ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ

Найдено 2 определения термина ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ (ГУС, ГУСОРЕСП)

высший координационный центр научной жизни России в 1919 - конце 20-х гг. Образован по Декрету СНК РСФСР 4 марта 1919 в составе Наркомпроса РСФСР. В 1923-25 входил в состав Академического центра Наркомпроса РСФСР, руководил осуществлением политики государства в области науки, искусства, образования и социалистического воспитания. Осн. задачи: связь государственных органов с научными и педагогическими работниками; выработка стратегического плана народного просвещения и планов развития исследований в отдельных отраслях науки; развертывание сети научно-иссле- довательских учреждений и вузов; программно-методическое руководство учреждениями системы общего образования. Руководил ГУСом нарком просвещения. Координация возлагалась на Президиум (по 1932 возглавлял зам. наркома М.Н. Покровский). Для организации текущей работы ГУС в 1921 разделен на 3 секции: научно-политическую, научно-техническую и научно-педагогическую. В 1923 образована научно-художественная секция, а в 1930-31 - секции просвещения национальностей, дошкольная, медико-биологическая, университетская, профессионально-технического образования. Научно-педагогическая секция (НПС; председатель - Н.К. Крупская) являлась идейно-теоретическим центром советской школы и педагогики. Секция разработала новое содержание школьного образования, организационные формы и методы обучения, пути осуществления ученического самоуправления и политехнизации школы. Органом НПС был журнал "На путях к новой школе" (1922-33; редактор Крупская). В составе НПС ГУСа работали крупнейшие ученые и педагоги; всего ок. 50 чел. Секция действовала как государственно-общественный орган, опиравшийся на коллективную творческую мысль; здесь разрабатывались программно-методические материалы, учебники и рабочие книги для всех видов учебных заведений, проводились конференции и семинары работников народного просвещения. С 1929 началась неправомерная перестройка деятельности ГУСа по превращению его в идеологический центр Наркомпроса; с 1930 проводился курс на чрезмерное расширение его состава и на переход от постоянной работы секций к периодически созываемым пленумам. В сентябре 1933 ГУС был упразднен и его функции перешли к учебно-методическому сектору Наркомпроса РСФСР и Комитету по делам высшей школы при СНК СССР. к221.3

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ

ГУС, ГУСОРЕСП), высший коор-динац. центр науч. жизни Сов. России в период 1919 — кон. 20-х гг. Образован по Декрету СНК РСФСР 4 марта 1919 в составе Наркомпроса РСФСР. В 1923- 1925 входил в состав Академич. центра Наркомпроса РСФСР, руководил осуществлением политики сов. гос-ва в области науки, иск-ва, образования и Социалистич. воспитания. Осн. задачи: связь гос. органов с науч. и пед. работниками; выработка стратегич. плана нар. просвещения и планов развития исследований в отд. отраслях науки; развертывание сети Н.-и. учреждений и вузов; программнометод. руководство учреждениями системы общего образования. Руководил ГУСом нарком просвещения. Координация возлагалась на президиум (по 1932 возглавлял зам. наркома M. H. Покровский). Среди членов ГУСа, состав к-рого в отд. периоды доходил до 320 чел., были А. Н. Бах, А. Я. Вышинский, Н. П. Горбунов, А. М. Деборин, П. М. Керженцев, П. С. Осадчий, Д. Н. Прянишников, Д. С. Рождественский, И. И. Скворцов-Степанов, И. Д. Удальцов, П. К. Штернберг. Проводились пленумы ГУСа (1919- 1925 и 1929—31). Для организации текущей работы ГУС в 1921 разделен на 3 секции: науч.-политическую [проблемы изучения и преподавания обществ. наук; входили только члены ВКП(б), пред. Покровский]; науч.-техническую (исследование и преподавание естеств., точных и прикладных наук; В. П. Волгин, затем О. Ю. Шмидт); науч.-педагогическую (Н. К. Крупская), разработавшую новое содержание шк. образования, организац. формы и методы уч.-воспитат. процесса, пути политехнизации школы и вопросы осуществления ученич. самоуправления. В 1923 образованы науч.-худож. секция, а в 1930—31 — секции просвещения национальностей, дошкольная, медико-биол., университетская, проф.-техн. образования.

Науч.-пед. секция (НПС) являлась идейно-теоретич. центром сов. школы и педагогики. Структура секции менялась. В 1924 в ее составе были подсекции: прог-раммно-метод., пед. образования; учебников; педологическая; социально-правовой охраны детства; учета пед. работы; опытно-показат. учреждений; худож. воспитания. На правах подсекции действовала ассоциация Н.-и. ин-тов в области педагогики. Позднее появились подсекции: дошкольная, школьная, политехнизма и др. Органом НПС был журн. «На путях к новой школе» (1922—33; ред. Н. К. Крупская). В составе НПС ГУСа активно работали И. А. Арямов, П. П. Блонский, Б. В. Всесвятский, Г. О. Гордон, Б. П. Есипов, А. Б. Зал-кинд, Б. В. Игнатьев, H. H. Иорданский, А. Г. Калашников, М. В. Крупе-нина, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак, И. Г. Розанов, Е. Т. Руднева, И. Л. Цветков, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, М. С. Эпштейн и др. Всего в составе НПС ГУСа было ок. 50 чел. НПС ГУСа действовала как гос.-обществ. орган, опиравшийся на коллективную творческую мысль; здесь разрабатывались прог-раммно-метод. материалы, учебники и рабочие книги для всех видов уч. заведений, проводились конференции и семинары работников нар. просвещения. Крупным науч. достижением НПС стало создание Программ ГУСа для гор. и сел. школ 1-й и 2-й ступени (выделяется вариант 1927), представлявших собой новаторскую концепцию социалистеч. содержания общего образования. С 1929 началась неправомерная перестройка деятельности ГУСа по превращению его в идеологич. центр Наркомпроса (Положение о ГУСе 10 янв. 1929). С 1930 руководство страны проводило курс на чрезмерное расширение состава ГУСа, переход от постоянной работы секций к периодически созываемым пленумам, что привело к развалу его деятельности. В сент. 1933 ГУС упразднен и его функции перешли к уч.-метод. сектору Наркомпроса РСФСР и К-та по делам высш. школы при СНК СССР.

Лит.: Покровский M. H., ГУС и его работа, «Нар. просвещение», 1923. №9; с г. о же, Осн. задачи ГУСа. «Комму-нистич. просвещение». 1931, № 3; Положение о ГУСе, М.-Л., 1931; Материалы 1 сессии пленума ГУСа, Самарканд, 1930; Пед. кадры (тезисы и материалы ко 2 сессии ГУСа). М. — Л., 1930; Материалы к 3 сессии ГУСа, М. -Л., 1930; Резолюции 3 сессии ГУСа, М. -Л. 1931. М. В. Богуславский.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ — 0

Найдено научныех статей по теме ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ — 0

Найдено книг по теме ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ — 0

Найдено презентаций по теме ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ — 0

Найдено рефератов по теме ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ — 0