ГУМАНИЗМ
совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека и право личности на свободное развитие своих творческих сил [81, c.177].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ГУМАНИЗМ
признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Гуманизм
направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Гуманизм
совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения.
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Гуманизм
(от лат. humanus – человечный) – принцип мировоззрения и нравственности, в основе которого лежит признание свободы человека, его чести и достоинства как высшей ценности общества.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ГУМАНИЗМ
совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, создании благоприятных для человека условий общественной жизни.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
ГУМАНИЗМ
(лат. humanus – человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ГУМАНИЗМ
(от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, признающих ценность человека как личности независимо от его общественного положения, право его на свободное развитие творческих сил и проявление своих способностей.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Гуманизм
мировоззрение, построенное на любви к человеку, уважении его чести и достоинства, на заботе о его благополучии, развитии у него высоких нравственных качеств. Г.- прогрессивное общественное движение. Г. - педагогический принцип.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Гуманизм
отношение к человеку как высшей ценности, ориентация на его свободное и разностороннее развитие, утверждение блага и счастья каждого человека как критерия развитости общества. Ведущая идея, цель и ценность современного образования.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Гуманизм
(humanus – человечный) – мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как категории оценки общественных отношений.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Гуманизм
философский принцип, рассматривающий человека как высшую ценность и предписывающий необходимость рассмотрения всех явление событий, отношений в их «человеческом измерении», т. е. с позиций защты свободы и прав человека, создания условий для его развития и достойной человеческой жизни.
Источник: Глоссарий по педагогике.
Гуманизм
совокупность взглядов, признающих человека как высшую ценность мира, как личность, обладающую правом на свободу, счастье, проявление своих способностей; это позиция, исходящая из того, что критерием оценки социальных отношений выступают уважение к достоинству человека, забота о его благе и всестороннем развитии.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
ГУМАНИЗМ
(от латинского humanus) термин, введенный древнеримским философом и оратором Цицероном и обозначающий человечность- мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ГУМАНИЗМ
принцип мировоззрения, в основе к-рого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов педагогики.
Источник: Педагогический словарь
Гуманизм
отлат. humanus - человеческий, человечный) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Гуманизм
(от лат. humanus – человеческий, человечный) – человечность, любовь к людям; высокий уровень психологической терпимости (толерантности); мягкость в человеческих отношениях; уважение к личности и ее достоинству. Гуманизм оформился как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. Гуманизм сегодня – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
Источник: Военная педагогика
ГУМАНИЗМ
признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике, связано с изучением вновь открытых произведений античности. — направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважени и свободы каждой личности. (Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ГУМАНИЗМ
(лат. китапиз - человечный) мировоззренческий принцип, в основе которого лежит убеждение в абсолютной ценности человека как личности, в безграничной возможности человека и его способностей к самосовершенствованию, в его праве на свободу и счастье, на защиту своего достоинства. Удовлетворение потребностей и интересов людей гуманизм рассматривает в качестве главной цели общества; благо человека — решающий, с точки зрения гуманизма, критерий оценки социальных институтов. Гуманизм как мировоззренческий принцип сложился в эпоху Возрождения, прежде всего в Италии, в ХIV-ХVI вв. в условиях экономических и социальных сдвигов раннебуржуазной эпохи, расцвета городов, торговли, культуры. Ф. Петрарка, Леонардо да Винчи, Данте, Боккаччо, Н. Коперник и др. гуманисты в противовес религиозно-аскетическому пониманию провозгласили человека центром мироздания, венцом природы. Идеологи буржуазных революций, развивая идеи гуманизма, акцент сделали на разработку «естественных прав человека, основными из которых провозгласили право на жизнь, свободу и частную собственность. Любое социальное устройство они оценивали с точки зрения его соответствия «природе человека». Представители немецкий философской классики, в частности, И. Кант, сформулировали положения, которые концентрированно выражают сущность гуманизма: человек может быть для другого человека только целью, но никогда средством. Б.Н. Бессонов
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.
Гуманизм
лат. – человечный) – это движение общественной мысли, основанное на идеях приоритета человеческих интересов и ценностей в развитии мира и общества. Гуманизм фетишизирует человека, идолопоклонствует ему, признает мерой всех вещей и направляет развитие человеческого сознания и общества по пути создания комфорта жизни, благоустройства, благополучия и достижения счастья. Гуманизм проповедует идеи добра, любви и уважения людей между собой. В этом смысле гуманизм лег в основу новой гуманистической педагогики. В то же время гуманизм, развиваясь автономно, вне христианской веры, дошел до обоготворения человека с его страстями. Так развивался субъективно-психологический взгляд на человека, в противовес объективно-онтологическому. Гуманизм стал идеологией природно зависимого человека, независимого от Бога. Гуманизм не признает высокого происхождения человека по образу и подобию Божию. Православное учение считает, что такой безбожный гуманизм не решает противоречий человечества, уводит человека от его проблем. В то же время есть попытка одухотворить такой естественный гуманизм посредством развития христианского гуманизма (в рамках христианской антропологии). В нем наивысшим гуманизмом провозглашается учение Христа с его высшими нравственными нормами и добродетелями. Возник гуманизм в Европе, в XV в., в эпоху Возрождения и сразу стал методологической основой глобальной мировоззренческой системы антропоцентризма.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ГУМАНИЗМ
система воззрений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, характеризующаяся защитой его достоинства и свободы, считающая благо человека основным критерием, а принцип равенства и справедливости – нормой отношений между людьми.
Гуманизация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных, общечеловеческих компонентов в содержании образования, ориентированная на совершенствование и свободное творческое развитие личности в системе общественных отношений.
Гуманитаризация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования: восстановление культурных традиций; пересмотр учебных программ с целью более полного насыщения их историко-культурными компонентами.
Гуманистическая педагогика — одно из направлений в системе педагогических наук, рассматривающее ребенка как основной смысл, цель и результат любой педагогической системы. Основоположниками этого направления были Ж. Ж. Руссо, Л.H. Толстой, К.Д. Ушинский, С.И. Гессен. В советский период практические идеи гуманистической педагогики были разрушены. А.С. Макаренко, В.В. Сухомлинский пытались в своих трудах подчеркнуть их значимость для воспитания гражданских, коллективистских позиций подрастающего поколения. Возрождение идей гуманизма в педагогике начинается в конце 1950-х — начале 60-х годов в трудах И.П. Иванова, С.А. Шмакова, Ю.П. Азарова и др. Стремительное развитие гуманистической педагогики наметились в настоящий момент в трудах В.П. Бедерхановой, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, В.А. Караковского, учителей-новаторов и др.
Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание — педагогически целенаправленный (целесообразный) процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе, которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
ГУМАНИЗМ
(лат. humanus – человечный) – система идей и взглядов на человека как высшую ценность и смысл общественного бытия. В своем отвлеченном от конкретно-исторических и социокультурных условий виде Г. есть направленность общественного и индивидуального сознания на человека, его благо, развитие его задатков, на формирование в нем внутренней свободы и ответственности. В историческом аспекте Г. – прогрессивное течение западноевропейской культуры эпохи Возрождения, провозглашавшее уважение к достоинству и разуму человека, его права на земное счастье, свободное проявление естественных человеческих чувств и способностей. Еще римляне, в особенности, Цицерон, называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. Позже гуманизмом именовалось движение, более или менее противостоящее схоластике и духовному господству церкви, пытавшееся к началу Нового времени извлечь идеал чисто человеческого образования и поведения из вновь открытых произведений древности. Век Г. освещал путь веку Ренессанса. Данте, Петрарка, Бокаччо были отцами итальянского гуманизма. Историческими предшественниками Г. были греки, приезжавшие или бежавшие из Византии в Италию, такие как Мануэль Хризолорас, работавший с 1936 г. во Флоренции в качестве учителя греческого языка, кардинал Виссарион, Георгий Гемист Плетон. Значительными гуманистами были итальянцы Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II), Лаврентий Балла, кардинал Пьетро Бембо, вне Италии – испанец Вивес; ученый, французский книгопечатник Роберт Эствен, а также Фабер Стапуленсис, Карл Бовиль, Жан Боден, Мишель де Монтень, британцы – Томас Мор, Джон Коле, Филипп Сидней, Томас Элиот, кембриджская школа. В Нидерландах и в Германии образовались центры Г., который пустил корни в Девентере, Страсбурге, Базеле, Аугсбурге, Нюнберге, а также в университете, в частности в Вене и особенно в Эрфурте. Основными представителями этого Г., наряду с другими, были Рудольф Агрикола, Иоганн Рейхлин, Дезидерий Эразм, Конрад Цельтис, Ультрих фон Гуттен, Муциан Руф, Конрад Пойтингер, Виллибальд Пиркгеймер; Меланхтон и Цвингли склонялись к гуманизму. В Германии Г. в конечном счете перешел в церковную реформацию, положившую конец Г. Неогуманизмом называют вновь пробудившийся в кон. XVIII – в нач. XIX в. интерес к античности. Неогуманизм представлен, прежде всего, Вильгельмом фон Гумбольдтом, далее – Лессингом, Гердером, Гете, Шиллером. Г. как разновидность прагматизма есть также одно из направлений теории познания, согласно которому все наше познание по своим мотивам, так же как по своему объему и целям, является всегда только человеческим, не может выйти за пределы человека, порождено и обусловлено человеческими потребностями. В современной Украине широкое распространение получили идеи гуманизации и гуманитаризации образования, означающие отход от прагматизма и возвращение образования к интересам человека, его потребностям и возможностям его свободного развития. Иными словами, личностно ориентированный, человекоцентристский подход к образованию (Философский энциклопедический словарь / ред.-сост: Е. Ф. Фубский и др. – М.: ИНФРА, 1997; Соціально-гуманітарна освіта України та шляхи її розбудови // Матеріали Всеукр. наради зав. кафедрами соціально-гуманітарних дисциплін. – К.: Генеза, 1999. – С. 124–126). В. И. Астахова
Источник: Глоссарий современного образования.
ГУМАНИЗМ
(лат. humanus – человечный) – культурное (литературное, научное, философское) движение, возникшее в Италии и распространившееся впоследствии также в Германии, Голландии, Франции и Англии. Гуманизм был идеологией сравнительно узкого образованного круга и возник из потребности борьбы против феодализма и феодального закрепощения личности. Он оформился как культурное движение на основе усилившегося в XIV–XV вв. изучения литературных, ораторских, историографических и философских памятников Древних Греции и Рима. В Италии крупнейшими гуманистами были в XIV в. великие поэты-ученые Петрарка и Боккаччо, в XV в. – Пико делла Мирандола и др.
Гуманисты выступали за освобождение человечества от оков средневекового церковно- религиозного мировоззрения, в защиту прав и достоинства личности. Итальянский гуманизм зрелого периода стремился освободить мораль от норм христианско- аскетических учений, восстанавливал права здоровой чувственности, разоблачал лицемерие монашества. Гуманизм не был определенным общественным течением. Одни гуманисты, как, например, Эразм Роттердамский (1466–1536), ограничивались тем, что остроумно высмеивали мракобесие, тунеядство и невежество, особенно монахов и священников, относясь в то же время свысока к народу, обходя вопросы политики.Другие, как английский гуманист Томас Мор, автор «Утопии», выдвигали проекты переустройства общества на основе труда всех его членов и уравнительного распределения предметов потребления. Третьи, как немецкий гуманист начала XVI в. Ульрих фон Гуттен, выдвигали программу имперской реформы от имени дворянства и даже выступали как прямые борцы против феодальных князей. В своем большинстве гуманисты не примкнули к реформации.
Гуманизм сыграл большую роль в расширении культурного кругозора людей, в восстановлении забытого в средние века литературного наследия античности (разыскание, комментирование и издание классических рукописей), в разработке приемов филологической критики. Многие гуманисты, например, Эразм Роттердамский, были одновременно первоклассными знатоками древних языков и литератур, мастерами филологического исследования и талантливыми писателями-сатириками, высмеивавшими нравы и невежество духовенства. Сыграв в XIV–XVI вв. прогрессивную роль, гуманизм, не имевший широкой демократической основы, замкнулся в узком кругу ученых- латинистов, свысока третировавших народ, его язык и искусство. Поздние итальянские гуманисты осуждали Данте, писавшего на народном итальянском языке и популяризировавшего космологические учения; в творчестве Петрарки и Боккаччо они ценили лишь их латинские сочинения, все больше впадали в риторическую искусственность, занимались филологическим кропательством, щеголяли эрудицией и археологическими познаниями. Поэтому новая наука позднего Возрождения, созданная людьми практики – художниками, техниками и инженерами, – выступила не только против схоластики, но и против гуманизма, заменявшего эксперимент и наблюдение сопоставлением мнений древних авторов. Буржуазный гуманизм достиг своего расцвета в XVIII в., в эпоху Просвещения. Придя к власти, буржуазия отказалась от гуманистических идей и стала подавлять всякое проявление свободной мысли.
В эпоху борьбы против капитализма родился новый гуманизм – гуманизм демократический. Высшим принципом его являются интересы человека, интересы трудящихся масс, их физическое и духовное развитие. Ведь самым ценным капиталом являются люди.
Лит.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.