Гражданское воспитание
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Источник: Глоссарий по педагогике.
- обществу – как развитие, формирование у него стремления к активному участию в общественно-политической жизни (политическое воспитание);
- государству (как механизму организации общества) – как развитие, формирование у человека-гражданина стремления к соблюдению установленных государством норм поведения (правовое воспитание);
- стране – как развитие, формирование у человека-гражданина стремлений ее улучшать и защищать (воспитание патриотизма). Литература: [36].
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детстве, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.
Основная цель Г.в. – воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества. Г.в. утверждает гуманный подход к развитию личности человека. Оно строится на основе его потребностей и возможностей их удовлетворения в процессе преодоления отчуждения личности от институтов власти, изменений приоритетов в пользу образования и культуры.
Г.в. тесно связано с нравственным воспитанием. Соотношение нравственного и гражданского воспитания изучалось еще в античной педагогике. Так, Платон считал одной из главных функций государства воспитание «хороших граждан», которые не будут нуждаться в законах, поскольку самостоятельно смогут регулировать свое поведение. В трудах Ж.Ж. Руссо высказывалась идея, что только у свободных народов осуществимо подлинно гражданское воспитание, а дети, воспитываемые в условиях равенства, научатся свершать деяния, достойные граждан. Одним из теоретиков Г.в. в начале XX в. стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, который называл главной задачей Г.в. «приучение молодежи служить общине». Идеал гражданина, по Кершенштейнеру, – защитник от «тирании большинства». Он указывал, что гражданские добродетели нельзя сформировать с помощью книг и поучений, но гражданские чувства и поступки возможны даже у людей, не понимающих задач государства и сущности управления. Кершенштейнер считал необходимой составной частью Г.в. политическое образование, но глубокую осведомленность в области политических знаний относил к привилегиям избранного круга.В России вопрос о месте и цели Г.в. в процессе развития человека ставили А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.В. Шелгунов и др. К.Д. Ушинский считал, что чувства национального самосознания человека, его любви к Родине составляют нравственную основу личности гражданина. П.П. Блонский, рассматривая Г.в. как политическое, формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию.
Цель воспитания гражданственности в школе выдвигалась с первых дней советской власти. Стремление включить в революционный процесс учащихся и молодежь определило задачу формирования качеств личности гражданина, который бы жил, по выражению А.В. Луначарского, «общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами».
Общественная направленность личности рассматривалась как важнейший результат воспитательной работы. Вместе с тем Луначарский отмечал необходимость развития на коллективной основе и индивидуальных особенностей человека. Н.К. Крупская подчеркивала, что Г.в., основанное на воспитании у рабочей молодежи чувства пролетарской классовой солидарности, выходит далеко за пределы понимания гражданственности как узконационального явления. В теории и практике А.С. Макаренко весь педагогический процесс подчинялся единой цели – воспитанию достойного гражданина, особое внимание уделялось самочувствию человека в коллективе, характеру его коллективных связей и реакций, среди качеств личности особо выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность и др.
Все эти черты, по мнению Макаренко, синтезируются в качествах политически деятельного и ответственного человека.
Попытку обобщения теоретического и практического опыта Г.в. в советском обществе предпринял в 60–70-х гг. В.А. Сухомлинский, который рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом. Он считал непременным условием Г.в. организацию эмоциональной, насыщенной и деятельной жизни коллектива, всемерно способствующей развитию гражданской активности каждой личности.
Концепция Г.в. разрабатывается с конца 80-х гг., важное место принадлежит школе, ориентированной на личность ребенка, на развитие его индивидуальности. Одно из главных условий формирования гражданственности – воспитание правдой. Только объективная информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практической деятельностью школьников в рамках демократически организованного коллектива, в том числе и во внешней среде; в содержание Г.в. интегрируются этические, правовые, политические, экономические, экологические и другие знания.
Одно из основных направлений работы по Г.в. – формирование опыта гражданского действия, позволяющего учащимся практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе.
Источниками социального опыта учащихся выступают и гуманитарные дисциплины, которые вводят учащихся в мир человеческих отношений, в том числе через художественные, исторические образы, и способствуют развитию эмоциональных основ гражданственности личности. Другим важным источником социального опыта является труд. Г.в. и трудовое воспитание составляют две стороны одного процесса развития личности гражданина.
Учащемуся необходима насыщенная деятельность, ориентированная на общественно ценные результаты, создающая возможности для самостоятельности и творчества. Большую роль играет взаимодействие трудовых коллективов со школой и профессиональными училищами, позволяющее учащимся участвовать в производительном труде, знакомиться с жизнью трудового коллектива, а также создание кооперативов, ученических бригад и других трудовых формирований по инициативе самих учащихся.
А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Осн. черты гражд. облика личности закладываются в дет., подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.
Осн. цель Г. в. — воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражд. долг и понимающего, что от его действий зависит не только собств. жизнь, но и судьба близких людей, народа и гос-ва, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демокр. общества. Г. в. утверждает гуманный подход к развитию личности человека. Оно строится на основе его потребностей и возможностей их удовлетворения в процессе преодоления отчуждения личности от институтов власти, изменений приоритетов в пользу образования и культуры.
Г. в. тесно связано с нравств. воспитанием. Соотношение нравств. и гражд. воспитания изучалось еще в антич. педагогике. Так, Платон считал одной из гл. функций гос-ва воспитание «хороших граждан», к-рые не будут нуждаться в законах, поскольку самостоятельно смогут регулировать свое поведение. В трудах Ж. Ж. Руссо высказывалась идея, что только у свободных народов осуществимо подлинно гражданское воспитание, а дети, воспитываемые в условиях равенства, научатся свершать деяния, достойные граждан. Одним из теоретиков Г. в. в нач. 20 в. стал нем. педагог Г. Кершенштейнер, к-рый называл гл. задачей Г. в. «приучение молодежи служить общине». Идеал гражданина, по Кершенштейнеру, — защитник от «тирании большинства». Он указывал, что гражд. добродетели нельзя сформировать с помощью книг и поучений, но гражд. чувства и поступки возможны даже у людей, не понимающих задач гос-ва и сущности управления. Кершенштейнер считал необходимой составной частью Г. в. полит. образование, но глубокую осведомленность в области полит. знаний относил к привилегиям избранного круга.
В России вопрос. о месте и цели Г. в. в процессе развития человека ставили А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. В. Шел-гунов и др. К. Д. Ушинский считал, что чувства нац. самосознания человека, его любви к Родине составляют нравств. основу личности гражданина. П. П. Блон-ский, рассматривая Г. в. как политическое, формирование человеческих качеств относил к нравств. воспитанию.
Цель воспитания гражданственности в школе выдвигалась с первых дней сов. власти. Стремление включить в рев. процесс детей и молодежь определило задачу формирования качеств личности гражданина, к-рый бы жил, по выражению А. В. Луначарского, «общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами». Обществ. направленность личности рассматривалась как важнейший результат воспитат. работы. Вместе с тем Луначарский отмечал необходимость развития на коллективистской основе и индивидуальных особенностей человека. Н. К. Крупская подчеркивала, что Г. в., осн. на воспитании у рабочей молодежи чувства пролетарской классовой солидарности, выходит далеко за пределы понимания гражданственности как узконац. явления. В теории и практике А. С. Макаренко весь пед. процесс подчинялся единой цели — воспитанию достойного гражданина, особое внимание уделялось самочувствию человека в коллективе, характеру его коллективных связей и реакций, среди качеств личности особо выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность и др. Все эти черты, по мнению Макаренко, синтезируются в качествах политически деятельного и ответственного человека.
Попытку обобщения теоретич. и практич. опыта Г. в. в сов, обществе предпринял в 60—70-х гг. В. А. Сухомлинский, к-рый рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом. Он считал непременным условием Г. в. организацию эмоциональной, насыщенной и деятельной жизни коллектива, всемерно способствующей развитию гражд. активности каждой личности.
Концепция Г. в. разрабатывается с кон. 80-х гг., важное место принадлежит школе, ориентированной на личность ребенка, на развитие его индивидуальности. Одно из гл. условий формирования гражданственности- воспитание правдой. Только объективная информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практич. деятельностью школьников в рамках демократически организованного коллектива, в т. ч. и во внеш. среде; в содержание Г. в. интегрируются этич., правовые, по-литич., экономич., экологич. и др. знания. Одно из осн. направлений работы по Г. в. — формирование опыта гражд. действия, позволяющего учащимся практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе.
Источниками социального опыта учащихся выступают и гуманитарные дисциплины, к-рые вводят детей в мир человеческих отношений, в т. ч. через худож., ист. образы, и способствуют развитию эмоциональных основ гражданственности личности. Др. важным источником социального опыта является труд. Г. в. и трудовое воспитание составляют две стороны одного процесса развития личности гражданина. Школьникам необходима насыщенная деятельность, ориентированная на общественно ценные результаты, создающая возможности для самостоятельности и творчества. Большую роль играет взаимодействие трудовых коллективов со школой, позволяющее учащимся участвовать в производит, труде, знакомиться с жизнью трудового коллектива, а также создание кооперативов, ученич. бригад и др. трудовых формирований по инициативе самих учащихся.
А. Ф.Никитин, Я. В. Соколов. Опыт социальной деятельности в большой степени приобретается детьми в шк. коллективах, дет. и юношеских орг-циях, в клубных, любительских, неформальных др. объединениях, строящих свою работу на конституц. основе, гуманистич. и демокр. принципах. Дети, объединяясь » коллектив единомышленников (часто разновозрастный), вместе со старшими товарищами учатся посильно решать те тли иные задачи, общие для своего горои, села, школы, коллектива, оказывают бескорыстную помощь нуждающимся тюдям, дет. домам и т. д. Воспитывает сбщая гражд. ответственность и забота «5 улучшении окружающей жизни. Ослабление и утрата в обществе подлинной гражданственности и подмена ее лозунгами, бюрократич., обезличенное «коллективное», вульгарно политизированное воспитание вынуждали детей и подростков искать новую сферу приложения своим силам, приводили к созданию неформальных opr-ций, в т. ч. и с антисоциальной направленностью. Стремление отгородиться от лицемерия и безнравственности окружающей действительности оправданно для детей в условиях авторитарного окружения, однако в демокр. обществе одностороннее культивирование индивидуалистич. и корпоративных интересов наносит урон Г. в.
На протяжении длит. периода шк. практика утверждала правило: чтобы ученик вырос. гражданином, надо предъявлять ему гражд. требования, и чем их больше, тем сильнее проявится гражд. ответственность. В кон. 50-х гг. возродилось понимание того, что прямой зависимости здесь нет, а есть проблема гражд. мотивации: действия педагога опосредуются и средой, и опытом личности. На основе этого была сформулирована и задача воспитания — искать средство, чтобы человек учился сам ставить перед собой общественно значимые задачи и сам предъявлял себе требования, что явилось определенным шагом вперед от авторитарности, но недостаточным для подготовки личности демокр. общества. С активизацией обществ. сил, способных встать на защиту человека и его гражд. прав, появилась возможность воспитывать в дет. коллективах не бездумных исполнителей чужих решений, а выразителей обществ. интересов. Во 2-й пол. 80-х гг. стало очевидным, что в демокр. обществе самодеят. коллективы начали осуществлять свои социальные функции не только через требования к своим членам, но через требования коллектива к гос. и др. социальным институтам. Участвуя в работе таких орг-ций, молодежь начинает осознавать реальные проблемы своего народа и становится субъектом народовластия. В этом одно из важнейших условий проявления деятельной гражд. позиции. Общая задача воспитателей и воспитанников — научиться различать выражение социального иждивенчества от ответственных обществ. наказов и требований.
Гражд. качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление (в советах школ и др. обществ. органах) и решают вопросы не только шк. жизни, но и окружающей их социальной среды. В движении за Г. в. содержатся возможности усиления в деятельности дет. и подростковых орг-ций обществ. инициативы, ориентированной на гражд. объединение своих членов. В совр. условиях важным гражд. качеством становится способность к самоопределению, благодаря к-рому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности. О. С. Газман.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия