ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
гармоничное развитие личности, которое предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.
Гуманистическое воспитание
это воспитание, в основе которого лежит гуманистическое мировоззрение, а выбор педагогических целей и педагогических средств определяется в первую очередь ценностью человека как главной ценностью гуманизма.
По своим целям – это гуманистически ориентирующее воспитание, то есть ориентирующее ребенка на гуманистические ценности. По своим средствам – это гуманистически ориентированное воспитание, то есть ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность.
Антагонист гуманистического воспитания – нигилистическое воспитание. См. также:
Григорьев Д.В. Нигилизм versus гуманизм в воспитании // Воспитание успешно, если оно системно: материалы первых всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию академика РАО Л.И. Новиковой – Владимир-М., – 2006. – С.44-49.
Демакова И.Д. Пространство детства: проблемы гуманизации. – Ижевск, 1999.
По своим целям – это гуманистически ориентирующее воспитание, то есть ориентирующее ребенка на гуманистические ценности. По своим средствам – это гуманистически ориентированное воспитание, то есть ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность.
Антагонист гуманистического воспитания – нигилистическое воспитание. См. также:
Григорьев Д.В. Нигилизм versus гуманизм в воспитании // Воспитание успешно, если оно системно: материалы первых всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию академика РАО Л.И. Новиковой – Владимир-М., – 2006. – С.44-49.
Демакова И.Д. Пространство детства: проблемы гуманизации. – Ижевск, 1999.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016
ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ
практические социальные (институализированные, массовые и индивидуальные) действия во всех сферах жизни с ориентацией на благо человека как конечную цель; формирование особого («человечного») отношения к миру живой и неживой природы в их экологических связях с обществом; развитие специфических социальных чувств соучастия, взаимопомощи, коллективности, сострадания, милосердия, уважения, солидарности; содействие национальной самоидентификации, овладению ценностями мировой культуры, общечеловеческими ценностями. Воспитание сознательного гражданина, патриота, накопление молодежью социального опыта, высокой культуры межнациональных взаимоотношений; формирование у молодежи потребности и умения жить в гражданском обществе, развитие моральной, художественно-эстетической, трудовой, экологической культуры. Формирование национальных и общечеловеческих ценностей, сохранение и обогащение украинских культурно-исторических традиций, воспитание уважительного отношения к национальным святыням, украинскому языку, а также к истории и культуре всех коренных народов и национальных меньшинств, которые проживают в Украине. Развитие талантов и способностей, присущих каждому человеку в соответствии с фундаментальной гуманистической миссией образования и требованиями справедливости, которыми должна руководствоваться любая образовательная политика, а также потребностями эндогенного развития; стимулирование у молодежи стремления к здоровому образу жизни, развитие детского и юношеского спорта, туризма (Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003; Губерський Л, Андрющенко В., Михальченко М. Культура. Ідеологія. Особистість. – К., 2002; Зязюн І. А. Педагогіка добра: ідеали і реалії.– К.: МАУП, 2000; Личность и творчество в условиях структурной трансформации общества: некоторые аспекты менеджмента в образовании / Г. В. Саенко, О. А. Левченко, А. А. Кияшко. – Луганск, 1998). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.