Грех

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГРЕХ
фундаментальное понятие религиозной этики, характеризующее вину человека перед Богом вследствие злоупотребления его разума и воли как разумного существа.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ГРЕХ
по религ. представлениям, нарушение божеств, заповедей или даже сомнение в них. Согласно учениям христианства, ислама, иудаизма, в основе греховности людей лежит первородный Г., совершенный Адамом и Евой, к-рые нарушили заповедь и вкусили плодов с древа познания добра и зла. Этот поступок определил греховность всех последующих поколений: человечество было наказано изгнанием из рая, смертностью, трудом и страданием. По христианскому учению, именно с Г. начинается зло: усомнившись в строгости заповеди, человек проявил неповиновение и т. о. совершил Г. Иисус Христос своей добровольной смертью освободил человечество от проклятия первородного Г., но в силу несовершенства человеческой природы люди постоянно впадают в Г., искупить к-рый можно только раскаянием, тщательным исполнением религ. предписаний, добрыми делами.
Проблема Г. связана с вопросом о свободе воли: в какой мере человек способен (волен) не грешить, будучи изначально оскверненным первородным Г. Существуют разл. решения этого вопроса, напр., различают непроизвольный (первородный) и произвольный Г. Этич. смысл такого решения: несмотря на то, что условия жизни человека, необузданные («природные») желания толкают его к эгоистич. своеволию, т.е. ко злу, он ответствен за исполнение морального долга, заключающегося в заботе о благе др. людей, т.е. за творение добра. В христианском учении выделяют Г. «простительный», не ведущий к гибели человеческой души, и попирающий закон Божий «смертный» Г., к-рый нельзя искупить — так велико его моральное зло (к семи «смертным грехам» относят гордыню, алчность, вожделение, зависть, чревоугодие, гнев, леность).
В совр. понимании Г. означает злодеяния, нарушения не только религ. обычаев, но и определенных обязанностей в отношении личности (убийство, прелюбодеяние и др.).
Р. Г. Апресян, А. Ю. Согомонов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Грех
ст.-слав. - ошибка) – это мысли, слова или действия, совершенные человеком вопреки Закона и воли Божией. Всякий грех связан с отходом от Бога и его Заповедей, со стремлением обойтись без Него. Грех – это нарушение Порядка жизни и ее смыслов, заданных человеку свыше. Любой грех – это «о-грех», т.е. ошибка. Грешные мысли, слова, действия возникают тогда, когда человек поддается страстям, земным соблазнам. Смертные грехи – это блуд, чревоугодие, сребролюбие, тщеславие, гордость, гнев, печаль, уныние. Богу принадлежат все совершенства, все высшие ценности, которые составляют один полюс духовности под общим названием – Добро. Против Добра, выраженного в законах Божиих, восстали Адам и Ева, вкусив запретный плод с древа познания Добра и Зла, и уже этим совершили Зло. Зло – это упрямая независимость человека от Бога. На Земле оно проявляется как отход от нравственных законов Добра ко Злу. Между Добром и Злом – целая пропасть оттенков поведения. Чем ближе ко Злу, тем страшнее и тяжелее грех. Грехом отравлен весь род людской. Он, как смертоносный яд, пропитал всю их жизнь, периодически усиливаясь, разрастаясь или ослабляясь. Порча грехом усложняет человеческую жизнь, превращая иногда ее в трагедию. И все-таки движение от полюса Зла к полюсу Добра для человека не только возможно, но и неизбежно. Сегодня Зло ведет к смерти конкретного человека, всеобщая победа Зла приведет к смерти все человечество. По православной вере от греха надо спасаться каждому в отдельности и всем вместе. Содеянный же грех можно осмысливать, переживать, признавать и стремиться его не повторять более. Господь дал путь постепенного совершенствования: через осуждение и самоосуждение греха, искреннее раскаяние, исповедь, причащение и неповторение. Каким бы сильным ни был грех, он не убивает в человеке образа Божия и всегда оставляет возможность вернуться к своему чистому божественному началу.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГРЕХ
религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди). Понятие "Г." зародилось в язычестве у мн. народов, но преимущественно оно является библейским понятием. В Библии история человечества открывается историей грехопадения первых людей, повлекшего за собой изменение человеческой природы и мира в целом. В библейских текстах Г. связывается с проявлением всех нравственных аномалий в жизни человека; в Г. кроется причина отчуждения человека от Бога как единственного источника жизни; моральный смысл Г. - это нечестность, неблагодарность, неверность, неисполненный долг, несправедливость. В евангельских текстах проступает тайна искупительной смерти Христа, взявшего на себя Г. мира. Своим учением Христос выражает непримиримость по отношению к Г. и как победитель Г. имеет власть прощать грехи людей. Согласно западной и восточной церковным традициям, в основе Г. лежит представление о религиозной автономии человека. Западная традиция усматривает исходный момент Г. в несовершенстве человеческой воли, которая не может не грешить, поскольку она зла (Августин). В восточной традиции причиной Г. становятся страсти (болезнь воли), а Г. понимается как сознательное и добровольное нарушение человеком Божественного закона. По степени морального осуждения Г. подразделяются на смертные и несмертные. К смертным (ведущим к "вечной смерти души", если она не покается) относятся: сребролюбие, блуд, чревоугодие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость - все они являются источниками для других грехов; Г. против Святого Духа: сознательное противление истине, закоснение во злобе, зависть к духовным дарам ближнего, нерадение о покаянии; "вопиющие к небу": преднамеренное убийство, мужеложество, оскорбление родителей, вдов и сирот. Грехи, называемые "несмертными, или простительными", бесчисленны, и каждый из них в отдельности не лишает человека Божественной благодати, но в совокупности они открывают путь к грехам смертным. Преодоление Г. возможно для человека лишь путем покаяния.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено схем по теме — 1

Похожие термины:

  • Первородный грех

    грех, совершенный прародителями человеческого рода – Адамом и Евой. По библейскому учению их грехопадение внесло порчу в природу человека, отразилось на всех последующих поколениях. До падения ч
  • Свальный грех

    ст.слав. – сваливать, свалка) – необузданные оргии со свободными публичными сексуальными отношениями. В Древней Греции и Риме это были языческие празднества в честь Вакха, бога виноградарства, ви