ГЕЗЕЛЛ АРНОЛЬД ЛУЦИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГЕЗЕЛЛ АРНОЛЬД ЛУЦИЙ

американский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства (1911-48; с 1930 ее директор). В 1950 на основе клиники создан Гезелловский институт детского развития (Нью-Хейвен), в котором изучается онтогенез психики в тесной связи с клиническими педагогическими исследованиями. Разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГЕЗЕЛЛ АРНОЛЬД ЛУЦИЙ

21.6. 1880, Алма, шт. Висконсин, — 29.5.1961, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут), амер. психолог. Окончил Висконсинский (1906) и Йельский (1915) ун-ты. Работал в Йель-ской психиатрич. клинике (1911—48), с 1930 ее директор. В 1950 на основе этой клиники создан Гезелловский ин-т дет. развития (Нью-Хейвен), в к-ром изучается онтогенез психики в тесной связи с клинич. пед. исследованиями. Г. разработал практич. систему диагностики психич. развития ребенка от рождения до юношеского возраста, к-рая базируется на систематич. сравнит, исследованиях нормы и разл. форм патологии с применением кинофоторегистрации моторной активности, речи, приспособительных реакций и лично-социальных контактов ребенка. Ряд наблюдений проводился с использованием скрывавшего наблюдателя стекла односторонней проницаемости («зеркало Г. ). Данные наблюдений над детьми были сведены Г. в таблицы, по к-рым вычислялся т. н. коэффициент развития (Development Quotient — DO). Этот показатель получил распространение как мера умственных способностей детей. Однако таблицы Г. были созданы на основе ограниченной выборки (дети обеспеченных семей Новой Англии), поэтому коэффициент развития впоследствии был признан неудовлетворит. инструментом психодиагностики. Ввел в психологию метод лонгитюдного изучения психич. развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. С помощью близнецового метода изучал соотношение созревания и научения. Исследовал также зрит. восприятие и психич. развитие слепого ребенка. В клинич. практике широко используется составленный Г. «Атлас поведения младенца», содержащий 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до 2 лет.
В своих иссл. Г. ограничивался чисто количеств, изучением сравнит, «срезов» дет. развития, подчеркивал зависимость развития от созревания организма. Осн. закон дет. развития, по Г., — постепенное замедление темпа изменения поведения. Л. С. Выготский назвал концепцию Г. «теорией эмпирического эволюционизма», показал, что она рассматривает социальное развитие ребенка как разновидность биологического, как приспособление ребенка к его среде за счет «прироста поведения». Призыв Г. к необходимости контроля за нормальным ходом психич. развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет сохраняют практич. значение.
С о ч.: Infant behavior: its genesis and growth, N. Y. — L., 1934; The first five years of life, N. Y. — L., 1940; Developmental diag-nosis, N. Y. — L., [1941]; Youth. The years from ten to sixteen, L., [1965]; Infant and child in the culture of today, N. Y. — [a. o.], 1974; The child from five toten, N. Y. — [a. o.]. 1977 (все — в соавторстве); в рус. пер. — Умственное развитие ребенка. Методика диагностики, М.-Л., 1930; Педология раннего возраста, пер. с англ., предисл. Л. С. Выготского, М. -Л., 1932. Л. Ф. Обухова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия