Готовность к школеГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Найдено 2 определения термина ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приведет к ухудшению состояния здоровья, срыву социально-психологической адаптации. От готовности к школе зависит успешность и эффективность обучения. Готовность к школе - интегральная характеристика, включающая определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др. Для определения уровня готовности к школе используются методики, оценивающие уровень развития комплекса познавательных функций, психологического развития, состояния здоровья и функциональное развитие. Готовность к обучению не является абсолютным показателем и зависит от требований школы, объема и интенсивности учебной нагрузки, направленности и дифференцированности обучения и других условий. См. также Книжка-игрушка

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ГОТОВНОСТЬ к школьному обучению

совокупность морфофизиол. и психол. особенностей ребенка ст. дошк. возраста, обеспечивающая успешный переход к систематич. организованному шк. обучению. Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психич. процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т. д. Условия жизнедеятельности ребенка, усвоение им социального опыта в ходе общения со взрослыми и сверстниками оказывают влияние на формирование готовности к шк. обучению.

В пед. и психол. лит-ре наряду с термином «Готовность к шк. обучению» употребляется термин «шк. зрелость». Эти термины почти синонимичны, хотя второй в большей мере отражает психофизиол. аспект органич. созревания.

К концу дошк. возраста происходит выраженная перестройка в общем развитии ребенка, что дает основание выделить этот возрастной этап как особый и переломный. Общее физич. развитие становится более гармоничным. Интенсивно развиваются все системы организма: сердечно-сосудистая, дыхат., эндокринная, опорно-двигат. аппарат и т. д. Это способствует совершенствованию двигат. функций и физич. качеств. наиб. выраженная динамика происходит в нервной системе, прежде всего в морфологии и физиологии головного мозга. У ст. дошкольников увеличиваются психофизиол. ресурсы, необходимые для выполнения сложной и длит. деятельности, усвоения значительных по объему и сложных по качеству сведений. Происходят изменения в протекании осн. нервных процессов — возбуждения и торможения, увеличивается возможность тормозных реакций. Наряду с большей уравновешенностью и подвижностью нервных процессов это создает необходимые предпосылки для произвольной регуляции поведения. Слабой стороной развития дошкольника является быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, что делает недопустимым перенапряжение и переутомление.

Психол. Г. определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематич. и планомерное овладе-вание знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

К концу дошк. возраста происходит интенсивное наращивание тех психол. новообразований, к-рые обеспечивают переход к новой качеств, форме жизнедеятельности. Ведущей деятельностью дошк. возраста является сюжетно-ролевая игра, в ней зарождаются и закрепляются важные психол. новообразования. В рамках игровой деятельности происходит познават. и эмоциональная децентрация — меняется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется координация своей точки зрения с другими возможными, что открывает путь для перехода мышления на новый уровень. Принятие роли и последоват. ее осуществление приводят к становлению у ребенка умения выделять правила и следовать им, что в свою очередь обеспечивает переход к сознат. управлению поведением. Большое значение имеют также продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в к-рых развиваются высш. формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.

Г. включает след, компоненты:

Мотивационная готовность, к-рая предполагает отношение к уч. деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов — общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Волевая готовность — умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила).

Умственная готовность — достижение достаточно высокого уровня развития познават. процессов (дифференциров. восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логич. мышлением).

Коммуникативная готовность — наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Речевая готовность — овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя — внутренняя, диалогическая — монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т. д.) речи.

Достижение Г. к обучению определяется не просто усвоением знаний и навыков, а формированием у ребенка таких психич. свойств, к-рые необходимы для успешного начала уч. деятельности. Особое значение для достижения Г. к школе имеют специально организованные занятия с дошкольниками, к-рые следует проводить с учетом их психол. особенностей в адекватной для данного возраста форме (преим. игровой).

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ — 0

Найдено научныех статей по теме ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ — 0

Найдено книг по теме ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ — 0

Найдено презентаций по теме ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ — 0

Найдено рефератов по теме ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ — 0