ГИПЕРТЕКСТ
(англ. hypertext) – документ, содержащий ссылки на блоки текста внутри самого документа или на другие документы.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Гипертекст
hyper text) – специальная организация компьютерных, интернетных медиатекстов, позволяющая при нажатии курсора на определенные слова или аудиовизуальные объекты мгновенно переходить на присоединенные к ним ссылки и родственные тексты или объекты.
Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности
ГИПЕРТЕКСТ
Hypertext текст, имеющий ссылки на другие тексты и возможносш доступа к ним. Это позволяет возвращаться назад или идти вперед по тексту, переходить от одного документа к другому. Широко используется при создании различного рода электронных учебников, методических рекомендаций, справочных материалов.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Гипертекст
текст, содержащий ссылки на другие тексты. Нелинейная форма организации информации в гипертексте означает, что массив информации разделен по смыслу на самостоятельные фрагменты, фрагменты связаны между собой с помощью ссылок. Гипертекст позволяет пользователю самому выбирать порядок и глубину изучения массива информации.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ГИПЕРТЕКСТ
информация, в которой можно «раскрыть» определенным образом выделенное слово, т.е. получить дополнительную информацию, воспринимая данное слово как ссылку на другой документ (текст, файл, рисунок и т.д.). Принцип построения текста в словарях, энциклопедиях. На web-страницах сети Интернет поиск информации осуществляется по цепочке связанных слов (ссылок), независимо от ключевого слова.
Лит.: Кент П. Интернет. – М., 1996; Компьютерные коммуникации – школе. – М., 1995.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Гипертекст
буквально сверхтекст (от греч. hyper — над, сверх, по ту сторону), отличающийся от обычного текста многомерностью. Отличительная черта Г. — наличие особых связок, гиперссылок, каждая из которых представляет собой альтернативный путь, уводящий читателя в определенном направлении. Весь спектр возможностей Г. позволяет раскрыть именно компьютер, поскольку здесь, для того чтобы осуществить выбор направления, достаточно просто щелкнуть мышкой по тому элементу (тексту, рисунку, анимации), который является гиперссылкой. Гипертекстовая технология лежит в основе построения Всемирной Паутины (см. Интернет), электронных словарей и энциклопедий, различных информационных систем (например, справочных систем юридического профиля). Независимо от сферы применения, Г. всегда характеризует возможность быстрого поиска информации путем прямого выбора.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Гипертекст (Hyper-Text)
технология обработки информации, обладающая методом организации данных, который характерен следующим: в иерархическую базу данных помещены участки обычного текста (объекты) с возможными иллюстрациями; между объектами установлены именованные связи, которые являются указателями; на экране дисплея помещается участок текста, в котором объекту соответствует визуальная пометка, которой могут служить специально выделенные в тексте слова и окна, содержащие всю или часть информации о данном объекте; эта информация, в свою очередь, может содержать текст, в котором имеются слова, относящиеся к тем или иным объектам, и указатели на другие объекты и (или) соответствующие окна. Гипертекст появился в начале 60-х гг. ХХ в. и описывал систему, позволяющую получить доступ к любым зафиксированным в системе текстовым данным. При этом в таких системах имелась возможность создания собственной взаимосвязи между различными частями данных. Большие системы гипертекста содержат до 1600 объектов и до 3500 связей между ними. Распространение этого подхода с текстовых данных на доступные ныне в ПЭВМ другие виды данных – графические, звуковые, видео и т.п. – определяет современное представление системы
Источник: Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
ГИПЕРТЕКСТ
(от англ. hypertext). Особый способ представления, организации текста. Г. позволяет легко сочетать различные виды информации – обычный текст, рисунок, звук, изображение. Организация текстовых форм, способных представлять нелинейную связь и структуру идей в противоположность линейной структуре письменного текста или устной речи. Особая форма организации и структурирования письменного текста, связанная с выделением частей текста курсивом, изменением размера шрифта, заключением части текста в скобки, подчеркиванием, использованием сносок, ссылок, а также сопровождением текста библиографией (постраничной и конечной), перечнем источников информации по данной теме. Наряду с перечисленными традиционными способами организации информации в пределах текста, Г. как способ оформления текста получил широкое распространение при создании компьютерных материалов. Разработка гипертекстовых систем в сфере обучения начата в 80-е гг. и в настоящее время термин Г. применяют к разным объектам: а) как особый метод построения информационных систем, обеспечивающий доступ к данным с сохранением логических связей между ними; б) как определенная система представления текстовой и мультимедийной (см. мультимедиа) информации в виде сети связанных между собой текстовых, графических, звуковых и др. файлов; в) как особый универсальный интерфейс, отличительной чертой которого является его интерактивность (см. интерактивный) и предрасположенность к пользователю. В настоящее время Г. как принцип интерактивной обучающей среды получил наибольшее распространение при создании компьютерных учебных курсов по языку.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ГИПЕРТЕКСТ
(англ. hypertext, букв, сверхтекст) — текст, в котором имеются связи с текстами, созданными до него или параллельно с ним, а также отсылки к этим текстам. Термин введён в научный оборот Тедом Нельсоном в 1965 году для обозначения «текста ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Обычно Г. — это набор текстов, между которыми существуют взаимные отсылки, позволяющие выбирать необходимую для ознакомления информацию или определять последовательность чтения. Общеизвестным и ярко выраженным примером Г. служат веб-страницы — документы HTML (язык разметки Г.), размещённые в сети Интернет. В более широком понимании термина Г. является любая повесть, словарь или энциклопедия, где встречаются отсылки к другим частям данного текста.
Г. является принципом организации информационно-поисковых массивов, при котором отдельные информационные элементы (в т.ч. документографические, фактографические, полнотекстовые, графические) связаны между собой ассоциативными отношениями, обеспечивающими быстрый поиск необходимой информации и/или просмотр данных, взаимосвязанных указанными отношениями.
«Термин "гипертекст" употребляется настолько широко, что им обозначают, с одной стороны, весь массив текстовой информации, хранящейся в электронном виде, или, другими словами, "вселенную электронных документов", а с другой стороны, любой письменный текст нелинейного характера» [Рязанцева 2010: 22]. Автор Г. может устанавливать многоуровневые связи между линейными отрезками текста, создавать различные пути ознакомления и восприятия довольно объёмного материала, делать аннотации текстов, отсылать читателя к цитируемым источникам либо к реферируемым текстам.
«Что касается читателя-пользователя, то он получает доступ к упорядоченному многоуровневому иерархически организованному корпусу текстов, который даёт ему возможность свободы в выборе своей собственной последовательности освоения материала» [Рязанцева 2010: 30].
В литературоведении Г. — это форма организации материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты. Гипертекстовость (гиперлитература) используется для создания эффекта игры, свойственного постмодернизму: количество значений изначального текста расширяется, благодаря читательскому формированию сюжетной линии. Примеры литературных произведений, характеризуемых гипертекстовостью: роман-лексикон «Хазарский словарь» Милорада Павича, философская повесть «Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского, роман Джонатана Сафрана Фоера «Дерево кодов» и нек. др.
Гипертекстовость свойственна и современной публицистике, в частности, существующей в интернет-среде. В таком случае текст содержит отсылки к предыдущим текстам по данной теме, к материалам того же автора, к справочным источникам и т.п.
Лит.: Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика». М., 2005; Купер И.Р. Гипертекст как способ коммуникации // Социологический журнал. 2000. № 1-2; Рязанцева Т.И. Гипертекст и электронная коммуникация. М., 2010; Старичёнок В.Д. Большой лингвистический словарь. Ростов н/Д., 2008.
А.В. Щербаков
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.