ГРАДАЦИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГРАДАЦИЯ
от греч. klimax — лестница, ступенчатость, климакс; от лат. gradatio — постепенное повышение) — фигура (см. фигура) слова, входящая в группу фигур прибавления. Г. имеет два основных значения: 1) узкое — цепочка анадиплосисов, т. е. фигур, заключающихся в том, что окончание первого периода является началом второго, например русская народная песня «Во саду ли, в огороде девица гуляет, она ростом невеличка, лицом круглоличка» вся целиком, все 19 строф представляет собой такого рода Г.; 2) в широком смысле слова Г.: а) последовательное нагнетание однородных выразительных средств речи (климакс); б) наоборот, их последовательное ослабление (антиклимакс). Примером климакса являются слова из речи Демосфена: «Я не только заявил, но и написал свое предложение, не только написал, но и отправился послом, не только отправился послом, но и убедил фиванцев, нет, — я прошел через все испытания от начала до конца и отдавал себя за вас решительно во всех обступивших государство опасностях» (Демосфен. За Ктесифонта о венке). Традиционно считается, что Цицерон подражает Демосфену, используя климакс при защите Милона: «И ведь он предстал не только перед надрдом, но и перед сенатом, и не только перед сенатом, но и перед вооруженной охраной, выставленной государством, и доверился не только ей, но также и власти того человека, которому сенат давно доверил все государство, всю молодежь Италии, все вооруженные силы римского народа» (Цицерон. В защиту Тита Анния Милона). Антиклимакс обычно выражает собой и иронию. Вот жалоба пьяницы и бретера Малартика: «У меня не было ни одного заказа ни на ловушку, ни хотя бы на пустяковое похищение, ни на самое плевое убийство» (Т. Готье. Капитан Фракасс). Деметрий в трактате «О стиле», рассматривая пример климакса, отмечал, что эта фигура создает впечатление, «будто говорящий поднимается со ступеньки на ступеньку все выше и выше», а если дать лишь изложение событий, то в нем «не будет силы». Автор «Риторики к Гереннию» считает, что особую прелесть Г. придает «частота повторений предшествующего слова». Но, как справедливо предупреждал Квинтилиан, в Г. «искусственность более очевидна и подчеркнута, а потому эту фигуру следует реже применять». Лит.: Гаспаров М.Л. Градация // Литературный энциклопедический словарь.— М., 1987; Деметрий. О стиле // Античные риторики.— М., 1978; Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений: В 2-х частях. — СПб., 1834; Квятковский А. Поэтический словарь. — М., 1966; Панов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. — М., 1997. — С. 43—44. М.И. Панов

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ГРАДАЦИЯ
(от лат. gradatio — ‘постепенное повышение’; gradus — ‘ступень, степень’) — стилистический приём, состоящий из ряда словесных компонентов (обычно не менее трёх): слов, словосочетаний, частей предложения, предложений, изобразительно-выразительных средств языка, — расположенных в порядке их возрастающей, или (реже) убывающей семантической и/или эмоциональной значимости.
В основе Г. лежат два принципа: градуальность (семантический принцип) и перечисление (синтаксический принцип). Г. сочетает в себе сопоставление по сходству и по контрасту, поскольку составляющие её компоненты имеют в значении общее и в то же время противопоставлены друг другу по интенсивности проявления этого общего. Г. основана на свойстве человеческого мышления градуировать объекты действительности, располагать их на шкале относительно точки отсчёта или относительно друг друга.
Г. может выражаться различными языковыми средствами. Нарастание эмоциональной значимости может быть передано фонетическими средствами (интонацией и громкостью голоса), которые на письме обозначаются графически: Это всего лишь названия. А имени нет. И не будет. (Пауза. Полозов встает с пола, садится в кресло, сидит некоторое время.) Антон. Антон! Антон!! Антон!!! (В. Пелевин).
Г. может быть усилена графическими средствами: Чистый район. Чистый город. Чистая Сибирь (щит наружной рекламы); Выключите динамо! Динамо! Ди-на-мо!! ДИ-НА-МО!!! (В. Пелевин).
Одной из универсальных форм является нумерическая Г., т.е. построенная при помощи чисел, как правило, из первого десятка или круглых: Одна женщина — баба, две женщины — базар, а три — ярмарка (шутка); Лагеря расположились вокруг Караганды, и все восемь человек из десяти, то есть восемьдесят из ста, восемьсот из тысячи и восемьдесят тысяч из ста тысяч не знали ничего, кроме того, что вокруг были лагеря (Л. Лиходеев).
Наиболее ярко Г. проявляется на лексико-семантическом уровне. Поскольку в основе градационных построений лежит семантический принцип градуальности, постольку явления лексического уровня языка задействуются при построении Г. прежде всего: Я и в гробу буду ворочаться, как только вспомню. Тупица, дурак, безмозглая тварь, идиот! Ну почему, почему мы задним умом крепки? (В. Солоухин).
В образовании градационных рядов часто принимают участие слова, связанные гипергипонимическими отношениями: Педагог разрабатывает систему личностных качеств, которые постепенно, поэтапно (из года в год, из четверти в четверть, из урока в урок) должны развиваться в учащихся (из текста доклада); И долгие века, пока наш мир был глухо, загадочно раскинут, пока не пронизался он едиными мнениями связи, не обратился в единый судорожно борющийся ком, — люди безошибочно руководились своим жизненным опытом в своей ограниченной местности, в своей общине, в своём обществе, наконец, и на своей национальной территории (А. Солженицын).
Если гипонимическая Г. строится на совместимых понятиях, находящихся в отношениях подчинения, то антонимическая «исходит из понятий, между которыми существует некая противоположность» [Береговская 2000: 139]: Искусство охватывает огромную сферу, и рядом с ним есть полуискусство, чуть-чуть искусство и совсем не искусство (Ю. Лотман).
Основу градационных рядов могут составлять и синонимичные слова или выражения, различающиеся стилистическими окрасками или уточняющие друг друга: И хотя любовь никогда не для чего-то, всегда сама по себе радость, блаженство, благодать, каждая счастливая пара вносит в мир своё тепло (Знамя. 1997. № 1).
Г. может базироваться и на аффиксальном градуировании: Жак, Жакуля, Жакуленок (заголовок заметки в газете). В данном примере второй и третий члены градационного ряда образованы при помощи деминутивных суффиксов, причём значение «уменьшения» нарастает к концу ряда. Аналогично и в следующем примере: Д брат, коньяком напился вот уж как!.. / Ну ты, наверно, пьёшь денатурат. / Слушай, чёрт, чертяка, чёртик, чёртушка, / Сядь со мной, я очень буду рад (В. Высоцкий).
«Градационный эффект может достигаться не только и даже не столько за счёт лексической семантики сопоставляемых в градационном ряду слов, сколько за счет их грамматических и словообразовательных трансформаций: Как хлыст полоснул. Как хлыстом полоснул. Как хлыстом полоснули (М. Цветаева). Лексика здесь не меняется, изменяется грамматика (хлыст — именительный падеж, хлыстом — творительный падеж, полоснул — ед. число, полоснули — мн. число)» [Сковородников 1998: 113].
Морфологическая Г. может быть образована при помощи временных форм глагола: Партия карала, карает и будет карать, — спокойно, не глядя на кулак, продолжал Сталин (В. Сорокин). В данном примере градуальность выражается одним и тем же глаголом в форме прошедшего (карала), настоящего (карает) и будущего (будет карать) времён.
Г. может быть архитектонической основой текста. В таком случае она реализуется в рамках целого произведения. Напр., текст «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина пронизан градационными рядами, отражающими рост уровня запросов старухи, растущий социальный статус и состояние моря: корыто — изба — терем — царские палаты; старуха — вольная крестьянка — столбовая дворянка — грозная царица — владычица морская; море слегка разыгралось — помутилося синее море — неспокойно синее море — почернело синее море — на море черная буря.
Различают две основные разновидности градации — климакс, или восходящую градацию, и антиклимакс, или нисходящую градацию.
Лит.: Береговская Э.М. Градация как универсалия // Риторика — Лингвистика 2: сб. статей. Смоленск, 2000; Береговская Э.М. Система синтаксических фигур: К проблеме градации // ВЯ. № 3. 2003; КРРЭСС. М., 2003; Сковородников А.П. Градация // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: научно-методический бюллетень / Вып. 6. Красноярск-Ачинск, 1998; Хазагеров Г.Г. Климакс // Риторический словарь. М., 2009; Щербаков А.В. Градация в современном русском литературном языке (очерк экспрессивной стилистики): монография. Красноярск, 2006.
А.В. Щербаков

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.