ГОЛОС

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Голос
учителя – средство педагогического общения, необходимый и основной элемент техники речи, характеризующийся: тембром (окраска голоса); силой (качество, громкость); полетностью (изменением направленности за счет привлечения артикуляционного аппарата); гибкостью, подвижностью (быстротой изменения силы и высоты голоса).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Голос
звуковая передача животными информации на частоте 20 Гц – 200 кГц. Различают инструментальный Г. – механические, непроизвольно возникающие звуки (напр., от трения конечностей о крыло у саранчи) и дыхательный Г., осуществляемый при преобразовании части дыхательной системы в специальный звуковой аппарат (у птиц, у млекопитающих, особенно у человека).

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ГОЛОС
определяется В.И. Далем как звук или зык, исходящий из гортани человека или животного. Голос человека — это звуки, издаваемые человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. С естественнонаучной точки зрения голос — это вибрирующий воздух, звуковые волны, исходящие из голосовых связок человека. В философии отмечается сопричастность голоса (звука) и идеальности. Ж. Деррида характеризовал голос как сознание. Голос — позыв, призыв, посыл души. Голос — средство выражения внутреннего состояния человека. Интонация голоса выражает радость и страдание, надежду и разочарование, правду и ложь. За счет чего получается звук? За счет напряжения и самовыражения всех внутренних и внешних органов человека. Здесь и участие сознательного и бессознательного состояния человека. Вспомогательные средства для голоса — весь человек (существует выражение «всеми фибрами...»). Без воздуха в лёгких не может быть звуков голоса. Голос имеет неповторимые оттенки, структуру, он отличается от искусственных звуков. Литература: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2002; Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. - СПб, 1999; Гегель. Лекции по эстетике. - СПб, 2001. В.М. Чернецова

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

ГОЛОС
1) способность интонировать речь или петь; 2) совокупность звуков, производимых путем модуляции выдыхаемого (или вдыхаемого) воздуха вибрирующими голосовыми складками; 3) акустический феномен, состоящий в том, что звуки, образованные с участием голосовых складок, несут информацию об индивидуальных особенностях говорящего: его физическом и эмоционально-психологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности. В лингвистическом смысле Г. является дифференциальным признаком звуков речи, обеспечивает различение ударных и безударных слогов, материализует интонацию. В психологическом аспекте Г., если расширить это понятие включением в него особенностей произношения (дикции), составляет звуковой облик человека. Г. является важным средством звуковой (аудио) коммуникации, позволяющим устанавливать и поддерживать контакт с адресатом речи. В коммуникативном плане Г. прежде всего обеспечивает слышимость речи на большем или меньшем расстоянии; причем, в отличие от взгляда, Г. не имеет однонаправленности и потому может быть обращен одномоментно ко многим участникам коммуникации. Сверх того, Г., при известных условиях, позволяет расположить к себе собеседника (что особенно важно на начальном этапе речевого общения) и тем самым облегчить взаимопонимание. Г., используемый в профессиональных целях, отличается большей устойчивостью и способностью выдерживать длительную голосовую нагрузку, более широким диапазоном (как высотным, так и динамическим), большей гибкостью и разнообразием тембра. Педагогический голос как разновидность профессионального Г. характеризуется также суггестивностью, полетностью, помехоустойчивостью и адаптивностью (см. педагогический голос). Лит.: Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 1986; Звуковая коммуникация, эхолокация и слух. — Л., 1980; Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М., 1979; Максимов И. Фониатрия. — М., 1987; Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. — Л., 1977; Пави П. Голос //Словарь театра. — М., 1991; Рамишвили Г.С. Автоматическое опознание говорящего по голосу.— М., 1981. А. А. Князьков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ГОЛОС
Высота служит основой классификации певческих голосов. Необходимо уточнить, что высота служит основой классификации профессиональных певческих голосов. Молодые непоставленные низкие голоса могут казаться очень высокими, но их высокие ноты – бесперспективны в отличие от еще слабых высоких нот молодых высоких голосов. Голос надо раскричать Так говорят иногда о детских голосах. Но нет, кричать нельзя, нельзя ранить молодой, может быть, успешный в будущем голос. От центра голос уже должен смягчаться и плавно переходить в головное звучание. Лучше гудеть, но не кричать. Голос строится от нижнего регистра. Давно сложился мировой исторический опыт вокальной педагогики: строить голоса от центра, так указывал и М. Глинка, однако иногда педагоги начинают работать даже с высокими голосами с нижнего регистра. В результате, все эти голоса страдают от низкой позиции, тяжело идут вверх. Тем самым искусственно затягивается время на становление и развитие голоса. Для любого голоса самым устойчивым должен быть его центр, центральная октава. Композиторы–вокалисты писали свои произведения с расчетом на спокойное пение на центре голоса. Низкая позиция смещает центр голоса, верхи становятся недостижимыми. М. Гарсия рекомендовал строить голоса с нижнего регистра, но… в произведениях часто построение вокальных фраз идет снизу и на следующем этапе развития голоса необходимо уметь голос строить снизу, ведь в академию к М. Гарсия приходили не начинающие певцы. К тому же Полина Виардо–Гарсия, работая в России, ставила голоса от центра! Голос строится от верхнего регистра. Часто молодые: сопрано–спинто, высокие меццо–сопрано и даже контральто звучат как легкие колоратурные сопрано. Если эти голоса строятся от верхнего регистра, то у таких голосов нет центра и, значит, они поют без отдыха. Нижний регистр не глубокий, что сдерживает развитие низких и средних голосов. То же происходит и с мужскими голосами. Так, одному ложному "тенору" – лирическому баритону – педагогом было запрещено "брать дыхание в грудь, чтобы не тяжелить голос", а высокая утомляемость голоса объяснялась мутацией (у женатого мужчины?!). Случается, высокое меццо – сопрано "имитирует" колоратурное сопрано, но такой опыт ведет к раскачиванию и деградации. Голос Марии Каллас – необъяснимый феномен. По определению, голос Марии Каллас – драматическое сопрано. Лукино Висконти (итальянский режиссер театра и кино) называл голос Каллас "самым профессиональным". Для каждой партии она формировала подходящий голос и развивала его, исходя из особенностей этой партии. Мария Каллас прошла специфический тренинг голоса, схожий с этюдами скрипача. Тренинг–изучение различных произведений бельканто с точки зрения техники дает возможность быстрого овладения новым материалом, т. к. правильные конструкции мелизмов повторяются. Многие говорили, что М. Каллас обладала тремя голосами, некоторые даже считали это недостатком. Но ведь многослойность голосов очевидна. Это нормально! Говорили: "Джильда – не подходящая роль для Каллас!" Техника подвижного бельканто – это лирическая колоратура и драматическая. Драматическое сопрано может владеть и лирической, и драматической колоратурой. Великая певица могла себе позволить изменить традицию и исполнить партию Джильды густым голосом, тем более что это сделать не трудно.

Источник: Словарь ошибок вокальной педагогики

ГОЛОС
совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком посредством голосового аппарата. Служит для выражения мыслей, чувств, ощущений (речь, пение, плач) или же является следствием рефлекторных движений мышц гортани (чихание, кашель), возникающих в результате воздействия на них тех или иных раздражителей.
Голосообразование (фонация) происходит в гортани: струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки (связки), вызывает их колебания, в результате чего формируется звук, к-рый затем усиливается в полостях рта, глотки, носа, придаточных пазухах и приобретает индивидуальную окраску (тембр). В нормальных условиях фонации голосовые складки постоянно находятся под контролем ЦНС. Изменение частоты и амплитуды их колебаний связано с раздражением рецепторов, заложенных в мышцах, складках и суставах гортани, и рецепторов слизистой оболочки.
Г. характеризуется высотой, силой и тембром звучания. Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых складок за 1 сек (их частота варьирует от 80 до 10 000). Сила звука зависит от напора выдыхаемой струи воздуха, сопротивления голосовых складок и амплитуды их колебания; определяется в децибелах. Тембр Г. создается присоединением к осн. тону издаваемого звука добавочных тонов — обертонов, кол-во и сила звучания к-рых зависят от строения гортани и резонаторных полостей. Сочетание обертонов придает Г. индивидуальный тембр.
В зависимости от механизмов фонации, а также от способов и целей использования выделяют разговорный Г., певческий Г., шепот и др. наиб. значение имеют разговорный и певческий Г. Развитие этих видов Г. проходит неск. стадий.
У новорожденных и грудных детей Г. является выражением одного из безусловных рефлексов. Издаваемые новорожденными звуки различаются по силе, но не по высоте (как правило, ля 1-й октавы). Однако тембр их неодинаков и уже на 2—3-й день жизни ребенка не только мать, но и окружающие узнают голоса детей. На 3-м мес жизни речевой аппарат ребенка способен издавать целый комплекс звуков, т. н. дет. лепет. Для детей раннего возраста (1—3 года) характерно заметное развитие разговорного Г. на основе быстрого развития речи. Но их Г. еще отличается пронзительностью, узостью диапазона по высоте (фа-ля 1-й октавы), слабой степенью регуляции силы звука, поэтому дети в этом возрасте иногда говорят только громко или, наоборот, только тихо. В разговорном Г. детей дошк. и шк. возраста диапазон используемых звуков становится шире как по высоте, так и по силе. Совершенствуется дикция, появляются возможности использования спец. приемов для придания Г. большей выразительности, четкости, ясности произношения.
В возрасте от 11 до 19 лет начинается период мутации Г. продолжительностью от 1 мес до 5 лет, причем у девочек он наступает на полгода — год раньше, чем у мальчиков, и протекает менее заметно. Особенности фонации мутац. периода связаны с необычно быстрым ростом гортани (у мальчиков за этот период гортань увеличивается более чем в l1/? раза, а у девочек — на Vs). Период мутации завершается полной заменой дет. Г. взрослым. К концу шк. возраста оформляется тембр Г. Однако иногда Г. остается детским и у взрослого мужчины (т. н. евнухоидный Г.), в этом случае требуются соответствующее лечение и спец. упражнения.
Разговорный Г. взрослых отличается широким диапазоном как по высоте (4- 5 тонов), так и по силе звучания. Тональность обычной разговорной речи меняется в пределах 85—200 гц у мужчин и 160- 340 гц у женщин. Разговорный Г., используемый в проф. целях, напр. Г. педагога, пропагандиста, прокурора, артиста, может быть выделен как спец. вид разговорного голоса взрослых.
По мере старения организма разговорный Г. подвергается более или менее заметным изменениям: сужается диапазон, уменьшается сила, изменяется тембр, усиливается вибрация, к-рая постепенно превращается в тремолирование (дребезжащий старческий Г.). Начало возрастной деградации Г. индивидуально (обычно 50—70 лет).
К необычным видам Г. относятся шепот, псевдоголос и чревовещание. Шепот, или безголосая речь, отличается от разговорной речи тем, что гласные и согласные фонемы формируются артикуляц. аппаратом, а голосовые складки остаются спокойными. Псевдоголос вырабатывается спец. упражнениями у людей, перенесших операцию удаления гортани. Чревовещание — способность говорить не шевеля губами, вследствие чего создается впечатление, что слова исходят от др. лица. Певческий Г. отличается от разговорного богатством обертонов и полнотой звучания.
Если органы, принимающие участие в образовании Г., здоровы, то он звучит легко и свободно. Изменение Г. может произойти при его перенапряжении, неправильной технике голосоподачи, хронич. тонзиллитах, ларингитах, трахеитах, при патологич. мутации Г., расстройствах ЦНС и др. функциональных нарушениях. Длит. функциональные нарушения Г. приводят к органич. изменениям в гортани. Органич. нарушения Г. также обусловлены патологич. изменениями в тканях гортани, в твердом и мягком небе. При нарушениях анатомо-физиол. условий фонации Г. приобретает носовой оттенок. При снижении слуха (при врожденной или рано приобретенной глухоте и ту-гоухости) из-за отсутствия акустич. контроля изменяются высота, сила и тембр Г. Для устранения нарушений Г. необходим комплекс медикаментозных, фониатрич. и логопедич. мероприятий.
Лит.: Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозова В. П., Руководство по фониатрии, Л., 1970; [Лаврова Е. В.], Фонопедич. терапия при парезах и параличах гортани, М., 1977; Таптапова С. Л., Коррекционно-логопедич. работа при нарушениях голоса, М., 1984.
В. Г. Ермолаев, Г. В. Чиркина.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
148.47 кб

Голос и речь учителя важнейший элемент профессионального мастерства

Чернов Даниил Евгеньевич, Чернова Людмила Владимировна
Рассматривается проблема постановки голоса у студентов педагогического вуза будущих учителей музыки, а также других предметов. Дается характеристика качеств звучания голоса, указываются причины нарушения звучания.
Читать PDF
150.13 кб

Голос сердца

Панеш Саида
Читать PDF
268.78 кб

Семантический резонанс у учащихся на голос учителя

Ивановская Ольга Геннадиевна
Голос учителя является одним из средств, которые позволяют педагогу и ученикам достичь взаимопонимания.
Читать PDF
448.87 кб

Детский голос: принципы и методы развития

Платонова Марина Львовна
В статье представлены различные уровни интерпретации понятия «голос»; дана характеристика особенностей развития детского голоса; определены факторы, влияющие на его развитие, и принципы, лежащие в основе работы по развитию детског
Читать PDF
1.03 мб

Голос как профессиональный инструмент в деятельности учителя физической культуры

Иванова Л.Ю., Иванов О.Н.
В статье говорится о том, что управляя голосом, человек управляет впечатлением, которое производит на окружающих.
Читать PDF
1.32 мб

Реализация проекта «Голос немых»

Жаркова А.С.
Данная статья рассматривает проблему общения людей, лишенных слуха. Общение это одна из важнейших естественных потребностей.
Читать PDF
1.10 мб

О конкурсе «Голос. Дети» педагогические размышления с отступлениями и комментариями

Алиев Юлий Багирович
В статье анализируются ценностные и смысловые аспекты конкурса «Голос. Дети», комментируются его задачи, достижения и недостатки.

Похожие термины:

  • ДЕТСКИЙ ГОЛОС

    Голос новорожденных и грудных детей. Является выражением одного из врожденных рефлексов человека, вызываемых воздействием на организм самых разнообразных раздражителей, исходящих как из внутре
  • ГОЛОВНОЙ ГОЛОС

    Головной голос – фальцет, способ формирования высоких звуков. Фальцетом называют верхний регистр мужского певческого голоса. Фальцетом в педагогической практике принято считать "срыв" качествен
  • ЛИРИЧЕСКИЙ ГОЛОС

    Лирический голос определяют по исполнению лирического репертуара. Это голос менее сильный, чем драматический. Это так и не так. Певческий аппарат драматического голоса, конечно, сильнее лирическо
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОЛОС

    профессионально сформированный голос, в полной мере обеспечивающий звуковую сторону педагогического общения. Комплексная характеристика П. г., включающая такие параметры, как потенциально высок
  • Голос совести

    голос внутреннего состояния человека, обвиняющий его в безнравственности. Всегда правдив, категоричен и неподкупен. В случае недостаточного осуществления судебной функции этот голос может выраж
  • ГОЛОС БЕЗЗВУЧНЫЙ

    тихая, близкая к шепоту речь с сохранной артикуляцией; симптом выраженной депрессии.
  • Внутренний голос

    так образно называют «голос совести», присутствующий внутри человека, смутно им ощущаемый как оценка своих слов, действий и чувств по критерию нравственности. «Внутренний голос» – это и предчувс
  • ЖЕНСКИЙ ГОЛОС

    У женских голосов центральный регистр изначально смешанный. Изначально, с юного возраста, женский голос проявляется чаще как легкое сопрано и реже как густой голос на центре, так же как мужской мо
  • ГОЛОС БУБНЯЩИЙ

    дисфоническое расстройство, когда голос звучит как у подавившегося, человек говорит, словно пережевывает звуки. Причина - западение корня языка кзади, в результате чего уменьшается проход воздушн
  • ГОЛОС ДРОЖАЩИЙ

    дисфоническое расстройство, при котором из-за недостаточного тонуса дыхательных мышц происходят крупные качания голоса во время речевого акта, или вследствие спазма голосовых мышц - мелкое дрожа
  • ГОЛОС ФАРИНГИАЛЬНЫЙ

    (греч. pharynx - глотка) - «квакающий» звук, образующийся от смыкания нёба с задней стенкой глотки и утрированной артикуляции.
  • ГОЛОС ЛОЖНОСВЯЗОЧНЫЙ

    заместительный вид голоса, образованный вибрацией ложных голосовых связок (складок) вместо удаленных, истинных голосовых связок (складок). При этом получается квакающий, монотонней, грубый хриплы
  • ГОЛОС МОНОТОННЫЙ

    однозвучный, однотонный, лишенный модуляции Г. из-за слабого мышечного тонуса, не обеспечивающего достаточной экскурсии дыхания или вследствие боязни говорить (у истериков, заикающихся и т.п.).
  • ГОЛОС НЕУСТОЙЧИВЫЙ

    дисфоническое расстройство, при котором Г. звучит толчками то сильно, то слабо по причине или слабого тонуса связок, или неравномерного напора воздуха.
  • ГОЛОС ОТКАШЛИВАЮЩИЙСЯ

    Г. вследствие расстройства ритмичности вибрации голосовых связок. При этом состоянии больше слышны шумы, чем голос.
  • ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ

    голос при пении, характеризующийся особым произвольным дыханием с быстрым бесшумным ротовым вдохом и замедленным выдохом, а также большим, чем при обычной разговорной речи объемом вдыхаемого воз
  • ГОЛОС РАСЩЕПЛЕННЫЙ

    дисфоническое нарушение, характеризующееся одновременным двойным и даже тройным звучанием Г. (один тон ниже, другой выше).
  • ГОЛОС СИПЛЫЙ

    дисфоническое нарушение Г., обусловленное неполным, неплотным смыканием голосовой щели (при отеке голосовых связок, скоплении слизи, отеке гортани), в результате чего происходит прорыв так называ
  • ГОЛОС СОСКАКИВАЮЩИЙ

    Г., соскакивающий при разговоре из грудного в фальцет по причине нарушения дыхания из-за неправильной работы мышц-антагонистов грудной клетки.
  • ГОЛОС ТРЕСКУЧИЙ

    Г., обусловленный сокращенным звучанием гласных и утрировкой согласных звуков, часто наблюдается у заикающихся и глухих.