второго года обучения, стала издаваться худож. лит-ра на хакас языке В 1929 хакас алфавит переведен на лат графику, а в 1939 был утвержден новый хакас алфавит на рус графич основе.
В 1924/25 уч г. насчитывалось 68 школ (3,8 тыс. учащихся), в т.ч. 66 начальных, 1 неполная средняя, 1 средняя. В 20-х гг начала развиваться сеть хакас школ В 1923/24 уч г. работали 32 хакас. школы, обучение в них велось в основном на рус яз В 1927/28 у ч г. действовало уже 56 школ, в 19 из них в 1-м кл было введено обучение на родном языке
В Хакас авт области (1930—91). началось введение нач всеобуча (1931/32 уч г.). На родном языке обучение велось с 1-го по 7-й кл во всех хакас школах, в последующие годы в ст классах вводилось преподавание родного языка и литры В 30-х гг появились первые в X дошк. учреждения Развернули работу уч-ща педагогическое (осн.в 1929). и медицинское (1934), а также с -х техникум (1932). В 1944 открылся Абаканский пед. ин-т С 1945 работает Черногорский горный техникум В кон 50-х гг уч план хакас школ был максимально приближен к уч плану рус школ, хакасский остался языком обучения только в 1—3-х кл Родной язык и лит-ру учащиеся ст классов изучали как уч дисциплины, рус яз как уч предмет изучался с 1-го класса В результате новые поколения хакасов стали утрачивать родной язык, нац. традиции и обычаи, что негативно отражалось на развитии культуры хакас народа
В 1951 завершен переход ко всеобщему 7-летнему обучению Появились новые ср. спец. уч заведения политехникум (1954), муз. уч-ще (1960), в 1954 учительский ин-т закрылся В нач 60-х гг реализован 8-летний всеобуч В 70—80-х гг осуществился курс на всеобщее ср. образование.
В нач 90-х гг насчитывалось ев 340 дошк. учреждений (ев 37 тыс. воспитанников). К сер 90-х гг наметилась тенденция к сокращению сети дошк. учреждений (в 1995 работало 227 учреждений). Охват детей соответствующего возраста снизился с 75% до 42% Среди дошк. учреждений действуют 23 дет. сада, в к-рых воспитат. работа ведется на хакас яз В системе дошк. воспитания занято ев 2,8 тыс. пед. работников, в т.ч. 27,3% с высш. образованием.
В 1994/95 уч г. в 265 общеобразоват. школах (83 начальные, 45 неполных средних, 137 средних). обучалось ев 92 тыс. учащихся Рост численности учащихся опережает развитие сети общеобразоват. школ, особенно в городах В 1995 работало 188 классов (ев 3,7 тыс. учащихся). для углубленного изучения математики, физики, химии, хакас яз и др. предметов Открыты респ хакас гимназия им H Ф Катанова, гуманитарная гимназия, техн. лицей В 78 хакас школах родной яз, нац. историю и культуру изучало ок 8,5 тыс. учащихся (65,4% детей коренной национальности). Созданы классы для живущих в X чувашей и немцев Выпускники хакас школ имеют возможность продолжить образование в ср. специальных и высших уч заведениях X на рус и родном языках
Большинство школ республики работает по базисному уч плану для школ Рос Федерации Ориг. уч планы разработаны для гимназий, лицея и ряда школ Абакана и Черногорска В связи с принятием респ законов об образовании и о языках народов Республики Хакасии (оба - в 1992). создаются программно-метод комплексы для школ по направлениям хакас яз для начинающих (1—3-й кл), хакас язык и лит-ра (4—6-е кл), углубленное изучение хакас яз (7—8-е кл). и хакас лит-ры (9—10-е кл). Вводится новый уч предмет - «История, лит-ра и культура Хакасии» Для школ и классов с обучением на чуваш, нем, тат.н. др. языках используются уч -метод комплексы соответствующих республик Значит. внимание уделяется изучению рус яз - второго гос. языка X В 8 вечерних школах насчитывается ок 2 тыс. учащихся В системе общего образования занято 6,5 тыс. преподавателей, в т.ч. 5,3 тыс. с высш. образованием, 52 педагога имеют звание «Заел учитель школы Рос Федерации» Среди внешк. учреждений 13 центров дет. и юношеского творчества, 5 станций юных техников, 3 - юных экологов- юных туристов, 9 спорт школ и клубов С 1989 издается дет. газ «Серебряный горн» (приложение к газ «Хакасия»). на хакас яз
В 1994/95 уч г. в 17 ПТУ обучалось 3,9 тыс. учащихся, работало ев 220 преподавателей и 357 мастеров производств обучения Ср. проф. образование дают 7 ср. спец. уч заведений (7,5 тыс. учащихся), в т.ч. с -х, мед, пед. и муз. колледжи Хакас ун-та (созд в 1994). В X работают 2 вуза - ун-т (ев 5 тыс. студентов). и техн. ин-т(ок 1,3 тыс). Переподготовкой учителей занимаются респ ИПК и ПРО (осн.в 1944).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
322.97 кб

Этнокультурный аспект литературного образования в школах Республики Хакасия

Кольчикова Наталья Лаврентьевна
Статья посвящена проблемам литературного образования в современной национальной школе, в частности в ней обосновывается важность использования этнокультурного аспекта, который предполагает сопоставительный анализ художественных пр
Читать PDF
373.54 кб

Организация культурно-просветительской деятельности в Республике Хакасия с учетом региональной культ

Мазай Л. Ю.
Изменения в культуре приводят к переходу «знаниевого» образования к интегральному, вбирающему в себя деятельностно-практические умения компетентность.
Читать PDF
124.02 кб

Этнокультуроведческий подход в системе литературного образования в школах Республики Хакасия

Кольчикова Наталья Лаврентьевна
Статья посвящена проблемам литературного образования в современной национальной школе, в частности, в ней обосновывается важность использования этнокультурного аспекта, который предполагает сопоставительный анализ художественных п
Читать PDF
339.10 кб

Мотивирующая аттестация персонала как инструмент комплексных улучшений ООО «СУЭК-Хакасия»

Азев Владимир Александрович, Кобец Елена Валерьевна, Жуков Александр Леонидович
Представлен опыт подготовки работников ООО «СУЭК-Хакасия» к мотивирующей на развитие аттестации.
Читать PDF
2.82 мб

О разработке регионального модуля литературного образования в школах Республики Хакасия

Кольчикова Наталья Лаврентьевна
Автор раскрывает содержание регионального модуля литературного образования в школах Республики Хакасия.
Читать PDF
1.72 мб

Особенности этнолитературного образования в национальной школе Республики Хакасия

Кольчикова Наталья Лаврентьевна
Рассматриваются вопросы литературного образования в национальной школе Республики Хакасия.
Читать PDF
255.46 кб

Особенности формирования рынка труда молодых специалистов в Республике Хакасия

Пигина Т.Н.
В статье раскрываются тенденции, характеризующие процессы развития рынка труда молодых специалистов в регионе. Представлен анализ выпуска молодых специалистов региональными высшими учебными заведениями с 2009 по 2013 г.
Читать PDF
653.60 кб

Хакасия на карте «Психологической газеты»

Чупров Л.Ф.
Психологическое эссе по истории становления психологической службы и психологической помощи в Республике Хакасия, взаимодействии с «Психологической газетой» на этапе становления и интеграции психологов республики в профессионально
Читать PDF
410.11 кб

Региональные особенности музыкального образования в республике хакасия

Шишлянникова Нина Петровна
Обоснованы принципы построения и реализации содержания национально-регионального компонента общего и профессионального музыкального образования в Республике Хакасия.
Читать PDF
874.82 кб

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЗАБОТЫ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИМИДЖЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Мантикова А.В., Костригин А.А., Чупров Л.Ф., Хусяинов Т.М.
В статье рассматривается авторская учебная программа «Профессиональный образ врача», разработанная для студентов Медико-психологический-социальный институт ХакГУ по специальности «Медицинский бизнес».
Читать PDF
218.43 кб

Национально-региональный компонент вузовской программы физического воспитания студентов Хакасии (для

Павлюченко О. А., Фоминых А. В.
Теоретические исследования процесса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем показали, что уровень здоровья из года в год падает, также падает интерес к занятиям физической культурой.
Читать PDF
631.94 кб

Профессиональное образование Хакасии: проблемы становления и развития

С. А. Боргояков
Читать PDF
0.00 байт

О некоторых проблемах развития системы профессионального образования Хакасии

Боргояков С. А.
Эффективность подготовки молодежи к профессиональной карьере во многом зависит от уровня развития профессионального образования данного региона.
Читать PDF
0.00 байт

Исследование мотивации населения Хакасии к теплоэнергосбережению

Халимова Надежда Михайловна, Бабицкая Елена Алексеевна, Верещагина Елена Александровна, Чаркова Мария Никитична
В статье представлен опыт работы двух кафедр ХГУ им. Н.Ф. Катанова по исследованию мотивации населения к теплоэнергосбережениям в Республике Хакасия.