ГРАММАТИКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГРАММАТИКА
греч. grammatike (techne), первоначально - искусство чтения и письма, grаmma - буква] 1. строй языка, т.е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций. 2. Раздел языкознания. Современная школьная Г. включает в себя 2 различные по своим задачам области. Г. родного языка имеет целью упорядочение, систематизацию стихийного процесса овладения средствами родного языка. Г. неродного языка направлена на достижение коммуникативной цели обучения языку.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГРАММАТИКА
(от греч. gramma – письменный знак, черта, линия). 1. Система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетания и предложения. 2. Раздел лингвистики, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. Значение изучения Г. определяется тем, что обобщающий характер ее законов облегчает овладение языком. В обучении иностранным языкам используется не просто лингвистическое описание грамматического строя языка, а педагогическая Г., отвечающая задачам овладения языком, как средством общения. При этом учитываются психологические закономерности процесса усвоения иностранного языка, особенности формирования речевых умений и навыков. Составление педагогической Г. представляет собой редукцию грамматического материала изучаемого языка в соответствии с целями обучения и его целесообразную организацию с выделением и методическим описанием тех компонентов, которыми учащиеся должны овладеть для использования их в речи. Педагогическая Г. ориентируется на определенные цели и условия обучения, на конкретный контингент учащихся. В соответствии с ориентацией на вид речевой деятельности в методике разграничиваются пассивная (рецептивная) и активная (продуктивная) Г. Активная и пассивная Г. различаются не только по характеру использования приобретенных знаний в речевой деятельности, но и по составу. Активная Г. при описании языковых явлений идет от смысла к форме; при составлении грамматического минимума можно строго ограничить материал, отобрав самые употребительные способы выражения смысловых отношений и исключив синонимические. Пассивная Г. служит для анализа смысла сказанного или написанного; при отборе пассивного грамматического материала принцип исключения синонимических конструкций не может быть использован, так как речевые произведения, которые должен понимать учащийся в процессе обучения, могут содержать грамматические синонимы. Отбор активного и пассивного грамматического материала для целей обучения производится по принципам частотности, образцовости, типичности, сочетаемости, репрезентативности. Отбор грамматического материала базируется на принципах тематико-ситуативной обусловленности и адекватного преставления грамматической системы языка. Основными формами представления грамматического материала в учебном процессе являются теоретический комментарий, правила, схемы, таблицы, контекст, речевые модели и речевые образцы. При практической направленности занятий обучение Г. сводится к формированию у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности. В практике обучения используются два подхода к подаче грамматического материала: системно-структурный (на основе логико-смысловых категорий, т. е. с учетом выражаемых синтаксических отношений: субъективно-предикативных, объективных, атрибутивных и др.) и функционально-смысловой. Для изучающих русский язык как иностранный издаются практические грамматики русского языка (Практическая грамматика..., 1985; Золотова и др., 1998; Милославский, 1987, 2002; Шелякин, 2000) и справочники по русскому языку (Пулькина, 1956). Опыт преподавания грамматики русского языка иностранным учащимся обобщен в ряде работ (Остапенко, 1998; Лариохина, 1989; Рожкова, 1983, 1978, 1994; Иевлева, 1981; Практическая грамматика..., 1985).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ГРАММАТИКА
от греч. grammatike (techne), первоначально — искусство чтения и письма, от gramma — буква]. 1)система категорий, определяющих типы, строение, значение и возможности сочетаемости единиц языка (морфем, слов, лексем, словосочетаний, предложений). 2) Область знания, изучающая и описывающая эту систему.
Г. имеет двоякую цель. Практич. ее функции: сохранение единства и чистоты языковой нормы; обучение индивидуума говорить и писать на данном языке правильно, ясно, общепонятно. Г. выполняет также познават. функции, связанные с изучением закономерностей языка и ре-чемыслит. процесса.
Начала европ. Г. связаны с разработкой Платоном и Аристотелем модели «слово- парадигма» (парадигма как образец склонения или спряжения, показывающий все формы изменения слова), к-рая в дальнейшем наряду с учением Аристотеля о частях речи составила центр. часть традиционной грамматич. системы и в составе шк. грамматики сохранилась до наших дней. Однако ни Платон, ни Аристотель не вычленяли собственно грамматич. исследование из области рассматриваемых ими логико-филос. вопросов.
Обособление Г. из круга смежных дисциплин происходит в эллинистич. эпоху в Александрии в связи с необходимостью оградить от разрушения норму лит. греч. языка. Перед Г. ставится практич. задача — научить правильному восприятию и толкованию лит. текстов. К этому времени относится труд Дионисия Фракийца (2 в. до н. э.), первая дошедшая до нас систематич. Г. греч. языка — практически первая шк. Г. Грамматики лат. языка рим. авторов Доната и Присциана были, по существу, компиляциями, попытками применить греч. грамматич. систему к материалу лат. языка. Однако простота и доступность изложения способствовали их широкой популярности. Небольшая по объему «Ars minor» Элия Доната, составленная в вопросно-ответной форме, стала осн. учебником лат. языка в ср.-век. Европе. Эта Г. неоднократно перерабатывалась и впоследствии послужила образцом для создания Г. живых европ. языков. В 1522 она была переведена на церк.-слав. язык Д. Герасимовым (Толмачом).
Знание лат. Г. было в ср. века неотъемлемой частью любого образования. Наряду с риторикой и диалектикой Г. входила в тривиум (см. Сель свободных искусств), постигалась в этом курсе путем чтения и толкования лит. текстов. Так как лат. язык не был родным и разговорным для всех учащихся, то Г. носила нормативный (предписывающий) характер.
В эпоху Возрождения возрос. интерес к изучению нац. языков. При разработке Г. зап.-европ. грамматисты опирались гл. обр. на нормы и терминологию лат. языка, а славянские и русские — на нормы и терминологию греч. традиции. Греч, терминология при перенесении на слав. почву в основном калькировалась, что отражало стремление создателей Г. сделать термин мотивированным, «домашним», соотнесенным со словами родного языка. Однако, поскольку перевод часто был слишком буквальным или неточным, в результате могли создаваться слова, имеющие внешне славянский облик, но столь же непонятные носителю языка, как и греч. термины (напр., «залог»). Первыми рус. Г. были: Г. церк.-слав. языка «Адельфотис» (греко-слав. Г., Львов, 1591); «Грамматика словен-ска» Лаврентия Зизания (Вильно, 1596); «Грамматики словенския правилное синтагма» Мелетия Смотрицкого (1619), в к-рой впервые в рус. традиции дается описание синтаксиса. Самостоят. изучение живого рус. языка было начато М. В. Ломоносовым («Российская грамматика», 1755, опубл. 1757).
Изучение живых европ. языков, расширение круга известных языков, связанное с Великими геогр. открытиями, привели к важным сдвигам в теории Г. С одной стороны, стала очевидной необходимость выработки общих принципов грамматич. описания, применимых к языкам с разл. строем. С другой — при изучении живых языков возможно было опираться на непосредств. языковое чутье, апеллировать к собств. языковому опыту. Изменились взгляды на цели изучения Г. Рассматривалась Г. не только как средство изучения языка, но и как «гимнастика ума». Возрос. интерес к идее универсальной Г., единой для всех языков, построенной на основе логико-филос. категорий. Классич. образцом такой Г. является «Grammaire generale et raisonnee» K. Лан-сло и А. Арно (франц. аббатство Пор-Руаяль, 1660). Линия логич. Г. продолжалась в Европе вплоть до 19 в. Под сильным влиянием этой традиции написан «Опыт ист. грамматики рус. языка» Ф. И. Буслаева (1858).
Развитие сравнит.-ист. метода в языкознании в 19 — нач. 20 вв. привело к ситуации, назв. позднее «революция в языкознании». На смену старому взгляду на язык как на нечто раз и навсегда данное пришло осознание того факта, что любой язык находится в постоянном движении и развитии. Расширилось представление об объекте грамматич. описания: это не только лит. язык, но и диалекты, разговорная речь. Язык в таком описании представал как сложное многомерное явление, к-рое не укладывалось в рамки нормативной Г.
Выявившееся различие синхронич. и диахронич. подходов к изучению языка означало начало характерной для 20 в. узкой специализации областей грамматич. знания, когда каждая область имеет собств. цели, методы, содержание. Необходимо было определить место шк. Г. в сложившемся конгломерате грамматич. наук, соотнести ее данные с данными этих наук. Нормы шк. Г требовали пересмотра и систематизации.
В рус. традиции сложившееся к нач. 20 в. положение в шк. Г. рассматривалось как кризисное. В учебниках наблюдался ряд серьезных теоретич. пробелов и противоречий: смешивались звуки речи с буквами, факты живого языка с письменным языком, законы Г. с правилами правописания, часто не различались лексич. и грамматич. значение слова, логич. понятия и грамматич. категории. Это было обусловлено тем, что в рус. языкознании 2-й пол. 19 в. вопросы науч. описательной Г. совр. языка во многом не были разработаны. В рус. дорев. ун-тах курс совр. рус. языка или не читался, или вводился факультативно. Авторам учебников приходилось самим решать мн. языковедч. проблемы, что сказывалось на качестве учебников.
1-й съезд преподавателей рус. языка в воен.-уч. заведениях (1903, Петербург), в к-ром приняли участие известные лингвисты Ф. Ф. Фортунатов, А. И. Соболевский, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. А. Шахматов. Л. В. Щерба подчеркнул необходимость изучать в школе Г. живого языка. Отмечалось, что цель Г. состоит не только в том, чтобы научить школьника говорить и писать на родном языке, но также и в том, чтобы выработать сознат. отношение к строю речи. В противоположность догматич. методу преподавания Г. провозглашался эмпирический: в мл. классах школы предлагалось ввести наблюдение и группировку фактов языка самими учениками. Эту же линию продолжил 1-й Всерос. съезд преподавателей рус. языка ср. школы, состоявшийся на рубеже 1916 и 1917. Съезд высказался за изучение в школе живого языка, а не учебника Г.
Подобные проблемы встали перед составителями программ преподавания рус. языка в новой, сов. школе. Необходимо было определить место Г. в системе преподавания языка, предмет и объем Г. как уч. дисциплины, роль грамматич. теории в овладении языком, место наблюдений в преподавании, взаимоотношение Г., правописания и развития речи. Нередко эти вопросы решались несколько прямолинейно; напр., программа 1924 не содержала теоретич. Г. В ходе обсуждения программ Д. Н. Ушаков, Н. Д. Дурново, А. М. Пешковский, М. Н. Петерсон, Щерба, Л. А. Булаховский высказали соображения, позволившие теоретически обосновать необходимость шк. Г. как самостоят. уч. дисциплины, использующей данные науч. Г., но не копирующей ее методы. Пешковский обратил внимание на возрастные роли грамматич. средств в нормированном языке культурного общения и на важность их изучения при овладении языком. Он показал, что использование шк. Г. данных науч. Г. должно быть избирательным, с учетом возможностей дет. восприятия.
Совр. школьная Г. включает в себя 2 различные по своим задачам области. Г. родного языка имеет целью упорядочение, систематизацию стихийного процесса овладения средствами родного языка. Г. неродного языка направлена на достижение коммуникативной цели обучения языку, для чего необходимо сформулировать перечень языковых умений, навыков, тем и ситуаций, к-рыми должен овладеть учащийся после прохождения уч. курса.
Учитывая разнообразие совр. направлений науч. Г., шк. Г. путем продуманного компромисса или следования к.-л. проверенному временем течению в целом придерживается традиц. грамматич. системы.
Лит.: Тр. Первого съезда преподавателей рус. языка в воен.-уч. заведениях (22—31 дек. 1903), СПБ, 1904; Пешковский А. М. Шк. и науч. грамматика. М., 1925"; его ж е, Объективная и нормативная точка зрения на язык, в его кн.: Избр. труды, М., 1959; его же, Грамматика в новой школе, там же; Аванесов Р. И., Сидоров В. Н., Очерк грамматики совр. рус. лит. языка, ч. 1, М., 1945; Ч у ри лова Н. Н., Шк. и науч. грамматика, в сб.: Вопросы теории и методики изучения рус. языка, Куйбышев, 1961; Виноградов В. В., Рус. язык. Грамматич. учение о слове, M.; М и — лославский И. Г., Краткая практич. грамматика рус. языка, М, 1987; Краткая рус. грамматика, под ред. Н. Ю. Шведовой, В. В. Лопатина, М., 1989. А. А. Астахова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
393.18 кб

Обучение иностранному языку: грамматика

Молодых-Нагаева Елена Геннадьевна
В статье рассматриваются подходы к изучению грамматики в обучении иностранному языку в России и Германии. Проведен анализ учебников для начинающих российских и немецких издательств, приводятся примеры практических заданий.
Читать PDF
266.11 кб

Коммуникативная грамматика как основа речевой деятельности студентов (немецкий язык, неязыковое УВО)

Козловская Наталья Анатольевна
Целью иноязычного образования в неязыковом УВО является развитое речевое умение, способность студента выбрать модель, адекватную речевой задаче, оформить ее в соответствии с нормами языка (в данном случае немецкого).
Читать PDF
217.95 кб

Использование технологии «Перевернутого обучения» в преподавании дисциплины «Теоретическая грамматик

Л. Р. Абдулллина
В статье обосновывается актуальность внедрения в образовательный процесс новой технологии «перевернутого обучения».
Читать PDF
73.00 кб

Компетентностный подход к обучению грамматике русского языка иностранных студентов технического вуза

Смирнова Н. И.
Читать PDF
223.00 кб

Рациональные пути обучения грамматике иностранного языка в вузе

Викторовский В. Г., Викторовская Светлана Констаниновна
Читать PDF
229.95 кб

Использование укрупненных дидактических единиц в методике обучения грамматике английского языка

Доржинова З. Б.
Читать PDF
328.28 кб

Способы повышения эффективности обучения грамматике иностранного языка в школе

Григоренко Валентина Альбертовна
Читать PDF
151.41 кб

Проблемы креативного обучения грамматике английского языка детей старшего дошкольного возраста

Ксенофонтова Т. С.
В статье рассмотрены возможные пути повышения эффективности обучения детей 5-6 лет грамматике английского языка на сознательной основе посредством использования системы «грамматических сказок» и «грамматических игрушек».
Читать PDF
159.22 кб

Типовые модели вербализации интенциональных смыслов и их учет при обучении иноязычной грамматике в о

Усенко И. Ю.
Использование разработанной модели вербализации интенций позволяет установить взаимосвязи между интенциональными значениями и разноуровневыми единицами языковой системы, что дает возможность более успешно соотнести грамматический
Читать PDF
117.80 кб

Принцип антропоцентричности в обучении грамматике.

Стрелкова Светлана Юрьевна
В статье рассматривается принцип антропоцентричности в применении к обучению грамматике иностранного языка. Антропоцентричность означает смещение интересов исследователей с чисто лингвистических аспектов на человека говорящего.
Читать PDF
253.37 кб

Педагогические и психолингвистические предпосылки обучения грамматике английского языка на младших к

Егорова Анна Самвеловна
Дан анализ возрастных, психологических и психофизиологических особенностей студентов младших курсов как основополагающих факторов организации процесса обучения грамматике иностранного языка в языковом вузе.
Читать PDF
345.69 кб

Способы повышения эффективности обучения грамматике иностранного языка

Григоренко Валентина Альбертовна
Читать PDF
171.42 кб

Обучение грамматике при коммуникативном подходе в среде межкультурного общения единой Европы

Болдова Т. А.
Читать PDF
161.45 кб

Об использовании таблиц и схем при обучении грамматике английского языка в неязыковом вузе

Омелич О. К.
В статье рассматриваются эффективные способы обучения студентов грамматике английского языка, приводятся примеры успешного использования схем и таблиц, упражнений с подстановочными таблицами и прочих упражнений
Читать PDF
126.79 кб

Учебное пособие по грамматике для студентов заочного отделения

Мекеко Н. М.
Статья посвящена проблеме представления грамматического материала для студентов заочного отделения.

Найдено книг по теме — 14

Похожие термины:

  • АКТИВНАЯ ГРАММАТИКА

    То же, что продуктивная или коммуникативная грамматика. Грамматика, описывающая функционирование языковых средств в речи. В А. г. языковые средства сгруппированы по универсальным содержательным
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

    Разновидность грамматики, изучающая: 1) функции единиц языка и закономерности их использования во взаимодействии с их окружением в высказывании и целостном тексте; 2) семантические категории и их
  • КОГНИТИВНАЯ ГРАММАТИКА

    Грамматические описания языков, ориентированные на рассмотрение когнитивных аспектов, процессов и структур языковых явлений, т. е. на их связи с процессами познания мира, восприятия, памяти, мышле
  • КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАММАТИКА

    Описание языка, которое раскрывает правила функционирования единиц языка в речи в зависимости от содержания высказывания. В практическом курсе русского языка рассматриваются разделы К. г., напри
  • ОРТОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

    Пособия и справочники по грамматике, в которых описываются грамматические и синтаксические варианты с точки зрения их соответствия языковой норме. О. г. содержат описание частых в языковой практи
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

    Описание языковой системы (в первую очередь – грамматической), содержащее сведения, которые необходимы для обучения языку как неродному. П. г. находится в одном ряду с другими прикладными описания
  • ТЕСТ ПО ГРАММАТИКЕ

    грамматический тест). Комплекс заданий в тестовой форме, с помощью которого осуществляется проверка умений употреблять, узнавать, изменять грамматическую форму как на уровне словосочетания, так
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ГРАММАТИКИ

    Все ярусы языка обладают ресурсами выразительности (см. Стилистические ресурсы языка/ в т.ч. морфология и синтаксис. По распространённому мнению, восходящему к работам A.M. Пешковского, стилистичес
  • ГРАММАТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    Разновидность грамматических ошибок, состоящих в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слова. К подобным ошибкам относятся нарушения в употреблении и образова
  • ГРАММАТИКО-ПЕРЕВОДНОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

    То же, что грамматико-переводный метод обучения. Метод обучения иностранным языкам, широко распространенный в XVIII–XIX вв. и сохранявший свою ведущую роль вплоть до начала 1-й мировой войны, когда он
  • ГРАММАТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    Разновидность грамматических ошибок, связанных с нарушениями в построении словосочетаний и предложений. К подобным ошибкам относятся: 1) ошибки в согласовании, 2) ошибки в управлении, 3) ошибки в вы
  • ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

    Соотношение грамматического содержания с грамматическим выражением. Грамматические формы определяют, например в русском языке лицо, число, время глаголов, падежи, род, число существительных или
  • ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

    Знание грамматических элементов языка и умение ими пользоваться в процессе общения. См. языковая компетенция.
  • ГРАММАТИЧЕСКАЯ НОРМА

    разновидность Языковой нормы (см.), регулирующая употребление в речи грамматических форм слов и синтаксических конструкций. К Г.н. относят Морфологическую норму (см.) и Синтаксическую норму (см.). К
  • ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОФОРМЛЕННОСТЬ СЛОВА

    Совокупность грамматических признаков, позволяющих отнести слово к определенной части речи.
  • ГРАММАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА

    совокупность форм словоизменения и способов построения словосочетаний и предложений, характерных для данного языка.
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

    1. в древних Афинах начальные школы для мальчиков 7-12 лет (школа грамматиста) с преподаванием чтения, письма и счета. 2. В Древнем Риме повышенная начальная школа для детей патрициев и всадников с пре
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

    Слово, словоформа, синтаксическая конструкция (словосочетание, предложение), являющиеся носителями обобщенных грамматических свойств, а также средства выражения грамматических значений – служе
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    Одна из разновидностей речевых ошибок, связанных с нарушением закономерностей и правил грамматики. К таким ошибкам относятся неправильное образование и употребление форм слова, – неверное постр
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Упражнения, предусматривающие работу с грамматическим материалом.