ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ
Референтная группа
реальная или воображаемая социальная общность, на нормы. ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении.
Источник: Общие основы педагогики
Референтная группа
группа людей, в чем-то привлекательных для индивида. Групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ) ГРУППА
микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения которой воспринимаются человеком как эталон для подражания.
Референтная группа
отлат. referens - сообщающий) - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА
(the reference group) – круг лиц, на который ориентируется индивид в своих ценностях и поведенческих установках (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – С. 244).
РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ) ГРУППА
от лат. referenc -сообщающий) — микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения к-рой воспринимаются человеком как эталон для подражания. В процессе воспитания важно добиваться, чтобы в качестве Р. г. для детей и подростков выступали группы с положительными установками. Следует формировать у подрастающего поколения устойчивость к влиянию асоциальных группировок, совершенствовать способность противостоять им.
Источник: Педагогический словарь
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА
психол. социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Таким образом, референтная группа имеет две функции — сравнительную и нормативную. Выделяют также «положительные» и «отрицательные» референтные группы. К «положительным» относят те группы (группу), с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой (которых) он хочет состоять; к «отрицательным» относятся группы, вызывающие у индивида неприятие.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ
(от лат. referentus – сообщать, сообщающий) – реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности, мнения которой индивид ориентируется в своей деятельности. Г.р. выступает для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки. Г.р. выполняет две основные функции: нормативную и сравнительную. Нормативная проявляется в мотивации деятельности индивида с опорой на ценности Г.р.; сравнительная – в процессе социального сравнения индивида с членами Г.р.
Первоначально термином «Г.р.» обозначалась группа, членом которой индивид не является, но стремится им стать. В настоящее время термин применяется шире, так как часто Г.р. для конкретного индивида является группа, к которой он сам принадлежит. Нормативную и сравнительную функции может выполнять для данного индивида одна и та же Г.р., но могут эти функции выполнять различные Г.р. Одна выполняет сравнительную функцию, позволяя индивиду оценить свое социальное положение и степень удовлетворенности им; динамическим аспектом проявления данной функции может явиться установка на социальное перемещение. Другая Г.р. осуществляет нормативную функцию, что связано с механизмами идентификации и интернализации, создающими возможность «опережающего» усвоения норм и ценностей той группы, которая становится ориентиром социального перемещения. Когда у индивида не одна Г.р., у него могут возникнуть противоречивые оценки своего социального положения и рассогласованные установки.
Кроме того, существуют позитивные Г.р., социальный статус, нормы и ценности которых индивид принимает как эталон, и негативные Г.р., характеристики которых воспринимаются индивидом как неприемлемые. Нередко такой Г.р. оказывается бывшая группа принадлежности индивида, из которой он переместился в позитивную для него Г.р.В педагогической практике влияние Г.р. особенно важно учитывать при управлении процессом развития мотивационно-ценностной структуры личности.
Лит.: см. Группа.
И.И. Зарецкая
Первоначально термином «Г.р.» обозначалась группа, членом которой индивид не является, но стремится им стать. В настоящее время термин применяется шире, так как часто Г.р. для конкретного индивида является группа, к которой он сам принадлежит. Нормативную и сравнительную функции может выполнять для данного индивида одна и та же Г.р., но могут эти функции выполнять различные Г.р. Одна выполняет сравнительную функцию, позволяя индивиду оценить свое социальное положение и степень удовлетворенности им; динамическим аспектом проявления данной функции может явиться установка на социальное перемещение. Другая Г.р. осуществляет нормативную функцию, что связано с механизмами идентификации и интернализации, создающими возможность «опережающего» усвоения норм и ценностей той группы, которая становится ориентиром социального перемещения. Когда у индивида не одна Г.р., у него могут возникнуть противоречивые оценки своего социального положения и рассогласованные установки.
Кроме того, существуют позитивные Г.р., социальный статус, нормы и ценности которых индивид принимает как эталон, и негативные Г.р., характеристики которых воспринимаются индивидом как неприемлемые. Нередко такой Г.р. оказывается бывшая группа принадлежности индивида, из которой он переместился в позитивную для него Г.р.В педагогической практике влияние Г.р. особенно важно учитывать при управлении процессом развития мотивационно-ценностной структуры личности.
Лит.: см. Группа.
И.И. Зарецкая
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.