ГИБКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГИБКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
быстрое, оперативное приспособление, адаптация содержания образования и обучения к постоянно меняющимся требованиям в подготовке специалистов соответственно отраслевым, региональным, национальным особенностям. Гибкая образовательная структура отражает объективные процессы интеграции образования, производства, науки, предполагает вариантность содержания подготовки, многообразие способов.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ГИБКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
такие организационные формы системы образования, которые обладают способностью к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями общества и производства. Гибкость образовательных структур обеспечивается за счет многофункциональности образовательных учреждений, многоуров-невости системы образования, многоступенчатости подготовки кадров, самостоятельности образовательных учреждений в разработке содержания обучения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ГИБКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
организационные системы образования, компоненты которых имеют связи и отношения, допускающие возможность оперативного перестраивания в соответствии с динамично меняющимися потребностями общественной и индивидуальной практики, при этом изменяются направленность, уровень, содержание, формы и сроки осуществления образовательных процессов (подготовка, переподготовка, повышение квалификации, образование по интересам, образование «ради образования» и др.).
Г.о.с. условно подразделяются на гибридные, изменчивые и смешаные. Гибридные объединяют в своем составе несколько типов разных образовательных структур (например, единая организационная структура, включающая профтехучилище, техникум и вуз); их отличает более широкое, полное и разнообразное использование существующего профессионального, интеллектуального и культурного потенциала преподавательских кадров, возможность гибко перераспределять контингент обучающихся по направленности, квалификации и содержанию подготовки, а также избежать дублирования в процессе этой подготовки. Эти качества способствуют более полному и адекватному удовлетворению потребностей в подготовке специалистов различной квалификации и профессионально-образовательного уровня.
Изменчивые гибкие структуры (различные формы повышения квалификации, переподготовки кадров) обладают способностью оперативно перестраиваться в соответствии с динамично меняющимися запросами общественной практики; их главным достоинством является мобильность, способность к скорым изменениям. Смешаные Г.о.с. образуются путем объединения «гибридных» и «изменчивых» структур.Наиболее важной проблемой является создание «изменчивых» структур в силу их новизны и сложности. В традиционных образовательных структурах период времени между началом разработки учебных планов и программ и первым выпуском специалистов охватывает 6–7 лет, сокращение же этого периода в два раза в Г.о.с. потребует решения проблем, связанных с определением состава обучающихся, планированием содержания образования, определением широты профиля подготовки, методическим обеспечением, подбором и использованием преподавательских кадров, форм организации учебной работы и др.
Г.о.с. могут быть созданы только при условии разработки соответствующего правового обеспечения, например, удостоверения и статуса квалификации и ее соответствия квалификации, полученной в традиционных системах, децентрализация планирования и управления учебным процессом.
В нашей стране имеются многочисленные примеры Г.о.с. непрерывного образования: комплексы типа «школа – вуз», подготовка специалистов по сокращенной программе (в техникумах – выпускников однопрофильных профтехучилищ, в вузах – выпускников техникумов). Накоплен определенный опыт объединения в комплекс школы, ПУ, техникума, вуза, учебных заведений повышения квалификации и подготовки рабочих на базе производственных объединений; разрабатываются модели подготовки специалистов с изменяющимися содержанием, формами, методами, средствами и условиями обучения.
Лит.: Катунская С.Ф. Гибкие образовательные структуры в системе непрерывного образования. – М., 1989.
Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.