ГОРНЫЙ АЛТАЙ

Найдено 1 определение
ГОРНЫЙ АЛТАЙ
Республика Алтай (в 1948—1992 Горно-Алтай-ская автономная область), входит в Рос. Федерацию. Пл. 92,6 тыс. км2. Нас. 192 тыс. чел. (1989, перепись), в т. ч. алтайцы 30,7%, русские ок. 60,4%, казахи 5,5%. Центр — Горно-Алтайск.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 609,9 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979—564 чел.). В отраслях экономики (1989) было занято ок. 30 тыс. специалистов, в т. ч. св. 9 тыс. с высшим и св. 20 тыс. со средним спец. образованием.
Внедрение шк. обучения связано с деятельностью Алтайской духовной миссии (осн. в 1828—30). Ее глава — архимандрит Макарий (М. Я. Глухарев) — начал разработку алт. письменности на рус. графич. основе и в 1830 открыл в Улале (ныне Горно-Алтайск) школу (первую на Алтае). Миссией были учреждены также Мыюгин-ская (1850), Макарьевская (1855) и др. школы, в к-рых позднее введена система Н. И. Илеминского. В 60-х гг. появились светские нач. школы: сел. волостные, а в 80-х гг. церковно-приходские. Учителя для работы с алтайцами готовились гл. обр. в миссионерских уч. заведениях Бийска. В кон. 80-х гг. миссионерская учительская школа открылась в Улале.
Члены духовной миссии усовершенствовали алт. письменность. Макарий Невский (М. А. Невский), В. И. Вербицкий в соавторстве с Ильминским подготовили первую науч. грамматику алт. языка (изд. в 1859 в Казани). Макарий Невский составил также «Алтайский букварь» (изд. в 1882). В кон. 19 в. в шк. обучении стали использоваться оригинальные нра-воучит. рассказы М. В. Чевалкова, переведенные им басни И. А. Крылова и др.
В 1913 в Алтайской духовной миссии насчитывалось ок. 70 миссионерских уч. заведений. Охват обучением детей шк. возраста был незначительным. Грамотность (на рус. яз.) коренного населения составляла 0,1% (1897, перепись). В 1914 открылись 2-годичные жен. учительские курсы в Чемале.
После установления сов. власти (1920) началась перестройка нар. образования. В 1921 насчитывалось 115 школ 1-й ступени (в т. ч. 25 алтайских), 3 школы 2-й ступени. Трудности в организации уч. процесса были обусловлены нехваткой учителей и нестабильностью шк. сети (в нач. 1922/23 уч. г. работало только ок. 60 школ с 1,5 тыс. уч-ся).
В Ойротской авт. области (1922—48) были открыты интернаты для детей кочевников. Развернули работу областная Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (с 1920) и отделение об-ва «Долой неграмотность!». Ликпунк-ты создавались как при школах, так и передвижные; в 1923 они охватывали св. 4,3 тыс. чел., в т. ч. 45% алтайцев.
В 20-е гг. были подготовлены и изданы (в Москве, Улале и др.) первые сов. учебники, в к-рых применен обновленный вариант (1920) алт. алфавита: букварь Н. А. Каланакова, книги для чтения М. В. Мундус-Эуокова и И. К. Соколова, грамматика ойротского яз. М. С. Канаева (Тощакова), арифметич. задачник М. Ф. Тозыякова, пособия для взрослых и др. лит-ра. С 1927/28 уч. г. началась регулярная подготовка учителей в пед. техникуме (в Улале), при к-ром действовали годичные пед. курсы.
С 1930/31 уч. г. вводилось всеобщее нач. обучение. В 1931 действовало 209 школ, в т. ч. 77 алтайских, 51 смешанная (всего 15,1 тыс. уч-ся). Были созданы ШКМ. Школы работали на основе специально разработанных программ. В 1929 алт. письменность была переведена на лат. основу, что задержало распространение нач. обучения, вызвав т. н. возвратную неграмотность (с 1938 письменность вновь на рус. графич. основе). В нач. 30-х гг. были предприняты попытки начать обучение кумандинцев родному языку. В 1933 появился букварь Каланакова и К. И. Филатова. Однако это начинание не получило своего развития. В 30-х гг. были изданы на алт. яз. учебники, разработанные для рус. школ. Началось формирование сети дошк. учреждений (в 1932 св. 150 дет. садов и площадок). Появились мед., вет. и др. ср. спец. уч. заведения. С 1938 вводилось всеобщее 7-летнее образование (этот процесс был прерван в 1941—45). В кон. 30-х гг. грамотность населения составляла ок. 86%.
С нач. 50-х гг. шк. сеть развивалась гл. обр. за счет создания неполных средних и средних школ и их укрупнения; расширялась сеть интернатов. В 1950/51 уч. г. насчитывалось св. 250 начальных, 59 семилетних (в т. ч. 95 алтайских) и 10 средних школ. В них было св. 23 тыс. уч-ся. В 50-х гг. завершено введение всеобщего 7-летнего образования. В 1953 «открыт Горно-Алтайский пед. ин-т (в 1949—52 учительский). Во 2-й пол. 50-х гг. алт. школы были закрыты под предлогом улучшения изучения детьми рус. языка. В 1-й пол. 60-х гг. введен 8-летний всеобуч. В нач. 70-х гг. для алт. детей в интересах подготовки к шк. обучению созданы подготовит, классы, куда принимаются 6-летние дети. С сер. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи.
В 1991 в 196 дошк. учреждениях (в т. ч. 13 колхозных) воспитывалось св. 10,5 тыс. детей (ок. 9% детей соответствующего возраста). В 1992/93 уч. г. в 198 дневных общеобразоват. школах насчитывалось св. 36 тыс. уч-ся, в 5 вечерних школах — 780 уч-ся. Среди школ — 67 алтайских, 3 казахские. Обучение на алт. и казахском языках осуществляется гл. обр. в первых четырех классах школы (4,4 тыс. уч-ся — на алтайском, 0,4 тыс. — на казахском). Среди нерусских уч-ся на средней и старшей ступенях родной язык как предмет изучают в 85 школах св. 10 тыс. чел. На алтайском языке выпускается уч. лит-ра по родному языку и лит-ре, в т. ч. для полной средней школы. Развернута подготовка уч. книг по истории Горного Алтая.
В школах занято св. 3,5 тыс. учителей, вт. ч. ок. 67,2% с высш. образованием. Среди педагогов области св. 30 засл. учителей РСФСР. Внешк. учреждения: 15 домов дет. творчества, станции юных тех-яиков и др. охватывают св. 11 тыс. чел. Имеются муз. и спорт, школы. В 4 проф.-тех. уч. заведениях — ок. 2 тыс. уч-ся; в 5 ср. спец. уч. заведениях — 4,3 тыс. уч-ся. Пед. кадры готовят пед. ин-т (св. 2,6 тыс. студентов) и пед. уч-ще.
Исследоват. работу по проблемам преподавания родного языка, истории области и др. ведут НИИ истории, языка и лит-ры (осн. в 1952), кафедры пед. ин-та, ИУУ. Уч. и метод. лит-ру выпускает изд-во в Горно-Алтайске (с 1933; ежегодно св. 30 назв. уч. книг тиражом 34 тыс. экз.).
Лит.: Варченко А. М., К истории нар. образования в Горно-Алт. авт. области, «УЗ Горно-Алт. пед. пн-та», 1956, в. 1; Т и — м о ф с е в а Ф. М., Из истории социалистич. культурной революции в Горном Алтае, в кн.: Культурное строительство в Сибири в 1917 — 1960 гг., Новосиб., 1962; С а т л а с в Ф. А., Нек-рые вопросы истории нар. образования в Горном Алтае (1920—1932), в сб.: Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая, Гор-но-Алтайск, 1983: его же. Куда исчезли кумандинцы, «Сиб. огни». 1991, № 1; Беликова А. П., Становление и развитие общеобразоват. школы в Горно-Алт. авт. области, СП, 1983, Mi 7. ф. А. Сатлаев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
2.36 мб

Горный Алтай: межнациональные отношения сегодня и завтра

Филиппов Василий Рудольфович, Филиппова Елена Ивановна
Реализация проекта строительства Катуиской ГЭС вызовет негативные последствия, если будет сопряжена с притоком рабочей силы из-за пределов Горного Алтая.
Читать PDF
2.36 мб

Горный Алтай: межнациональные отношения сегодня и завтра

В. Р. Филиппов, Е. И. Филиппова
Реализация проекта строительства Катунской ГЭС вызовет негативные последствия. если будет сопряжена с притоком рабочей силы и.з—за пределов Горпого Алтая.
Читать PDF
463.30 кб

Языковая ситуация в среде коренных малочисленных народов города Горно-Алтайска

Чемчиева Аржана Петровна
Статья посвящена изучению современного состояния миноритарных языков северных алтайцев кумандинцев, тубаларов, челканцев.
Читать PDF
121.30 кб

Особенности эпизоотической и эпидемической активности Горно-Алтайского природного очага чумы в 2012

Корзун В.М., Балахонов С.В., Косилко С.А., Михайлов Е.П., Мищенко А.И., Денисов А.В., Рождественский Е.Н., Чипанин Е.В., Базарова Г.Х., Ярыгина М.Б., Абибулаев Д.Э., Шефер В.В.
Представлены данные, характеризующие эпизоотическую и эпидемическую активность Горно-Алтайского природного очага чумы в 2012 2016 годах.
Читать PDF
358.81 кб

ОЦЕНКА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАКЦИНАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧУМЫ В ГОРНО-АЛТАЙСКОМ ВЫСОКОГОРНО

Корытов Константин Михайлович, Войткова Валентина Владимировна, Дубровина Валентина Ивановна, Носков Алексей Кимович, Мищенко Александр Иванович, Михайлов Евгений Павлович, Балахонов Сергей Владимирович, Щучинов Леонид Васильевич
Актуальность.
Читать PDF
1.56 мб

ЗАБОЛЕВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧУМОЙ В ГОРНО-АЛТАЙСКОМ ВЫСОКОГОРНОМ ПРИРОДНОМ ОЧАГЕ В 2014 Г. СООБЩЕНИЕ 2. ОСО

Кутырев В.В., Попова А.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В., Пакскина Н.Д., Шарова И.Н., Мищенко А.И., Рождественский Е.Н., Базарова Г.Х., Михайлов Е.П., Ерошенко Г.А., Краснов Я.М., Куклева Л.М., Черкасов А.В., Оглодин Е.Г., Куклев В.Е., Одиноков Г.Н., Щербакова С.А., Балахонов С.В., Афанасьев М.В., Витязева С.А., Шестопалов М.Ю., Климов В.Т.
Лабораторную диагностику чумы осуществляли в соответствии с действующими нормативно-методическими документами.