ГРИНЕВЕЦКИЙ Василий Игнатьевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГРИНЕВЕЦКИЙ Василий Игнатьевич (1871-1919)
ученый-механик и теплотехник, деятель профессионального образования. Член Русского технического общества. С 1896 преподавал в МВТУ (с 1900 профессор; в 1914 директор). Представил проект преобразования МВТУ в высшую школу политехнического типа. Предложил (1916) проект реформы профессионального образования, где отстаивал необходимость усиления специализации и проведения "двойной" специализации (производственной и функциональной) и отказа от универсализма, профессиональной направленности общеобразовательного цикла. Расценивал введение политехнического принципа как излишнюю "энциклопедичность". Предложил экономически удобную группировку специальностей, организацию лабораторий и мастерских. Выступал против огосударствления и централизации управления подготовкой кадров, передачи технических учебных заведений в ведение Наркомпроса.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГРИНЕВЕЦКИЙ Василий Игнатьевич
1871 — 27.3.1919, Москва), ученый-механик и теплотехник, деятель проф. образования. После окончания Моск. высш. техн. уч-ща (1896) оставлен в нем преподавателем; проф. (с 1900), директор уч-ща (1914—18). Представил проект преобразования уч-ща в высш. школу политехн. типа. Чл. Рус. техн. об-ва. На 3-м съезде деятелей по техн. и проф. образованию (1903) выступил с докладом об эксперим. (лабораторном) методе преподавания. В 1916 предложил проект реформы проф. образования, где отстаивал необходимость усиления специализации и проведения ч двойной» специализации (производств. и функциональной) и отказа от универсализма, проф. направленности общеобразоват. цикла. Предложил экономически удобную группировку специальностей, организацию лабораторий и мастерских. Однако в его проекте недостаточно места отводилось общему образованию. В авг. 1917 возглавил оргкомитет по созыву 4-го Всерос. съезда по проф. образованию. Вместе с деятелями отеч. высш. техн. школы (Д. С. Зернов, В. Н. Образцов) выступал против передачи техн. уч. заведений в ведение Наркомпроса и отстаивал деполитизацию профшколы. Подчеркивал необходимость узкой специализации, был против «переплетения» проф. образования с общим, расценивал введение политехн. принципа как излишнюю «энциклопедичность». Вместе с тем в условиях недооценки в этот период Наркомпросом проф. образования мн. опасения старой профессуры были оправданы. Точка зрения Г. оспаривалась представителями Наркомпроса (M. H. Покровский, И. Н. Кузьмин и др.), к-рые пропагандировали проф. образование нового типа.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ГРИНЕВЕЦКИЙ Василий Игнатьевич
(1871 г. – 27 марта 1919 г.), ученый-механик и теплотехник, деятель профессионального образования. После окончания Московского высшего технического училища (1896) оставлен в нем преподавателем; профессор (1900), директор училища (1914–1918). Представил проект преобразования училища в высшую школу политехнического типа. Член Русского технического общества. На III съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию (1903) выступил с докладом об экспериментальном лабораторном методе преподавания в технической школе. В 1916 г. предложил проект реформы профессионального образования, где отстаивал необходимость усиления специализации и проведения «двойной» специализации (производственной и функциональной) и отказа от универсализма, профессиональной направленности общеобразовательного цикла. Предложил экономически удобную группировку специальностей, организацию лабораторий и мастерских. Считал, что профессионально-техническая школа не должна отводить много места общему образованию. В августе 1917 г. возглавил оргкомитет по созыву IV Всероссийского съезда по профессиональному образованию. Вместе с деятелями отечественной высшей технической школы (Д.С. Зернов, В.Н. Образцов) выступал против огосударствления и централизации управления подготовкой кадров, передачи технических учебных заведений в ведение Наркомпроса. Особенно выступал противником политизации профшколы.
Подчёркивал необходимость узкой специализации, был против «переплетения» профессионального образования с общим, расценивал введение политехнического принципа как излишнюю «энциклопедичность». Выступление старой профессуры технической школы против недооценки и ликвидации Наркомпросом профессионального образования и замены его единой трудовой школой было оправданно. Наркомпрос в этот период стоял на революционно-утопической платформе развития образования, и точка зрения Гриневецкого В.И. оспаривалась его представителями (М.Н. Покровский, И.Н. Кузьмин и др.). С середины 1919 г. идеи Гриневецкого В.И. и других о важности и самостоятельной роли профессионально-технического образования начали реализовываться в теории и на практике.
Соч.: О специализации в преобразованной технической школе и на практике. – П., 1916; Послевоенные перспективы развития русской промышленности. – М., 1919.
Лит.: Королев Ф.Ф. Из истории народного образования в Советской России (Низшие и средние профессиональные школы и высшее образование в 1917–1920 гг.) // Известия АПН РСФСР. 1959; Руднева Е.И. Трудовое политехническое обучение школьников (1918– 1920). – М., 1961.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.