ГОББС ТОМАС

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГОББС ТОМАС (1588-1679)
английский философ. Продолжая в философии линию Ф. Бэкона, создал законченную систему механистического материализма. В учении о познании пытался соединить эмпирико-сенсуалистический (аналитический) и дедуктивно-рационалистический (синтетический) методы. Считал основой познавательной деятельности ощущения, выявил способность сознания соединять и сопоставлять полученные ощущения и создавать на этой основе сложные идеи и образы. Осн. орудием познания признавал язык, который выступает и как средство передачи мыслей и знаний в процессе обучения. Идеи Г. об ассоциативных связях в мышлении и учение о языке оказали существенное влияние на ассоциативную психологию и на педагогическую мысль нового времени. Обучение представлял как процесс, направленный на то, чтобы вызвать в других людях те же представления, которые имеет учитель.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГОББС Томас
5.4.1588, Малмсбери, — 4.12.1679, Хардуик), англ. философ. Продолжая в философии линию Ф. Бэкона, Г. создал законченную систему механистич. материализма, соответствовавшую уровню развития естеств. наук его времени. В учении о познании пытался соединить 2 метода — эмпирико-сенсу-алистический (аналитический) и дедуктивно-рационалистический (синтетический). Считая основой познават. деятельности человека- ощущения, выявил способность сознания соединять и сопоставлять полученные ощущения и создавать на этой основе сложные идеи и образы. Согласно Г., основным, если не единственным, орудием познания, мыслительной деятельности является язык, к-рый выступает и как средство передачи мыслей и знаний в процессе обучения. Идеи Г. об ассоциативных связях в мышлении и учение о языке оказали существенное влияние на ассоциативную психологию и на пед. мысль нового времени. Обучение представлял как процесс, направленный на то, чтобы вызвать в др. людях те же представления, к-рые имеет учитель. Особую роль он отводил определениям (дефинициям) понятий: обучение философии, напр., начинается, по Г., именно с определений, вследствие чего весь дальнейший процесс приобретения знаний осуществляется путем синтеза понятий.
Собственно пед. идеи Г. служат логич. дополнением его учения о гражд. обязанностях, вытекающих из обществ. договора и морального долга индивида. Образование и воспитание должны быть подчинены интересам гос-ва, выступающего у Г. в качестве абсолютного суверена и гаранта всеобщего мира и безопасности граждан. Исходной посылкой пед. идей Г. является признание изначального равенства всех людей в отношении физич. и умственных способностей и убеждение, что различия между ними в Значит. мере объясняются особенностями жизненного опыта или воспитания. Природная любознательность людей и овладение верным науч. методом позволяют им (независимо от социального статуса) достичь состояния свободы, к-рая характеризуется Г. как способность к «добровольному», соз-нат. действию, учитывающему характер влияния внеш. среды. В процессе воспитания и образования должны преподаваться «истинные и добрые учения», а рекомендуемые учащимся книги содержать «здравые, чистые и полезные идеи». Огромную роль в процессе воспитания и образования Г. отводил авторитету родителей, учителей и воспитателей, к-рым надлежит вести себя в присутствии своих воспитанников в соответствии с правилами «добродетели» и «справедливости», поскольку, по мнению Г., юношеский характер легче склоняется к плохому под влиянием примера, чем к доброму под влиянием учения. Сторонник реального образования, основанного на усвоении достижений науки и тесно связанного с нуждами практич. жизни. Особое место в процессе обучения отводил геометрии и механике, к-рые рассматривал как идеальные модели науч. мышления.
Соч.: Opera philosophica, quae latine scripsit, v. 1—5, L., 1839—45; The English works, v. l —11, L., 1839—45; в рус. пер. — Сочинения, т. 1 — 2, М., 1989—91.
Лит.: Мееровский В. Б., Гоббс, М., 1975; P o l i n R., Politique et Philosophie chez Thomas Hobbes, P., 1952; Peters R., Hobbes, [L., 1956]; H i n n a n t Ch. H., Thomas Hobbes: a reference guide, Boston (Mass.), 1980. B. M. Карев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
1.25 мб

Актуальность философии Томаса Гоббса

Филиппов Александр Фридрихович
Критически проанализировав основные подходы к интерпретации взглядов Гоббса, А.В.Филиппов предлагает собственный ключ к пониманию его политико-философских построений.
Читать PDF
1.13 мб

Актуальность философии Томаса Гоббса (II часть)

Филиппов Александр Фридрихович
За последние 100-150 лет не только не утвердилось единого понимания Гоббса, но и сформировалась устойчивая тенденция к постоянному переосмыслению его учения. Эта тенденция в настоящее время лишь усиливается. По мнению А.
Читать PDF
27.25 мб

Политическая теология в «Левиафане» Томаса Гоббса

Тимофей Дмитриев
Эволюция политической мысли Томаса Гоббса в 1630–1640-е гг. отмечена заметным интересом к отношениям между политикой и религией, государством и церковью.
Читать PDF
149.28 кб

Статус языка в политической философии Томаса Гоббса

Плешков Алексей
Представления Томаса Гоббса о языке не могут быть сведены к «школьным» формулам номинализма и конвенционализма.
Читать PDF
15.28 мб

От схоластики к механицизму: теория зрительного восприятия Томаса Гоббса

Афанасьев Антон Николаевич
В данной статье предпринимается попытка проследить источники представлений Т.
Читать PDF
190.34 кб

Развитие идеи гражданского общества во взглядах Томаса Гоббса на право и государство

Соляник К. В.
Читать PDF
401.32 кб

Антропологическая парадигма национальной безопасности в философской системе Томаса Гоббса

Павлович Олег Вячеславович
В процессе государственного строительства актуализируется значение понятия националь. ной безопасности. Именно она, с точки зрения Т. Гоббса, является первопричиной возникнове. ния государства.
Читать PDF
787.30 кб

Безопасность народа и государства как главная политическая ценность в учении Томаса Гоббса

Зотова Л. В.
Томас Гоббс (1588-1679) был первым писателем Нового времени, который из чистых начал естественного права развил полное и систематическое учение о государстве (Чичерин, 1999, с. 165).
Читать PDF
175.99 кб

Юридические метафоры, в которых жила философия (статья первая) Томас Гоббс и Левиафан тотальной влас

Огурцов Александр Павлович
В статье анализируется политическая философия Т.Гоббса, его представления об абсолютной власти суверена, его различение естественного и гражданского состояний общества, его трактовка преступлений и наказаний.