ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
система мер,
направленная на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
система мер, направленных на развитие общекультурных компонентов в содержании образования и на формирование личностной зрелости обучаемых.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.

Источник: Педагогический словарь

Гуманитаризация образования
ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками. Д

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Гуманитаризация образования
часть и средство гуманизации. Выделяют два ее аспекта: -увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов); -улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода (например, когда преподавание литературы превращается в обучение литературоведению).

Источник: Военная педагогика

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, та ким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых. Гуманитарная парадигма познания - система осознаваемых и неосознаваемых установок, ориентирующая на уникальность рассматриваемого явления, опирающаяся на опыт единичных случаев, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных, использующая, наряду с понятийным аппаратом, язык символов. Гуманитарная парадигма всегда исторична – т. е. стремится к рассмотрению явления в его становлении, анализу и прогнозу последствий.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
противостоит свойственному прежней образовательной системе утилитарному технократизму, небрежению к человеку и духовным ценностям; связана с возвратом образования к целостной неделимой культуре, с возрождением его культуросообразной и культуросозидающей функции. Гуманитаризация направлена на поворот образования к целостной картине мира, на очеловечивание знания, на формирование гуманитарного мироощущения как основы нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой. Сегодня гуманитаризация образования – одно из главных средств восполнения духовного вакуума, появившегося с крушением старых идеологических схем, один из основных источников формирования социальной идеологии.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Гуманитаризация образования
1) приведение к балансу политехнической и гуманитарной составляющих образования – с целью исключения познавательного сциентизма и утверждения эффективного формированиямировоззрения и высоких морально-нравственных качеств обучаемых; 2) система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых; 3) практическое осуществление гуманизации образования, предполагающее преодоление технократических тенденций, усиление внимания в содержании образования человеку и его культуре, правам и интересам человека. Г.о. предусматривает как увеличение (до разумных пределов) объема гуманитарного знания, так и ориентацию технического и естественного знания в направлениях гуманизации. Одна из целей Г.о. – развитие гуманитарного мышления. Оно переориентирует разум учащихся от идеи «наукоучения» к основам взаимопонимания, стержнем которого является диалог. Г.о. способствует воспитанию, духовному совершенствованию человека. Оно актуализирует потребность стать личностью, индивидуальностью, достичь вершин творчества, совершенств.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
поворот образования к целостной картине жизни и прежде всего – к миру культуры, миру человека, к очеловечиванию знания и формирования гуманитарного системного мышления; система мер, направленных на формирование личностной зрелости обучаемых путем развития общекультурных компонентов в содержании образования, что потребовало прежде всего пересмотра образовательных программ в сторону увеличения объема гуманитарных и естественнонаучных дисциплин с целью предоставления учащимся возможности осмысления культурного наследия, ориентации в науках, изучающих человека и общество. Г. о. предполагает введение в образовательный процесс набора классических гуманитарных наук, которые несут в себе, сохраняют прогрессивные человеческие ценности; создает возможность путем обновления гуманитарных наук и системы их преподавания заполнить духовный вакуум, образовавшийся в условиях кризиса ценностей. В соответствии с Г. о. в высшей школе изучаются такие дисциплины, как история, социология, философия, психология, культурология, политология, экология, валеология и др. Г. о. – главное направление обновления образования на этапе перехода человечества от индустриальной к технотронной цивилизации, главный смысл которого – подготовка человека к гуманным, человеческим отношениям с природой, осознание им своего места и роли в дальнейшем развитии цивилизации (Астахова В. І. Ще раз про сутність гуманітаризації освіти // Вестн. Харьк. гос. политех. ун-та. – Вып. 22. – Х., 1998. – С. 11–18; Гуманізація і гуманітаризація професійної освіти: наук.-метод. зб. / І. А.Зязюнта ін. (ред.); АПН України, Інститут педагогіки і психології професійної освіти. – К., 1996; Кремінь В. Г. Освіта і наука України: шляхи модернізації. – К.: Грамота, 2003; Соціально-гуманітарна освіта України та шляхи її розбудови. – К.: Генеза,1997). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых. Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его технократической разновидности опередил развитие сознания науки как целого. Предметные знания в школе остаются разобщенными, логический аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социокультурному. Связи между предметами устанавливаются на основе междисциплинарных научных знаний, а не через общечеловеческое содержание школьных дисциплин. В результате обучение приобретает формальный, абстрактный характер. Культура выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным. Именно в сфере культуры оказывается возможным достоверно определить ценность и судьбу того или иного технического и технологического проекта. В наиболее острой форме проблема Г.о. встает в отраслях образования, связанных с естествознанием и техникой. В результате развития техники ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть понимание как способ опережающей организации знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности. Но современная дидактика значительно лучше владеет обучением умениям и знаниям, чем собственно содержательной стороной: она не дает понимания предмета в целом (что в равной мере относится как к техническим, так и к гуманитарным дисциплинам). На современном этапе образование продолжает уводить человека все дальше в детали конкретных методов исследования и технологических процессов, к совершенным алгоритмическим умениям и все меньше преподает урок человечности, эстетического и этического отношения к окружающему миру, к людям, наконец, к самому себе. Научно-технический прогресс, развитие техники оказывают на культуру двоякое влияние - формирующее и деформирующее. Следствием научного технического прогресса является дегуманитаризация и дегуманизация образования, которые в принципе противоречат стратегическим потребностям общества. По мысли П.А. Флоренского, "культура есть среда, растящая и питающая личность". Именно культура, а не общество и коллектив определяет формирование личности. Важнейшее значение т.о., имеют характер и направленность деятельности учебных заведений, где формируется будущий гражданин. Идея Г.о. заставляет обратиться к наиболее перспективным психолого-педагогическим теориям развития человека (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.), на основе которых можно построить общую культурно-историческую (или социокультурную) концепцию образования, теорию педагогики и смежных дисциплин, практику воспитания. Практическими направлениями Г.о. являются: пересмотр учебных программ по т.н. социально-экономическим дисциплинам с целью отражения в них мирового философского и общекультурного наследия; подготовка нового поколения учебников, в которых в доступной учащимся форме должно быть изложено содержание различных философских и этических концепций; выработка принципов и воспитания педагогических кадров. — установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении - как возможность обеспечить развитие зрелости обучаемых. Как своего рода альтернатива гуманизации и гуманитаризации в современной педагогике появилось понятие и термин "сциентизм". (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. ) См. также Политехническое образование, Гуманизация образования, Сциентизм

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Гуманитаризация — это процесс приведения образования, его содержания и формы к соответствию с природой человека, его душой и духом, это возвращение к образованию-созданию человека. Необходимость гуманитаризации образования, предполагающая обязательное введение во все виды учебных заведений гуманитарных дисциплин, сегодня признается большинством педагогов. Однако гуманитарные дисциплины в большинстве случаев пока еще преподносятся методами преподавания естественнонаучных предметов в безличной монологической манере, что сегодня устарело и для естественных, технических дисциплин. Живой мир человеческой культуры подменяется отвлеченными сведениями о нем, не вызывающими никакого движения в душе, кроме усилий рассудка и памяти. Содержание этих наук должно быть обращено к личному опыту учащегося. Смысл гуманитарных наук заключается в активизации всей целостности внутреннего мира человека. Роль педагога в преподавании гуманитарных дисциплин особенно велика и сложна. Педагог сам должен жить красотой и духом русской и мировой культуры, передавать своим примером заключенные в них великие ценности, непосредственно погружать учащихся в духовные образы прошлой и сегодняшней культуры. Душа учащегося должна открыться плодам великой работы человеческого духа. От мастерства, индивидуальности и культуры педагога зависит, какие он разработает методы для осуществления данного принципа — погружения учащихся в исторический духовный опыт человечества. Особенно тяжело обстоит дело с преподаванием в школе и вузе художественно-эстетических дисциплин. Эстетическое понимается как выразительность явлений, проявляющая глубинные состояния космоса. Именно так это понимали философы, русские и западные, и крупнейшие ученые-физики, например Кеплер и Гейзенберг, Бор и Эйнштейн. Преподавание искусства ведется до сих пор с вульгарно-социологических позиций. История искусства, в том числе история литературы, выступает как перечисление тем, сюжетов. социальных позиций писателей, в лучшем случае, с прибавкой структурологического материала, не раскрывающего сути художественности. А между тем цельное, гармоничное формирование личности невозможно без погружения обучающегося человека в мир искусства: в глубинное восприятие и проживание художественного произведения. Продуктивным представляется непосредственное приобщение учащихся к искусству путем создания художественных произведений на уроках рисования, музыки, литературы. Условием гармоничного воздействия искусства на человека является общение с подлинным искусством, а не подделкой под него, и способностью восприятия произведения адекватно его природе, его сущности. Искусство — это мир совершенства, красоты и гармонии, проявленность целостного бытия, выражение вечной борьбы добра и зла в мире. В подлинном искусстве всегда побеждает добро, даже если герой гибнет. Правильное общение с искусством, то есть общение, соответствующее его эстетической природе, гармонизирует внутренний мир человека, развивает чувство прекрасного, способность различать добро и зло, истинное и ложное. Без этого нет становления цельного человека. Искусство приобщает учащегося к сущностным, духовным мировым процессам, как к одной из главных задач образования XXI века. И тогда искусство входит в это образование как необходимая составная часть, относится к его фундаментальным основам. Дисциплины эстетического цикла, наряду с философией, венчают и объединяют, придают смысл и глубину остальным учебным предметам, связывают между со бой блоки учебных дисциплин, способствуют формированию гармоничной личности в учебном процессе. Особое место в учебном процессе занимают общественные науки. До сих пор среди политических лидеров, с одной стороны, и педагогов, особенно технических дисциплин, с другой, существует недооценка их в обучающем процессе. В технических вузах общественные дисциплины сокращают, в заведениях послевузовского образования они даже не планируются со ссылкой на узкую специализацию учебных циклов. В таких действиях руководителей образования проявляется незнание природы человека, незнание сущности современных социально-экономических процессов. Роль теории сегодня решительно возрастает и в обществе, и в самоопределении личности. Слушатели послевузовских образовательных заведений теряют возможность коррекции своих социальных, культурных, духовных взаимосвязей с быстро меняющимся миром. Мировоззренческие науки требуют по своему существу не монологического преподнесения, а совместного осмысления педагогом и обучающимся общих проблем мира, общества и человека. Другой проблемой преподавания общественных дисциплин является их традиционная привязка к идеологическим реалиям данной минуты, вплоть до искажения существа исторических процессов в угоду конъюнктурным, карьеристским целям. Если обществоведы желают, чтобы их наука была подлинной духовной квинтэссенцией времени, то они должны сами противостоять попыткам подчинить их исследования и их преподавание сиюминутным запросам практики, превратить их самих в апологетов текущей политики. В преподавании общественных наук особенно строго должен соблюдаться принцип опережения образованием сиюминутных состояний общества. Именно этим образование окажет помощь политикам в решении сегодняшних задач демократизации и одухотворения общества. Гуманитаризация образования не может ограничиваться лишь введением гуманитарных дисциплин, даже преподаваемых «гуманитарно», хотя добиться и этого значило бы очень много для решения современных задач образования. Гуманитаризация образования, кроме того, протекает еще и через особое изучение естественнонаучных и технических дисциплин. Как следует из принципа целостности, эти дисциплины должны содержать в себе «человеческие смыслы» и быть пронизаны духом человечности, обращенности на человека, соотносимости с гуманистическим смыслом человеческой цивилизации, с природой, сущностью человека. В природные, космические процессы включены процессы развития самого человека. Современная наука, наука начала XXI века, прочно стоит на этом убеждении, выросшем из естественнонаучных исследований. Следовательно, природа, космос берутся в едином процессе развертывающейся человеческой сущности. Если же естественнонаучные, технические дисциплины будут изучаться «объективно», равнодушно, в оппозиции к человеку и даже к самому пониманию связи познания природы с познающим человеком, то гуманитаризация образования останется «частичной». Содержание категории гуманитаризации заостряет понимание необходимости преодоления технократического панциря, сковавшего образование, без чего невозможно осуществление принципов целостности, фундаментальности и гуманизации в образовании. Ю.А. Огородников

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых.
Исторически сложившееся общее и проф. образование обычно подчинено предметно-содержательному принципу и воспроизводит лишь один из процессов развития науки — усиливающуюся дифференциацию науч. направлений. Это приводит к Значит. дисгармонии в иерархии целей ученого, повышению статуса технократических и понижению статуса гуманистич. целей. Преобладание техно-кратич. подходов ведет к утрате гуманистич. осмысленности существования науки. Но в развитии науки процессы дифференциации в Значит. мере компенсируются синтезом разл. направлений, в т. ч. и находящихся на достаточно далеком расстоянии друг от друга. Такой синтез заставляет ученого мыслить общекультурными категориями, происходит возрождение смысловой компоненты науч. поиска.
Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его технократич. разновидности опередил развитие сознания науки как целого. Предметные знания в школе остаются разобщенными, логич. аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социо-культурному. Связи между предметами устанавливаются на основе междисциплинарных науч. знаний, а не через общечеловеческое содержание шк. дисциплин. В результате обучение приобретает формальный, абстрактный характер, преодолеть к-рый можно, только реализуя принципы «предметности» и «содержательности» в. широком культурном контексте.
Культура выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным. Защитный механизм культуры способствовал преодолению потребительского отношения человека к природе, придал импульс развитию экологич. знаний, благодаря чему человечество осознало необходимость ох — раны природеой среды обитания как глобальную проблему. В центр внимания общественности были выдвинуты проблемы безопасности и охраны труда, сохранения здоровья и интеллектуального развития людей, занятых в обществ. произ-ве. Только культура в состоянии урегулировать противоречия между человеком и техникой, т. к. разработка новых технологий давно перешагнула чисто техн. границы и превратилась в серьезную нравств. проблему. Именно в сфере культуры оказывается возможным достоверно определить ценность и судьбу того или иного техн. и технол. проекта.
Однако совр. проф. образование мало что дает будущему специалисту для его нравств. самоопределения, для этич. оценки разрабатываемых техн. идей. Даже общепризнанный нравств. императив «человек — мера всех вещей» не превращается в такой ситуации в руководство к действию. Систему массового образования не ориентирует учащихся на то, чтобы они направляли свои усилия на воспитание умений совершенствовать себя, быть самими собой, связывать самопознание с самоопределением (а свои занятия с общекультурными ценностями).
В наиб. острой форме проблема Г. о. встает в отраслях образования, связанных с естествознанием и техникой. На определенных этапах развития пром-сти от специалиста требовалось в первую очередь мастерство и лишь затем понимание. Ныне мастерство, рассматриваемое как алгоритмические, операц. умения, все в большей степени замещается возможностями техн. устройств. Такая же судьба ожидает механич. заучивание фактов и сведений, на смену к-рому приходит использование компьютерных баз данных.
В результате развития техники ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть понимание как способ опережающей организации знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности. Но совр. дидактика значительно лучше владеет обучением умениям и знаниям, чем собственно содержательной стороной: она не дает понимания предмета в целом (что в равной мере относится как к техн., так и к гуманитарным дисциплинам). Нередко этим трем необходимым компонентам образования учат отдельно, без достаточной связи одного с другим, хотя каждый из них приобретает смысл лишь в контексте целого: понимание и образ ситуации без умения действовать беспомощны, а действие без образа понимания может быть ошибочным. На совр. этапе образование продолжает уводить человека все дальше в детали конкретных методов исследования и технол. процессов, к совершенным алгоритмич. умениям и все меньше преподает урок человечности, эстетич. и этич. отношения к окружающему миру, к людям, наконец, к самому себе.
Быть может, в этом проявляется закономерность развития мира? Может, в этом и состоит нарождающаяся на наших глазах новая технократич. культура? Эти и др. вопросы поставил в 70-х гг. 20 в. Ч. Сноу, зафиксировав реально существующие сложности взаимоотношений между естеств.-науч. и техн. знанием, с одной стороны, и гуманитарным знанием — с другой. Такой подход ведет к разрушению понимания культуры как целостного явления. Сама постановка этих вопросов свидетельствует о том, что не существует проблемы двух культур, есть проблема культуры и бескультурья.
С поэтич. яркостью выразил свое представление о культуре M. M. Бахтин: «Не должно, однако, представлять себе область культуры как некое пространственное целое, имеющее границы, но имеющее и внутреннюю территорию. Внутренней территории у культурной области нет: она вся расположена на границах, границы проходят повсюду, через каждый момент ее, систематическое единство культуры уходит в атомы культурной жизни, как солнце отражается в каждой капле ее. Каждый культурный акт существенно живет на границах: в этом его серьезность и значительность; отвлеченный от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым, вырождается и умирает».
Науч.-техн. прогресс, развитие техники оказывают на культуру двоякое влияние — формирующее и деформирующее. Следствием техн. прогресса являются дегуманитаризация и дегуманизация образования, к-рые в принципе противоречат стратегич. потребностям общества. Формируются поколения технократов, споспособных ради демонстрации интеллектуальных возможностей пренебречь жизненными интересами человечества.
По мысли П. А. Флоренского, «культура есть среда, растящая и питающая личность». Именно культура, а не общество и коллектив, определяет формирование личности, что подтверждается успешной практикой домашнего воспитания и, напротив, пед. несостоятельностью Значит. части образоват. заведений. Хороший коллектив вряд ли можно считать достаточным условием для развития полноценной личности; гипертрофированное представление о его воспитат. роли отрицательно сказывается на состоянии общества и развитии отд. человека. Как показывает опыт, при таком подходе формировались функционеры, носители тех или иных социальных ролей, субъекты молчаливого голосования, а не активные деятели, способные принимать ответств. и самостоят. решения. Важнейшее значение, т. о., имеют характер и направленность деятельности уч. заведения, где формируется будущий гражданин.
Идея Г. о. заставляет обратиться к наиб. перспективным психолого-пед. теориям развития человека (Л. С. Выгот-скогО; Ж. Пиаже и др.), на основе к-рых можно построить общую культурно-историческую (или социокультурную) концепцию образования, теорию педагогики и смежных дисциплин, практику воспитания.
Одно из важнейших практич. направлений Г. о., в своем совр. виде отражающее снижение уровня духовной культуры, — пересмотр уч. программ по т. н. социально-экон. дисциплинам. Мировое филос. и общекультурное наследие превращены в них в катехизис, предназначенный для широкой аудитории, вне зависимости от целей и уровня обучения. Опущены или вскользь упоминаются мн. филос. и этич. школы и направления (в т. ч. отеч. нравств. философии). В учебниках и пособиях необходимо в доступной форме более полно изложить содержание филос. и этич. концепций. Уч. лит-ра по этим предметам призвана оказывать существенную помощь учащимся в осмыслении истории и современности, мирового культурного наследия.
В подобной переориентации нуждаются и учебники по естеств.-науч. и техн. дисциплинам. Они могут стимулировать исследоват. интерес учащихся, если их содержанием станет история науки: борьба личностей и интеллектов, психол. портреты ученых, описания стилей исследоват. поиска и т. п. Такой учебник будет затрагивать не только ум, но и душу человека, способствовать формированию мировоззрения.
Однако общая культура и культура науч. поиска не усваиваются с помощью учебников; гораздо более важную роль играет личностное общение ученика с учителем. Поэтому коренная проблема Г. о. — личность учителя и воспитателя. В перспективе восстановления культурных традиций в сфере образования необходимо выработать соответствующие принципы подбора и воспитания пед. кадров. Недостаточно просто увеличить субсидии нар. образования на повышение заработной платы — это приведет лишь к повышению престижности профессии учителя, основанной на конъюнктурно-сти. Задача предстоящей в кон. 20 в. работы по пересмотру организац. и метод. принципов школы — создать такие условия, чтобы учителями становились только по призванию, а пед. профессию сделать самой уважаемой в обществе и самой ответственной.
В. П. Зинченко.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
186.86 кб

Вклад в гуманитаризацию образования

Кузнецова Татьяна Викторовна
Рецензия на учебник В.В. Викторова «Культурология», издание дополненное.
Читать PDF
178.21 кб

Вопросы гуманитаризации образования

Попкова Н.
Читать PDF
396.13 кб

Гуманитаризация инженерного образования

Стегний Василий Николаевич
Рассматривается процесс реализации концепции гуманитаризации инженерного образования через особую организационную форму – гуманитарный факультет политехнического университета, функционирующий в вузе уже 20 лет.
Читать PDF
496.56 кб

Гуманизация и гуманитаризация образования

Балицкий А.
Читать PDF
214.78 кб

Физика и задачи гуманитаризации образования

Суханова В. К., Плотникова О. В.
Читать PDF
256.72 кб

Гуманитарность и гуманитаризация образования

Мацкайлова Ольга Андреевна
Статья посвящена определению сущностных характеристик гуманитарности знания и гуманитаризации процесса обучения.
Читать PDF
459.16 кб

Гуманитарность и гуманитаризация образования

Герасимов Георгий Иванович
Рассматривается проблема возникновения потребности в гуманитаризации образования.
Читать PDF
327.42 кб

Гуманитаризация образования в изменяющемся мире

Марусева Е. Г.
В статье осмысливается проблема гуманитаризации образования как социально-культурного явления. Автором раскрываются ведущие идеи гуманитаризации образования: диалогичность, понимание, метафоричность.
Читать PDF
1.54 мб

Проблемы гуманитаризации технического образования

Васильев Владимир Николаевич, Дульнев Геннадий Николаевич, Золотарев Владимир Михайлович, Коровкин Анатолий Михайлович, Колпакова Наталья Владимировна
Читать PDF
86.87 кб

О гуманитаризации высшего технического образования

Бодрова Елена Владимировна, Ватлина Татьяна Николаевна
Читать PDF
272.70 кб

Гуманизация и гуманитаризация военного образования

Волкова Татьяна Александровна, Марков Виктор Иванович
В статье рассматриваются вопросы специфики военного гуманизма и гуманистического воспитания и образования в военных образовательных учреждениях.
Читать PDF
120.40 кб

Гуманитаризация общего математического образования

Т.Н. Алешкова
Читать PDF
132.07 кб

Гуманитаризация образования в современных условиях

Каргин Б. С.
Автор анализирует зарубежный опыт гуманитарной подготовки в технических вузах, выявляет возможные направления гуманитаризации образования в технических вузах Украины
Читать PDF
594.84 кб

Гуманитаризация последипломного образования терапевта

Дуков Л. Г.
Читать PDF
288.90 кб

Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования

Ветров Ю. , Ивашкин А.

Похожие термины:

  • ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    формирование сугубо человеческой формы отношения к миру производства (в широком смысле – как материального, так и духовного) и к своей собственной профессиональной деятельности в этом мире произ