ГОРБУНОВА-КАБЛУКОВА Минна Карловна

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГОРБУНОВА-КАБЛУКОВА Минна Карловна (1840-1931)
деятель профессионального образования, первая русская женщина-статистик, писательница. Организатор женского профессионального образования. С середины 90-х гг. до 1917 возглавляла комиссию по обучению женским ремеслам Московского общества распространения технических знаний при Политехническом музее в Москве.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГОРБУНОВА-КАБЛУКОВА Минна Карловна
21.5(2.6).1840, с. Ниж. Шкафт, ныне Пензенской обл., — 1931], деятель проф. образования, первая рус. женщина-статистик, писательница. Внучка латыш. просветителя Г. Меркела. Получила домашнее образование, сдала экзамен на звание учительницы. С 1860 в Москве, преподавала в ремесл. школах для девушек. С 1873 в течение ряда лет выезжала во Францию и Германию для изучения методов жен. ремесл. образования. Преподавала ремесла в Моск. (Николаевском) ин-те благородных девиц. В 80-х гг. 19 в. по поручению Моск. губ. земской управы изучала жен. промыслы в Моск. губ. В 1880 вела непро-должит. переписку с Ф. Энгельсом по вопросам проф. образования в Англии и России.
В 1887 на свои средства открыла жен. проф. уч-ще, к-рое затем возглавила ее дочь В. Лепешкина (уч-ще В. Лепешкиной). Уч-ще имело общеобразоват. отделение, дававшее знания за 2 кл. гимназии и готовившее девушек для обучения на отделении учительниц рукоделия и воспитательниц маленьких детей, а также проф. курсы для взрослых женщин (кройка и шитье, рукоделие, вязание, домоводство, счетоводство).
Г. — видный организатор жен. проф. образования. Сотрудничала с Пост, комиссией по техн. образованию Рус. техн. об-ва, руководила спец. секцией на 2-м и 3-м съездах рус. деятелей по проф. и техн. образованию. С сер. 90-х гг. до 1917 возглавляла комиссию по обучению жен. ремеслам Моск. об-ва распространения техн. знаний при Политехн. музее в Москве. Стремилась привлечь обществ. и частные средства для создания жен. проф. школ. Активно сотрудничала в журн. «Техническое образование», «Русская мысль», «Земство», «Отечественные записки» и др.
Разрабатывая пед. основы жен. проф. образования, Г. выступала против превращения профшкол в «маленькие фабрички», эксплуатирующие детей. Отстаивала единство теоретич. и практич. подготовки, расширение обучения ремеслам девочек в сел. школах, необходимость подготовки учителей — специалистов по жен. ремеслам. Вместе с тем, разделяя идеи либерального народничества, высказывала опасения, что развитие ремесл. образования в деревне будет вести к отрыву крестьян от земли, разрушению традиц. семейных отношений. Предлагала ограничить проф. обучение женщин-крестьянок лишь сферой кустарных промыслов и с. х-ва.
Соч.: О преподавании ремесел в нач. школе, «Земство», 1881, № 52; Противодействие нищенству, «Рус. мысль», 1885, кн. 8; Об обучении рукоделию в сел. школах Моск. уезда, в кн.: 2 съезд рус. деятелей по тех. и проф. образованию в России, М., 1898; Жен. проф. образование после 2 съезда, М., 1903; К. Маркс, Ф. Энгельс и рев. Россия, М., 1967 [переписка Энгельса с Горбуновой].
Лит.: Кирьянова О., Лондон. Ф. Энгельсу, ПТО, 1985, № 11; О с о в-ский Е. Г., Развитие теории проф.-тех. образования в СССР (1917 — 1940), М., 1980. гл. 1. Е. Г. Осовский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ГОРБУНОВА-КАБЛУКОВА Минна Карловна
(21 мая [2 июня] 1840 г. – 1931 г.) – деятель профессионального образования, первая русская женщина-статистик, писательница.
Внучка латышского просветителя Г. Меркела. Получила домашнее образование, сдала экзамен на звание учительницы. С 1860 г. в Москве преподавала в ремесленных школах для девушек. С 1873 г. в течение ряда лет выезжала во Францию и Германию для изучения методов женского ремесленного образования. Преподавала ремёсла в Московком (Николаевском) институте благородных девиц. В 80-х гг. XIX в. по поручению Московской губернской земской управы изучала женские промыслы в Московской губернии. В 1880 г. вела непродолжительную переписку с Ф. Энгельсом по вопросам профессионального образования в Англии и России. В 1887 г. на свои средства открыла женское профессиональное училище, которое затем возглавила её дочь В. Лепёшкина (училище В. Лепёшкиной). Училище имело общеобразовательное отделение, дававшее знания за 2 класса гимназии и готовившее девушек для обучения на отделении учительниц рукоделия и воспитательниц маленьких детей, а также профессиональные курсы для взрослых женщин (кройка и шитьё, рукоделие, вязание, домоводство, счетоводство).
Горбунова-Каблукова М.К. – видный организатор женского профессионального образования. Сотрудничала с Постоянной комиссией по техническому образованию Русского технического общества, руководила специальной секцией на II и III съездах русских деятелей по профессиональному и техническому образованию. С середины 90-х гг. XIX в. до 1917 г. возглавляла комиссию по обучению женским ремёслам Московского общества распространения технических знаний при Политехническом музее в Москве.
Стремилась привлечь общественные и частные средства для создания женских ремесленных и профессиональных школ. Активно сотрудничала в журналах «Техническое образование», «Русская мысль», «Земство», «Отечественные записки» и др.
Разрабатывая педагогические основы женского профессионального образования, Горбунова-Каблукова М.К. выступала против превращения профшкол в «маленькие фабрички», эксплуатирующие детей. Отстаивала единство теоретической и практической подготовки, расширение обучения ремёслам девочек в сельских школах, необходимость подготовки учителей – специалистов по женским ремёслам. Вместе с тем, разделяя идеи либерального народничества, высказывала опасения, что развитие ремесленного образования в деревне будет вести к отрыву крестьян от земли, разрушению традиционных семейных отношений. Предлагала ограничить профессиональное обучение женщин-крестьянок лишь сферой кустарных промыслов и сельского хозяйства.
Соч.: О преподавании ремесел в начальной школе // Земство. 1881. № 52; Противодействие нищенству // Русская мысль. 1885. Кн. 8; Об обучении рукоделию в сельских школах Московского уезда // II съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. – М., 1898; Женское профессиональное образование после II съезда. – М., 1903; [Переписка Энгельса с Горбуновой] // К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия. – М., 1967.
Лит.: Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917–1940). – М., 1981.
Е.Г. Осовский, О.Б. Кирьянова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.