Гуманистическая педагогика

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гуманистическая педагогика
система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебновоспитательного процесса.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ПЕДАГОГИКА ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в 60х годы XX в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Гуманистическая педагогика
система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в 50-х-60-х гг. ХХ в. в США; в центре внимания-уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
направление в теории и практике воспитания, реализующее идеи гуманизма: свободное всестороннее развитие личностью своих способностей, потребностей и интересов (самоактуализация личности); ориентация личности на осознанный и ответственный выбор значимых для себя знаний, поведения, поступков в разнообразных жизненных ситуациях.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х – начале 60-х годов. В центре внимания гуманистической педагогики – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Педагогика гуманистическая
направление в теории и практике воспитания, воплощающее идеи гуманистической психологии: свободное всестороннее развитие личности, реализацию своих потенциальных способностей, потребностей и интересов (самоактуализация). Возникло в США в конце 50-х – начале 60-х гг. XX века в противовес традиционному регламентированному учебно-воспитательному процессу, ориентированному на выполнение социального заказа.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ПЕДАГОГИКА ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. в США (К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др.) как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основная тенденция этого педагогического направления – придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ПЕДАГОГИКА ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х – в начале 60-х гг. XX века в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологическая ориентация П. г. близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма» (см. Прагматистская педагогика). Главная цель воспитания в русле П. г. – самоактуализация личности. Организационно-методические рекомендации П. г. разрабатываются, в частности, в концепции «слитного обучения» в начальной школе (Дж. Браун, США и др.), которая ставит целью слияние эмоциональных и познавательных аспектов обучения, а также по линии «недирективного обучения» (К. Роджерс), задачей которого является помощь учащимся в осознании особенностей собственной личности, своего отношения к миру. С середины 60-х гг. в США действует Национальный консорциум по гуманизации воспитания – организация педагогов – сторонников П. г. (Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003. – С. 58). И. В. Головнева

Источник: Глоссарий современного образования.

Педагогика гуманистическая
направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. в США как пед. воплощение идей гуманистической психологии. На Западе наиболее яркие ее представители — К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого пед. направления — придать образованию личностно ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Своих целей П. г. достигает путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на учащихся. Такое построение пед. взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы — от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опирающихся на устойчивую мотивацию и потребности детей.

Источник: Педагогический словарь

Гуманистическая педагогика
педагогика, развивающаяся на идеях гуманизма. В центре внимания такой педагогики – уникальная целостная личность учащегося, стремящегося к максимальной самоактуализации, самореализации. Сторонниками гуманистической педагогики видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности; они отвергают обезличенный характер обучения; разрабатывают образовательные технологии по развитию интересов и способностей личности; требуют принимать ребенка таким, каков он есть; пересматривают модель помощи слабому со стороны сильного, ставя в центр понятие «развивающейся помощи». В основе гуманистической педагогики лежат принципы: гармонизации отношений личности и общества в целях эффективного взаимообусловленного развития; проектирования прогрессивных изменений в ребенке; синтеза гуманистических и директивных методов в воспитании; учета и предвидения влияния социума на развитие личности. Гуманистическая педагогика возникла в середине XX в, с 90-х годов этого же века стала государственной политикой России в сфере образования. Православная церковь указывает на недостатки этой педагогики, игнорирующей божественное происхождение человека, преувеличивающей его роль в мироздании, «воспитывающей» человека эгоистом на сомнительных «общечеловеческих ценностях». Однако массовой школой идеи гуманистической педагогики поддерживаются и внедряются в практику.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
направление в совр. теории и практике воспитания, возникшее в кон. 50-х — нач. 60-х гг. 20 в. в США как пед. воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологич. ориентация Г. п. близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма» (см. Прагматическая педагогика).
В центре внимания Г. п. — уникальная целостная личность, к-рая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается Г. п. гл. целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиц. педагогике. Сторонники Г. п. видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности; при этом приемы пед. взаимодействия аналогичны тем, к-рые практикуются в гуманистич. психотерапии.
Г. п. отвергает в традиц. уч.-воспитат. процессе его обезличенный характер и явную или завуалированную регламентированность, при к-рой предлагаемые уч-ся знания не являются предметом их собственного осознанного выбора. Критике подвергается также ориентация образования на выполнение социального заказа, к-рая выражается в тенденциозном отборе сообщаемых уч-ся знаний и формируемых установок. Школа в Г. п. призвана способствовать созданию условий, в к-рых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибки, на свободный творческий поиск, к-рый педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От педагога Г. п. требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм уч. работы — от спонтанных и гибких (напр., открытое обучение) до жестко построенных (напр., программированное обучение), если только они соответствуют потребностям и выбору детей.
Уч. процесс строится так, чтобы уч-ся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание уч. предметов. Пед. поиски Г. п. ведутся по линии связи обучения с эмо-ционально-потребностной сферой личности, создания соответствующего психол. климата в классе, своеобразного психолого-пед. консультирования в уч. контексте. Организац.-метод. рекомендации Г. п. разрабатываются, в частности, в концепции «слитного обучения» в нач. школе (Дж. Браун, США, и др.), к-рое ставит целью слияние эмоциональных и познават. аспектов обучения, а также по линии «недирективного обучения» (К. Роджерс), задачей к-рого является помощь в осознании учащимся особенностей собственной личности, своего отношения к миру. Сторонники Г. п. широко используют разл. формы и методы активизации обучения — драматизацию, дискуссии, работу в малых группах, использование уч. контрактов для организации самостоят. работы уч-ся, выполнение групповых и индивидуальных проектов (см. Метод проектов), взаимное обучение и др.
Идеи Г. п. получили междунар. известность; они оказывают влияние на отбор содержания и построение отд. уч. курсов в начальной, средней и высшей школе мн. стран (гл. обр. США), находят отражение в нек-рых междунар. пед. программах (напр., «Воспитание в духе мира» и др.).
С сер. 60-х гг. в США действует Нац. консорциум по гуманизации воспитания — организация педагогов-сторонников Г. п., работающих в разных звеньях образования.
Лит.: G azda G. M., Human relati-ons development: a manual for educators, Boston, 1973; P a t t e r s o n C. H., Humanistic education, Englewood Cliffs (№. J.), 1973; Miller J. P., Humanizing the classroom, N. Y., 1976; R o g er s C., Freedom to learn for the 80s, Columbus, 1983; G r e e n i n g T. (ed.), Articles on humanistic education, S. F., 1986. M. В. Кларин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
82.05 кб

Гуманистическая педагогика

Романюк Лариса Валерьевна
В статье рассматривается понятие «гуманистическая педагогика».
Читать PDF
381.61 кб

Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика

Кoндрашов Петр Николаевич, Кручинина Анна Вадимовна
Читать PDF
1.21 мб

Философские основания гуманистической педагогики

Пашковская И.Н.
Читать PDF
176.12 кб

Гуманистические основы народной педагогики адыгов

Кубашичева Любовь Нануовна
На смену парадигме формирования личности с заданными свойствами приходит гуманистическая парадигма, в рамках которой образование рассматривается как личностно-ориентированный, культуросообразный процесс, направленный на формирован
Читать PDF
1.35 мб

Развитие идей гуманистической педагогики в России

Володина Ольга Васильевна
Рассматривается процесс развития и становления гуманистической идеологии в России.
Читать PDF
388.39 кб

Развитие и становление Западной гуманистической педагогики

Сперанская Нина Ивановна
В статье рассматриваются истоки зарождения и развития гуманистических тенденций педагогики Западной Европы и США, особое внимание уделяется личностно ориентированной системе обучения; представлена попытка осмысления возможностей и
Читать PDF
255.39 кб

Основные направления современной гуманистической педагогики

Попов Е. Б.
В статье определяет понятийное поле исследуемой проблемы (гуманизм, парадигма, педагогическое направление, школа гуманистической ориентации), дает краткую характеристику целого ряда педагогических направлений, традиционно относимы
Читать PDF
134.22 кб

Гуманистическое воспитание методами чеченской народной педагогики

Мусханова Исита Вахидовна
В статье подчеркивается актуальность проблемы гуманистического воспитания методами чеченской народной педагогики, к которым относятся семейное, трудовое, физическое, духовно-нравственное воспитание, а в их основе такие принципы, к
Читать PDF
1.00 мб

Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В. А. Сухомлинского

Ганьшина Галина Васильевна
Статья посвящена педагогическому наследию Василия Сухомлинского. Которое с каждым годом приобретает все большее значение и привлекает пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности.
Читать PDF
132.31 кб

Достоинство как педагогическая категория гуманистической педагогики

Чуб Ольга Ивановна
Автор показывает многоплановый характер и разные смысловые значения понятия достоинство как социально-психологический контрукт в личностной структуре человека
Читать PDF
9.42 мб

Гуманистическая педагогика и тренды современного российского социума

Бенин Владислав Львович
Статья продолжает осмысление основных идей, предложенных авторами манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век». В чем суть предлагаемых манифестом новаций? Насколько востребован гуманистический пафос современной педагогики?
Читать PDF
197.39 кб

Антропологический подход в воспитании – основа гуманистической педагогики

Черкасова О. В.
В статье характеризуется антропологический подход к воспитанию в сравнении с индивидуально-ориентированным и социально-ориенти-рованными подходами.
Читать PDF
279.86 кб

Философско-антропологические истоки гуманистической педагогики и психологии

Винтин И. А.
Статья посвящена наследию российских и западных ученых, педагогов и психологов, научно-исследовательские интересы которых были связаны с изучением понятий «саморазвитие», «самоопределение», «самоактуализация» личности.
Читать PDF
247.24 кб

Культурологический подход как сущность методологии гуманистической педагогики

Бенин Владислав Львович
Рассматривается взаимосвязь компетентностного и культурологического подходов. Показано, что компетентностный подход гуманистически бесцелен.
Читать PDF
247.08 кб

Духовность личности в христианско-гуманистической традиции русской педагогики

Карташова Мария Михайловна
В статье говорится о том, что знание о целостности человека как иерархического единства духа, души и тела, которое дает христианская антропология, актуально для современной отечественной педагогики, выработки ее аксиологической си