ГОЛОВИН Николай Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГОЛОВИН Николай Михайлович (1889-1954)
педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1944), заслуженный учитель школы РСФСР (1943). Продолжал и развивал просветительские традиции русских земских педагогов. В Чебаковской школе (Ярославская область), ставшей под руководством Г. (1917-51) образцовой (признана в 1933 лучшей в РСФСР), разработал (совместно с женой Ю.Ф. Головиной) эффективную систему обучения и воспитания сельских школьников, осн. на методике развития познавательной активности каждого ученика. Автор букваря (8 изд., 1937-44), составленного на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГОЛОВИН Николай Михайлович
29.7 (9.8). 1889, с. Александровка Ярославской губ., — 20.11.1954, пос. Чебаково Ярославской обл.], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1944), засл. учитель школы РСФСР (1943). В 1907 при Ярославской губ. гимназии сдал экстерном экзамен на звание учителя нач. школы. В 1908- 1914 учитель в Судиловской церковноприходской школе Ярославской губ. В 1917—51 работал в Чебаковской школе, одновременно в 1937—54 преподавал в Чебаковском пед. уч-ще. Разработал и апробировал (совм. с женой Ю. Ф. Го-ловиной) эффективную систему обучения и воспитания детей в сел. школе, основанную на методике развития познават. активности каждого школьника. Продолжил и развил лучшие просветительские традиции рус. земских педагогов.
В Чебаковской школе, ставшей под руководством Г. образцовой ср. школой (признанной в 1933 лучшей в РСФСР), уч.-воспитат. процесс строился на основе соединения обучения с обществ.-производит, трудом. Большое внимание уделял политехн. образованию, опытниче-ской, исследоват. работе на пришк. участке, худож. творчеству учащихся. Для воспитания гражданственности использовал элементы краеведч. работы. В школе был создан краеведч. музей, регулярно проводились экскурсии, работали многочисл. кружки (художников, затейников и др.). Коллектив школы активно участвовал в преобразовании окружающей социальной среды и стал центром культуры в селе.
Большое значение придавал подготовке и повышению пед. мастерства учителя, методике проведения урока. В 30-е гг. Чебаковскую школу для изучения передового опыта посещали многочисл. делегации учителей. Разработал основанный на звуковом аналитико-синтетич. методе «Букварь» (8 изд. в 1937—44, отнесен к стабильным учебникам).
Соч.: Чебаковская образцовая школа, М. — Л., 1933; Краеведение в школе, М.-Ярославль, 1937 (соавт.); Рус. язык в нач. школе, Ярославль (соавт.); Развитие письменной речи, М., 1940 (соавт.); Записки учителя, Ярославль, 1949; Краеведение в нач. сел. школе, М., 1949; Краеведение в нач. школе, Ярославль, 1950.
Лит.: Н. М. Головин. [Некролог], НШ, 1955, №3; Лысяков П. Н., Нар. учитель [Н. М. Головин], М., 1936; Дзюбинский С., Нар. учитель, М., 1939.
М. В. Богуславский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия