ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Референтная группа
реальная или воображаемая социальная общность, на нормы. ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении.

Источник: Общие основы педагогики

Референтная группа
группа людей, в чем-то привлекательных для индивида. Групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ) ГРУППА
микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения которой воспринимаются человеком как эталон для подражания.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Референтная группа
отлат. referens - сообщающий) - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА
(the reference group) – круг лиц, на который ориентируется индивид в своих ценностях и поведенческих установках (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – С. 244).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ) ГРУППА
от лат. referenc -сообщающий) — микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения к-рой воспринимаются человеком как эталон для подражания. В процессе воспитания важно добиваться, чтобы в качестве Р. г. для детей и подростков выступали группы с положительными установками. Следует формировать у подрастающего поколения устойчивость к влиянию асоциальных группировок, совершенствовать способность противостоять им.

Источник: Педагогический словарь

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА
психол. социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Таким образом, референтная группа имеет две функции — сравнительную и нормативную. Выделяют также «положительные» и «отрицательные» референтные группы. К «положительным» относят те группы (группу), с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой (которых) он хочет состоять; к «отрицательным» относятся группы, вызывающие у индивида неприятие.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ
(от лат. referentus – сообщать, сообщающий) – реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности, мнения которой индивид ориентируется в своей деятельности. Г.р. выступает для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки. Г.р. выполняет две основные функции: нормативную и сравнительную. Нормативная проявляется в мотивации деятельности индивида с опорой на ценности Г.р.; сравнительная – в процессе социального сравнения индивида с членами Г.р.
Первоначально термином «Г.р.» обозначалась группа, членом которой индивид не является, но стремится им стать. В настоящее время термин применяется шире, так как часто Г.р. для конкретного индивида является группа, к которой он сам принадлежит. Нормативную и сравнительную функции может выполнять для данного индивида одна и та же Г.р., но могут эти функции выполнять различные Г.р. Одна выполняет сравнительную функцию, позволяя индивиду оценить свое социальное положение и степень удовлетворенности им; динамическим аспектом проявления данной функции может явиться установка на социальное перемещение. Другая Г.р. осуществляет нормативную функцию, что связано с механизмами идентификации и интернализации, создающими возможность «опережающего» усвоения норм и ценностей той группы, которая становится ориентиром социального перемещения. Когда у индивида не одна Г.р., у него могут возникнуть противоречивые оценки своего социального положения и рассогласованные установки.
Кроме того, существуют позитивные Г.р., социальный статус, нормы и ценности которых индивид принимает как эталон, и негативные Г.р., характеристики которых воспринимаются индивидом как неприемлемые. Нередко такой Г.р. оказывается бывшая группа принадлежности индивида, из которой он переместился в позитивную для него Г.р.В педагогической практике влияние Г.р. особенно важно учитывать при управлении процессом развития мотивационно-ценностной структуры личности.
Лит.: см. Группа.
И.И. Зарецкая

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
181.08 кб

Референтные группы современной молодежи

Митягина Е. В.
В статье представлены результаты исследования референтных групп и ценностных ориентаций современной молодежи.
Читать PDF
893.65 кб

Роль референтной группы в социализации подростков

Ситник Ирина Евгеньевна
В статье анализируется влияние феномена референтной группы на процесс социализации подростков. Рассматривается роль неформальных групп в формировании ценностей и норм у подростков.
Читать PDF
323.68 кб

Влияние референтных групп на потребительское поведение студенческой молодежи

Афанасьева Юлия Леонидовна, Кошарная Галина Борисовна
В статье представлены результаты авторского исследования влияния референтных групп на потребительское поведение молодежи.
Читать PDF
56.98 кб

Указатель трудов научной референтной группы как новый вид библиографической продукции

Панкратова Анастасия Викторовна
Читать PDF
828.99 кб

Роль семьи и референтных групп в формировании противоправного поведения несовершеннолетних

Смолева Е.О., Шишигина С.Н.
Статья посвящена актуальной для современной России проблеме противоправного поведения несовершеннолетних и выявлению роли семьи и референтных групп в его формировании.
Читать PDF
106.57 кб

Организационная и корпоративная идентичность работника в контексте теории референтных групп

Тренева Татьяна Владимировна
Анализируются аспекты организационной идентичности работника. Для выделения позитивной организационной идентичности индивида предлагается использовать понятие «корпоративная идентичность».
Читать PDF
316.98 кб

Влияние референтных групп на потребительское поведение студенческой молодежи: гендерный аспект

Афанасьева Юлия Леонидовна, Семеркова Любовь Николаевна
В статье представлены результаты авторского исследования влияния референтных групп на потребительское поведение молодежи.
Читать PDF
276.73 кб

Потенциал аналитических средств именной группы в выражении ее референтности (на материале французско

Лутфуллина Г. Ф.
На материале французского и татарского языков проводится исследование аналитических средств именной группы с целью определения их влияния на ее референциальный статус.
Читать PDF
8.85 мб

Особенности ценностных ориентаций подростков, ориентированных на различные референтные группы (на пр

Керимова Изумруд Агаларовна
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций и референтных групп подростков, коренных жителей Москвы и мигрантов.

Похожие термины:

  • ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ)

    (от лат. referentis – сообщающий) – реальная или воображаемая социальная общность (группа людей), на нормы ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении. Выполняет нормативную и ср