Голодный духГолос совести

ГОЛОС

Найдено 3 определения термина ГОЛОС

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ГОЛОС

1) способность интонировать речь или петь; 2) совокупность звуков, производимых путем модуляции выдыхаемого (или вдыхаемого) воздуха вибрирующими голосовыми складками; 3) акустический феномен, состоящий в том, что звуки, образованные с участием голосовых складок, несут информацию об индивидуальных особенностях говорящего: его физическом и эмоционально-психологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности. В лингвистическом смысле Г. является дифференциальным признаком звуков речи, обеспечивает различение ударных и безударных слогов, материализует интонацию. В психологическом аспекте Г., если расширить это понятие включением в него особенностей произношения (дикции), составляет звуковой облик человека. Г. является важным средством звуковой (аудио) коммуникации, позволяющим устанавливать и поддерживать контакт с адресатом речи. В коммуникативном плане Г. прежде всего обеспечивает слышимость речи на большем или меньшем расстоянии; причем, в отличие от взгляда, Г. не имеет однонаправленности и потому может быть обращен одномоментно ко многим участникам коммуникации. Сверх того, Г., при известных условиях, позволяет расположить к себе собеседника (что особенно важно на начальном этапе речевого общения) и тем самым облегчить взаимопонимание. Г., используемый в профессиональных целях, отличается большей устойчивостью и способностью выдерживать длительную голосовую нагрузку, более широким диапазоном (как высотным, так и динамическим), большей гибкостью и разнообразием тембра. Педагогический голос как разновидность профессионального Г. характеризуется также суггестивностью, полетностью, помехоустойчивостью и адаптивностью (см. педагогический голос). Лит.: Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 1986; Звуковая коммуникация, эхолокация и слух. — Л., 1980; Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М., 1979; Максимов И. Фониатрия. — М., 1987; Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. — Л., 1977; Пави П. Голос //Словарь театра. — М., 1991; Рамишвили Г.С. Автоматическое опознание говорящего по голосу.— М., 1981. А. А. Князьков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ГОЛОС

Высота служит основой классификации певческих голосов.   Необходимо уточнить, что высота служит основой классификации профессиональных певческих голосов. Молодые непоставленные низкие голоса могут казаться очень высокими, но их высокие ноты – бесперспективны в отличие от еще слабых высоких нот молодых высоких голосов.     Голос надо раскричать   Так говорят иногда о детских голосах. Но нет, кричать нельзя, нельзя ранить молодой, может быть, успешный в будущем голос. От центра голос уже должен смягчаться и плавно переходить в головное звучание. Лучше гудеть, но не кричать.   Голос строится от нижнего регистра.   Давно сложился мировой исторический опыт вокальной педагогики: строить голоса от центра, так указывал и М. Глинка, однако иногда педагоги начинают работать даже с высокими голосами с нижнего регистра. В результате, все эти голоса страдают от низкой позиции, тяжело идут вверх. Тем самым искусственно затягивается время на становление и развитие голоса. Для любого голоса самым устойчивым должен быть его центр, центральная октава. Композиторы–вокалисты писали свои произведения с расчетом на спокойное пение на центре голоса. Низкая позиция смещает центр голоса, верхи становятся недостижимыми. М. Гарсия рекомендовал строить голоса с нижнего регистра, но… в произведениях часто построение вокальных фраз идет снизу и на следующем этапе развития голоса необходимо уметь голос строить снизу, ведь в академию к М. Гарсия приходили не начинающие певцы. К тому же Полина Виардо–Гарсия, работая в России, ставила голоса от центра!   Голос строится от верхнего регистра.   Часто молодые: сопрано–спинто, высокие меццо–сопрано и даже контральто звучат как легкие колоратурные сопрано. Если эти голоса строятся от верхнего регистра, то у таких голосов нет центра и, значит, они поют без отдыха. Нижний регистр не глубокий, что сдерживает развитие низких и средних голосов. То же происходит и с мужскими голосами. Так, одному ложному "тенору" – лирическому баритону – педагогом было запрещено "брать дыхание в грудь, чтобы не тяжелить голос", а высокая утомляемость голоса объяснялась мутацией (у женатого мужчины?!). Случается, высокое меццо – сопрано "имитирует" колоратурное сопрано, но такой опыт ведет к раскачиванию и деградации.   Голос Марии Каллас – необъяснимый феномен.   По определению, голос Марии Каллас – драматическое сопрано. Лукино Висконти (итальянский режиссер театра и кино) называл голос Каллас "самым профессиональным". Для каждой партии она формировала подходящий голос и развивала его, исходя из особенностей этой партии. Мария Каллас прошла специфический тренинг голоса, схожий с этюдами скрипача. Тренинг–изучение различных произведений бельканто с точки зрения техники дает возможность быстрого овладения новым материалом, т. к. правильные конструкции мелизмов повторяются. Многие говорили, что М. Каллас обладала тремя голосами, некоторые даже считали это недостатком. Но ведь многослойность голосов очевидна. Это нормально! Говорили: "Джильда – не подходящая роль для Каллас!" Техника подвижного бельканто – это лирическая колоратура и драматическая. Драматическое сопрано может владеть и лирической, и драматической колоратурой. Великая певица могла себе позволить изменить традицию и исполнить партию Джильды густым голосом, тем более что это сделать не трудно.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь ошибок вокальной педагогики

ГОЛОС

совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком посредством голосового аппарата. Служит для выражения мыслей, чувств, ощущений (речь, пение, плач) или же является следствием рефлекторных движений мышц гортани (чихание, кашель), возникающих в результате воздействия на них тех или иных раздражителей.

Голосообразование (фонация) происходит в гортани: струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки (связки), вызывает их колебания, в результате чего формируется звук, к-рый затем усиливается в полостях рта, глотки, носа, придаточных пазухах и приобретает индивидуальную окраску (тембр). В нормальных условиях фонации голосовые складки постоянно находятся под контролем ЦНС. Изменение частоты и амплитуды их колебаний связано с раздражением рецепторов, заложенных в мышцах, складках и суставах гортани, и рецепторов слизистой оболочки.

Г. характеризуется высотой, силой и тембром звучания. Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых складок за 1 сек (их частота варьирует от 80 до 10 000). Сила звука зависит от напора выдыхаемой струи воздуха, сопротивления голосовых складок и амплитуды их колебания; определяется в децибелах. Тембр Г. создается присоединением к осн. тону издаваемого звука добавочных тонов — обертонов, кол-во и сила звучания к-рых зависят от строения гортани и резонаторных полостей. Сочетание обертонов придает Г. индивидуальный тембр.

В зависимости от механизмов фонации, а также от способов и целей использования выделяют разговорный Г., певческий Г., шепот и др. наиб. значение имеют разговорный и певческий Г. Развитие этих видов Г. проходит неск. стадий.

У новорожденных и грудных детей Г. является выражением одного из безусловных рефлексов. Издаваемые новорожденными звуки различаются по силе, но не по высоте (как правило, ля 1-й октавы). Однако тембр их неодинаков и уже на 2—3-й день жизни ребенка не только мать, но и окружающие узнают голоса детей. На 3-м мес жизни речевой аппарат ребенка способен издавать целый комплекс звуков, т. н. дет. лепет. Для детей раннего возраста (1—3 года) характерно заметное развитие разговорного Г. на основе быстрого развития речи. Но их Г. еще отличается пронзительностью, узостью диапазона по высоте (фа-ля 1-й октавы), слабой степенью регуляции силы звука, поэтому дети в этом возрасте иногда говорят только громко или, наоборот, только тихо. В разговорном Г. детей дошк. и шк. возраста диапазон используемых звуков становится шире как по высоте, так и по силе. Совершенствуется дикция, появляются возможности использования спец. приемов для придания Г. большей выразительности, четкости, ясности произношения.

В возрасте от 11 до 19 лет начинается период мутации Г. продолжительностью от 1 мес до 5 лет, причем у девочек он наступает на полгода — год раньше, чем у мальчиков, и протекает менее заметно. Особенности фонации мутац. периода связаны с необычно быстрым ростом гортани (у мальчиков за этот период гортань увеличивается более чем в l1/? раза, а у девочек — на Vs). Период мутации завершается полной заменой дет. Г. взрослым. К концу шк. возраста оформляется тембр Г. Однако иногда Г. остается детским и у взрослого мужчины (т. н. евнухоидный Г.), в этом случае требуются соответствующее лечение и спец. упражнения.

Разговорный Г. взрослых отличается широким диапазоном как по высоте (4- 5 тонов), так и по силе звучания. Тональность обычной разговорной речи меняется в пределах 85—200 гц у мужчин и 160- 340 гц у женщин. Разговорный Г., используемый в проф. целях, напр. Г. педагога, пропагандиста, прокурора, артиста, может быть выделен как спец. вид разговорного голоса взрослых.

По мере старения организма разговорный Г. подвергается более или менее заметным изменениям: сужается диапазон, уменьшается сила, изменяется тембр, усиливается вибрация, к-рая постепенно превращается в тремолирование (дребезжащий старческий Г.). Начало возрастной деградации Г. индивидуально (обычно 50—70 лет).

К необычным видам Г. относятся шепот, псевдоголос и чревовещание. Шепот, или безголосая речь, отличается от разговорной речи тем, что гласные и согласные фонемы формируются артикуляц. аппаратом, а голосовые складки остаются спокойными. Псевдоголос вырабатывается спец. упражнениями у людей, перенесших операцию удаления гортани. Чревовещание — способность говорить не шевеля губами, вследствие чего создается впечатление, что слова исходят от др. лица. Певческий Г. отличается от разговорного богатством обертонов и полнотой звучания.

Если органы, принимающие участие в образовании Г., здоровы, то он звучит легко и свободно. Изменение Г. может произойти при его перенапряжении, неправильной технике голосоподачи, хронич. тонзиллитах, ларингитах, трахеитах, при патологич. мутации Г., расстройствах ЦНС и др. функциональных нарушениях. Длит. функциональные нарушения Г. приводят к органич. изменениям в гортани. Органич. нарушения Г. также обусловлены патологич. изменениями в тканях гортани, в твердом и мягком небе. При нарушениях анатомо-физиол. условий фонации Г. приобретает носовой оттенок. При снижении слуха (при врожденной или рано приобретенной глухоте и ту-гоухости) из-за отсутствия акустич. контроля изменяются высота, сила и тембр Г. Для устранения нарушений Г. необходим комплекс медикаментозных, фониатрич. и логопедич. мероприятий.

Лит.: Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозова В. П., Руководство по фониатрии, Л., 1970; [Лаврова Е. В.], Фонопедич. терапия при парезах и параличах гортани, М., 1977; Таптапова С. Л., Коррекционно-логопедич. работа при нарушениях голоса, М., 1984.

В. Г. Ермолаев, Г. В. Чиркина.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ГОЛОС — 0

Найдено научныех статей по теме ГОЛОС — 0

Найдено книг по теме ГОЛОС — 0

Найдено презентаций по теме ГОЛОС — 0

Найдено рефератов по теме ГОЛОС — 0