гуманизация образования

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Гуманизация образования
система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и формировании личности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности [84].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

гуманизация образования
это орентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становления отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.

Источник: Педагогический словарь

Гуманизация образования
распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания, обеспечение образовательным процессом разностороннего и гармоничного развития природных сил и способностей человека.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Гуманизация образования
приведение ее в соответствие с потребностями, интересами каждого человека.Осуществляется в контексте личностно ориентированного образования. Отвечает мировым тенденциям развития образования и воспитания школьников. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Гуманизация образования
создание таких условий учебного взаимодействия между обучаемым и преподавателем, которые предполагают наиболее полное развитие личности обучаемого за счет не только усвоения программного материала, но и познания каждым самого себя, развития самоуважения, стремления поделиться знаниями с другими [36, c. 202; 37, c. 109].

Источник: Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
пересмотр обществом и педагогикой своего отношения к детям с проблемами, с отклонениями в развитии; отказ от самой установки на «дефектность» этих детей и замена дефектологии коррекционной и реабилитационной педагогикой; отказ от полного отделения таких детей от детского общества в целом; всесторонняя помощь таким детям и активное включение их в общий мир детства.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности, согласно которой содержание образования должно свободно обеспечить всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества. Идея гуманизации распространяется также на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Гуманизация образования
построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга; важнейший педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности обучающегося, активизация ее познавательного, духовного, деятельностного потенциала.

Источник: Военная педагогика

Гуманизация образования
теория и практика развития образования, образовательная стратегия, исходящая из признания человека высшей ценностью и целью любой социальной деятельности, приоритета общечеловеческих ценностей, целей и идеалов. Основана на глубоких исторических традициях отечественной и зарубежной философии, психологии, педагогики, традициях народной педагогики (Я.А.Коменский, А.Дистервег, И. Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.А.Бердяев, К.Роджерс, Р. Берне, А. Маслоу, В.А.Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.). Г. о. противостоит технократизму и технократизации образования.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума. Гуманизация образования направлена на создание таких форм содержания и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности учащегося — его познавательных интересов, личностных качеств; на создание таких условий, при которых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитывающие воздействия. Понятие «гуманизация образования» нельзя отождествлять с его гуманитаризацией.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. ) — концептуальное положение о приоритете личности в образовании, формировании ее гуманного мировоззрения и творческого потенциала. (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. ) См. также Герменевтика в педагогике, Гуманистическая педагогика, Сциентизм

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
многоплановое социально-нравственное явление духовной жизни общества. Это признание ценности конкретного человека (ребенка), создание условий, направленных на очеловечивание обстоятельств школьной жизни, на раскрытие и развитие способностей ученика, его самореализацию. Это реализация в процессе образования и воспитания адекватных умениям ребенка нравственных ценностей, уважение личности ребенка на уровне принятия его личностных целей, запросов, интересов. Это социальный процесс, включающий широкий спектр нравственных проблем, связанных с личностью учителя. Это духовная и нравственная ориентация практической деятельности на систему адекватных нравственных ценностей, ядро которых составляет ценность ученика как личности, индивида и субъекта деятельности.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
пересмотр обществом и педагогикой своего отношения к детям с проблемами, с отклонениями в развитии; отказ от самой установки на «дефектность» этих детей и замена дефектологии коррекционной и реабилитационной педагогикой; отказ от полного отделения таких детей от детского общества в целом; всесторонняя помощь таким детям и активное включение их в общий мир детства.
Гуманизация – ключевой момент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса с точки зрения их человекообразующей функции. В центр процесса ставится ребенок. Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования: не ребенка «вращается» вокруг школы, а школа вокруг ребенка.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Гуманизация образования
система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения и воспитания, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений; путь к очеловечиванию всей системы общественных отношений, совершенствованию культурного и духовного облика личности; формирование социальных способностей человека быть общественно значимым, жить в обществе по нравственным нормам, приумножать свои способности к творческой деятельности, совершенствовать свою личность; ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение здоровья, чувства собственного достоинства, развитие личного потенциала; индивидуально личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного познания.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
направленность всего образовательного процесса на человека, его блага, развитие его задатков; формирование его свободы и ответственности, удовлетворение его потребностей в знаниях; замена предметно-центрической системы обучения системой антропоцентрической; смена стратегических целей образования и полное подчинение его интересам человека. Г. о. – формирование гуманистического мировоззрения в процессе обучения, то есть провозглашение блага человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Для этого содержание образования, формы и методы обучения должны обеспечивать свободное и всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества (Астахова В. И., Климова Г. П. Глобальные проблемы образования и особенности их проявления в Украине. – Х., 1995; Губерський Л, Андрющенко В., Михальченко М. Культура. Ідеологія. Особистість. – К., 2002; Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003; Курс лекций по социологии образования / под ред. В. И. Астаховой. – Х.: Изд-во НУА, 2003). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
(его субъектноличностная направленность) – рассматривается как его переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самореализации личности и как средство ее социальной и экономической устойчивости и социальной защиты в постиндустриальном обществе в условиях рыночных отношений. Выделяются три принципа гуманизации образования:
1. Принцип гуманитаризации образования: улучшение эстетического, этического, экономического, экологического и правового обучения и воспитания учащихся и студентов.
2. Принцип фундаментализации образования: сохранение ядра общего среднего образования; обучение учащихся и студентов базисным квалификациям; усиление общеобразовательных компонентов профессиональных образовательных программ; переход профессиональной школы на подготовку специалистов широкого профиля; «университетизация» высшей школы, «колледжизация» начальной и средней профессиональной школы; развитие научнообразовательных и производственно-образовательных комплексов; модульное построение содержания образования (интегративный вариант как один из возможных); усиление научного потенциала школы; усиление методологической подготовки обучающихся.
3. Принцип деятельностной направленности образования – переход от «знаниевой» парадигмы к деятельностной (компетентностной): соединение формирования теоретических знаний обучающегося с его практическими потребностями, ценностными ориентациями; совершенствование системы знаний, определяющих деятельностную направленность личности; реализация компетентностного подхода в государственных образовательных стандартах, в формах организации образовательного процесса, в его методах и средствах; усиление роли самостоятельной образовательной деятельности обучающегося (обучающихся). Развитие свобод выбора обучающимся профессиональных образовательных траекторий; развитие базисных компетенций – овладение обучающимися компетенциями, общими для осуществления любых видов деятельности. Литература: [39].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
является одной из сторон гуманитаризации образования. В литературе об образовании сегодня особенно много пишут о гуманизации, или очеловечивании, образования. В новом представлении о педагогическом процессе человек заявлен как центр этого процесса, а человечность — как дух и атмосфера учебного заведения. Между тем, не смотря на всеобщий хор голосов о человечности отношений в школах и вузах, на практике чаще всего происходит наоборот: самое беззащитное, безголосое и угнетаемое существо — это ученик. Гуманизация вытекает из самой сущности образования: образование как становление человека, то есть его «создание». Такой процесс может протекать только в очеловеченной обстановке, атмосфере гуманности. Там, где нет гуманности, там нет образования! Осуществление этого принципа на практике требует бережного отношения к ученику, что сегодня, к сожалению, встречается нечасто. Огромные информационные перегрузки, начетничество, подавление самостоятельного мышления ученика, безжалостность, злоупотребление наказаниями, погребение живой души учащегося под гигантским костяком образовательной системы — такая педагогическая реальность требует безотлагательной реализации принципа гуманизации (очеловечивания) самого педагогического процесса. Сегодня многие учащиеся не защищены физически, психически, юридически, мировоззренчески, религиозно от тяжелой социальной действительности, терпят жестокое обращение в семье (опубликованные статистические данные на этот счет ужасающи) и постоянное унижение, равнодушие к себе и даже жестокость в школе. Этим школа уходит далеко от самой себя. Она призвана прежде всего решить проблемы конкретного учащегося, помочь ему выстоять и самоопределиться в жизни, помочь выжить в реалиях сегодняшних, понять жизненные проблемы подростков, юношей, молодежи и организовать все условия внутреннего характера для их решения. Но школа чаще всего вкладывает в голову учащегося окостеневшие знания и остается удовлетворенной этим бесчеловечным занятием. Говорят, конкретный учащийся должен стать центром учебного процесса. Но что это значит? Под этим понимается в лучшем случае учет психовозрастных особенностей учащихся, иногда — их конкретное проявление в ученике, а чаще всего — средство подстегивания учащегося, чтобы он крепче зазубривал информацию. Все эти методы не меняют принципиально педагогические подходы, а лишь способствуют их интенсификации и мнимой эффективности. А учитель по-прежнему не учитель, а контролер, диктатор, грозно (чаще всего завуалированная грозность выступает оценкой в журнале) нависающий над головой ученика. К сожалению, это не просто метафора, а образ реальности. Гуманизация выступает как объективное требование образовательного, то есть человечного подхода к ученику. Ученик, если он действительно центр учебного процесса и его цель, а не средство, должен сам определяться совместно с помощником, наставником в том, какой ему избрать путь для своего образования (с образованием себя как человека) и по образу — цели, и по интенсивности, по срокам и т.п., и оценка осуществления этих этапов развития должна осуществляться прежде всего вместе с учащимися. Но тогда основным методом учительского действия должна стать любовь, без которой не будет понимания ученика и его взаимодоверяющего единства с учителем. Ю.А. Огородников

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
99.06 кб

О гуманизации бизнес-образования

Трунов Д.
Читать PDF
1.12 мб

Особенности гуманизации образования

Смолькова Елена Викторовна
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с новым подходом к образованию с позиций гуманизации и демократизации. Одним из проявлений гуманизации образования является введение принципов гуманитаризации.
Читать PDF
496.56 кб

Гуманизация и гуманитаризация образования

Балицкий А.
Читать PDF
276.85 кб

Гуманизация образования в «Обществе риска»

Храмова Ксения Вячеславовна, Давлетшина Гульнара Рафисовна
Статья посвящена проблеме современного гуманизма в реализации образовательного процесса в условиях «общества риска». Рассмотрение происходит на основе общетеоретического анализа феномена «общества риска» и гуманизма.
Читать PDF
289.09 кб

Нужна ли гуманизация военному образованию?

Михеева О.В.
В статье анализируются особенности деятельности военнослужащих.
Читать PDF
262.38 кб

Гуманизация как стратегия высшего образования

Добрускин Марк Евсеевич
Читать PDF
166.54 кб

Гуманизация образования: ценностные ориентиры

Савостьянов Александр Иванович
В данной статье автор рассматривает понятие «гуманизации» применительно к образовательным процессам, раскрывая его значимость как важного фактора гармоничного развития личности и, в связи с этим, актуальность для общества на совре
Читать PDF
134.46 кб

Философия гуманизма и гуманизация образования

Сергеев В. К.
Представлена попытка нового понимания гуманизации образования. В соответствии с разрабатываемой автором концепцией постгуманизма предлагается новый взгляд на образовательный процесс современного общества.
Читать PDF
482.87 кб

Гуманизация образования: цели, задачи и условия

Иванова Светлана Вениаминовна
В статье освещаются вопросы гуманизации образовательного процесса как необходимого фактора модернизации образования.
Читать PDF
594.11 кб

Гуманизация образования: проблемы и перспективы

Башаримов Ю.П, Егоров В.А.
Гуманизация образования, как научная проблема, обусловлена насущными потребностями практики обучения.
Читать PDF
234.85 кб

Психологические аспекты гуманизации образования

Крамаренко Алла Николаевна
В статье рассматриваются психологические аспекты гуманизации образования, как процесса, не предусматривающего простую передачу знаний в системе „учитель-ученик", а включающего в себя эмоции и чувства.
Читать PDF
323.93 кб

Гуманизация образования: история и современность

Плугина Мария Ивановна, Дзампаева Жанетта Махарбековна
В статье анализируются вопросы, связанные с гуманизацией образовательных систем. Гуманизация рассматривается в качестве одной из тенденций современного образования.
Читать PDF
856.53 кб

К проблеме гуманизации образования в высшей школе

Пашковская И.Н.
Читать PDF
272.70 кб

Гуманизация и гуманитаризация военного образования

Волкова Татьяна Александровна, Марков Виктор Иванович
В статье рассматриваются вопросы специфики военного гуманизма и гуманистического воспитания и образования в военных образовательных учреждениях.
Читать PDF
234.80 кб

Проблемы гуманизации профессионального образования

Лежников Валерий Петрович
Гуманизация образования анализируется как формирование целостности личности, субъектности будущего профессионала, объединение в его мышлении научно-рациональной и гуманитарной культур мышления.

Похожие термины:

  • Гуманизация образовании

    [гуманность + образование] – направление развития образования, предполагающее гармонизацию взаимоотношений и взаимодействий человека и общества, обеспечение их параллельного, эффективного разв
  • ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    его акцентированность на личности, приобретение личностной ориентированности, процесс, направленный на подготовку студента в стенах высшего учебного заведения к выполнению в будущем широкого с