ГУМБОЛЬДТ Вильгельм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Вильгельм Гумбольдт
1767-1835) немецкий филолог, философ, государственный деятель. Реформатор гимназического образования. Инициатор открытия университета в Берлине (1810). Написал «Идеи к опыту», «Язык и философия культуры». Разработал общие принципы организации общественного воспитания, предлагал передать управление школой государству, ограничить изучение религии. Изъял гимназии из ведения церкви. Видел основополагающее образовательное и воспитательное значение языка.

Источник: История образования и педагогической мысли

ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм (1767-1835)
немецкий ученый, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Член Берлинской АН (1810), поч. член Петербургской АН (1832). Инициатор открытия (1810) университета в Берлине (ныне Гумбольдтовский университет, назван в честь братьев В. и А. Гумбольдтов). Представитель неогуманизма. Разработал общие принципы организации общественного воспитания, рассмотрел взаимоотношения между системой общественного воспитания, государством и церковью. Высказывался за передачу управления школьным делом в руки государства.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГУМБОЛЬДТ Вильгельм
22.6.1767, Потсдам, — 8.4.1835, Тегель). нем. ученый, философ, филолог, гос. деятель и дипломат. Чл. Берлинской АН (1810), поч. ч. Петерб. АН (1832). Его домашним учителем был И. Г. Кампе. Учился в ун-тах Франкфурта-на-Одере и Геттингена (1787—88). В 1809—10 директор Департамента исповеданий и просвещения в прусском мин-ве внутр. дел, в 1819 мин. внутр. дел. Инициатор открытия (1810) ун-та в Берлине (ныне Гумбольдтовский ун-т, назван в честь братьев В. и А. Гумбольдтов). Представи тель неогуманизма. В соч. «Идеи копыту, определяющему границы деятельности государства» (частично опубл. в 1792. полностью в 1851, рус. пер. 1898, 1985) разработал общие принципы организации обществ. воспитания, рассмотрел взаимо отношения между системой обществ. воспитания, гос-вом и церковью. Высказывался за передачу управления шк. дело. ч в руки гос-ва, к-рое как человеческое сообщество должно обладать способностью совершенствоваться. Эта идея нашла воплощение в проекте реформы нар. образования, подготовленной И. В. Зюферном в 1819. Шк. система должна была состоять из 3 взаимосвязанных ступеней: элементарной школы, гор. школы и гимназии. Проект отклонен прусским пр-вом. Г. реформировал гимназия, образование в Пруссии: расширил преподавание истории (увеличив время на изучение античности), математики, естествознания. Неогуманистич. идеалы легли в основу предложений Г. по устройству Берлинского ун-та: целью высшего образования Г. провозгласил совершенствование личности. Этой цели должно служить объединение уч. и исследоват. деятельности в ун-те. Содействовал введению в нач. школе методов обучения И. Г. Пе-сталоцци. В науч. наследии Г. осн. место занимают труды по языкознанию. Видя в языке средство непроизвольного выражения и определения истины, подчеркивал его основополагающее образоват. и воспитат. значение. Особое внимание уделял др.-греч. языку, к-рый, по мнению Г., наиб. полно выразил «идею человека».

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
236.02 кб

Вильгельм фон Гумбольдт о романских языках

Черняк Александр Борисович
В работе предлагается лингвистический комментарий к известному эссе В. ф. Гумбольдта о романских языках, в основном почерпнутый из работ Э. Косериу. Некоторые места перевода при сверке с немецким текстом были исправлены.
Читать PDF
220.85 кб

Вильгельм фон Гумбольдт и Берлинский университет

Фурман Манфред
Translated from German
Читать PDF
270.54 кб

Вильгельм и Александр Гумбольдт в поисках научных парадигм

Ростиславлева Наталья Васильевна
В статье на основе анализа биографических данных и сфер общественной и научной деятельности братьев Вильгельма и Александра фон Гумбольдт рассматривается вопрос о сопоставимости научных результатов ученых.
Читать PDF
148.28 кб

Место Вильгельма фон Гумбольдта в истории возникновения историзма

Феллер Виктор Валентинович
Сравнительная антропология В. фон Гумбольдта стала важной составляющей процесса формирования принципа немецкого историзма. Параллельно с Ф.
Читать PDF
215.67 кб

Идейные наставники Ф. И. Буслаева: Вильгельм фон Гумбольдт (часть i)

Новиков Михаил Васильевич, Перфилова Татьяна Борисовна
В статье рассматриваются рецепции философских, антропологических, культурологических, исторических аспектов теории языкознания великого немецкого ученого Вильгельма фон Гумбольдта в творчестве выдающегося русского ученого Федора И
Читать PDF
227.99 кб

Идейные наставники Ф. И. Буслаева: Вильгельм фон Гумбольдт (часть II)

Новиков Михаил Васильевич, Перфилова Татьяна Борисовна
В статье рассматриваются рецепции философских, антропологических, культурологических, исторических аспектов теории языкознания великого немецкого ученого Вильгельма фон Гумбольдта в творчестве выдающегося русского ученого Федора И
Читать PDF
8.92 мб

Гуманистическая концепция вильгельма фон Гумбольдта: к 250-летию со дня рождения

Южанинова Елена Владимировна
Статья посвящена 250 годовщине со дня рождения выдающегося представителя немецкого филологического неогуманизма, государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835 гг.
Читать PDF
230.38 кб

Философско-теоретические идеи Вильгельма фон Гумбольдта в создании Берлинского университета

Панченко В.А.
В данной статье исследуется созданная Гумбольдтом «модель немецкого классического университета», которая представляет собой одно из важных направлений в образовании.
Читать PDF
369.18 кб

Вильгельм фон Гумбольдт. Внутренняя форма языка как отражение самобытности этнической культуры

Панченко Варвара Антоновна
Автор рассматривает идеи В. Гумбольдта о внутренней форме языка, под которой он понимает особенности миропонимания той или иной нации.
Читать PDF
1.33 мб

Плавильный тигль Вильгельма Гумбольдта и внутренняя форма слова Густава шпета в контексте проблемы т

Зинченко Владимир Петрович
Автор локализует «место» творческого акта в виртуальном плавильном тигле. В нем плавятся внутренние формы слова, образа и действия.