ГЕРЬЕ Владимир ИвановичГЁТЕ ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ

ГЕССЕН Сергей Иосифович

Найдено 4 определения термина ГЕССЕН Сергей Иосифович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ГЕССЕН Сергей Иосифович

1887—1950) — русский философ и педагог, вынужденный в 20-х годах эмигрировать за границу. Основные пед. работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско-пед. анализ важнейших направлений пед. мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США. Осуществил философский подход к педагогике, поставив в ее центр ценностное отношение к образованию, к-рое рассматривал как непрерывное восхождение к высотам культуры, личности, ее индивидуальности. Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая ее как прикладную философию. Убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования: «всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887-1950)

русский философ, педагог. Преподавал в Петроградском, Томском, Берлинском и мн. зарубежных университетах. В конце 1921 эмигрировал в Германию, где завершил и издал на русском языке "Основы педагогики" (в 20-30-е гг. переведена на мн. европейские языки). Один из организаторов общественно-педагогического движения русской эмиграции, издания журнала "Русская школа за рубежом" (1923-31) и "Русская школа" (1934-1940). В 1947 завершил одну из наиболее значительных работ "Структура и содержание современной школы. Очерк общей дидактики". В трудах Г. центральное место занимают этико-философские аспекты образования. Связывал образование с понятием культуры. Педагогику рассматривал как прикладную философию. Развивал идеи социальной педагогики. Г. - один из основоположников сравнительной педагогики 20 в. Автор труда "Русская педагогика в XX столетии" (1939; издана на сербском и итальянском языках), в котором подверг критике переход школьного дела в ведение государства, авторитаризм и принцип партийности в образовании. В 50-90-е гг. в странах Европы возрос интерес к наследию Г.; в г. Вадо Лигуре (Италия) создан центр информации и документации по наследию Г. — выдающийся представитель гуманистической педагогики российского зарубежья, философ, культуролог, правовед, филолог. (Гессен. Сост. Осовский Е.Г. - М., 2004. )

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ГЕССЕН Сергей Иосифович

16(28) 8 1887, г Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), — 27 1950, Лодзь, Польша], философ, педагог По окончании гимназии в Петербурге учился в Гейдель-бергском и Фрейбургском ун-тах (1905— 10) Неокантианец, ученик Г Риккерта, под руководством к-рого написал диссертацию «Об индивидуальной причинности» Был инициатором создания рус. секции междунар. журн. «Логос» (совм. с Ф Степуном и др. ) С 1914 приват-доцент Петрогр ун-та по курсу истории педагогики, преподавал логику, психологию, педагогику в гимназиях В 1917—21 проф, зав кафедрой философии и логики, затем декан ист.-филол. ф-та Томского ун-та Создал фундамент курс филос. педагогики, в к-ром выработал новые подходы к университетскому пед.образованию В 1921 возвратился в Петроград, в декабре эмигрировал в Германию, где в течение двух лет завершил и издал на рус. яз. кн. «Основы педагогики» (в 20—30-е гг. переведена на мн европ. языки) Преподавал логику в Берлинском ун-те

С 1923 в Праге зав кафедрой педагогики Рус. пед. ин-та им. Я А Коменского (1923—26) и проф. Русского нар. ун-та. Одновременно преподавал в вузах Варшавы и Берлина Выступал со статьями в периодич изданиях по проблемам философии, социологии, права, воспитания, лит-ры, истории образования. Один из организаторов обществ. –пед. движения рус. эмиграции, издания журн. «Рус. школа за рубежом» (1923—31) и «Рус. школа» (1934—40)

С 1936 в Польше зав кафедрой педагогики в Свободном польск ун-те в Варшаве, преподавал также в Варшавском ун-те и Ин-те спец. педагогики. В 1938 опубл кн «Школа и демократия на переломе» и «О противоречиях и единстве воспитания». В годы фаш оккупации преподавал в подпольных школах, участвовал в Варшавском восстании. С 1945 зав кафедрой педагогики в Лодзинском ун-те. В 1947 завершил одну из наиб. значит. работ «Структура и содержание совр. школы Очерк общей дидактики» В 1949 по предложению ЮНЕСКО написал статью «О правах человека» В 1950 был отстранен от работы в ун-те.

В исследованиях Г. центр. место занимают правовые и этико-филос. аспекты образования, к-рые он рассматривал как характерные черты цивилизации. Гл. направлением образования Г. считал формирование в человеке творч. индивидуальности, стремления и готовности к свободе, овладение методом науч. мышления, воспитание «рыцарей духа». Педагогику Г. рассматривал как прикладную философию, призванную вскрывать глубинный смысл пед.явлений. Считая основой образования общечеловеческие ценности, Г. выступал против классового подхода и диктата одной идеологии.

Г развивал идеи социальной педагогики, выступая против грубого социологизма. Вслед за П. Наторпом использовал триаду социализации и образования личности — ступени аномии, гетерономии и автономии. Аномия — ступень дошк. образования, на к-рой ведущими являются законы природы, воспитание осуществляется с учетом естеств. склонностей ребенка, гл. обр. через игровую деятельность. Период гетерономии характеризуется активным познанием социальной жизни и ее законов, при этом актуализируются проблемы труда, учения, свободы, авторитета, самодисциплины и др. Автономия — ступень внешк. и высш. образования, т е гл. обр. самообразования личности, формирования независимого «Я», внутр свободы и самостоят. убеждений.

Школа, по Г, призвана обеспечить науч. образование как по составу дисциплин, так и по ступеням пропедевтика, систематика, науч. курс Г. дал пед. интерпретацию критич. философии (Кант, Наторп), сформулировав положения т.н. критич дидактики, призванной соединить рационалистич и эмпирич подходы в педагогике. Стоял у истоков теории проблемного обучения Выступая против любых форм шовинизма и национализма, он видел решение проблем в синтезе общечеловеческого и национального на основе ценностей мировой культуры. Учитель в концепции Г предстает самостоят. мыслителем, для к-рого урок — акт творчества.

Г. — один из основоположников сравнительной педагогики 20 в. Он проанализировал идеи Платона, Канта, Руссо, Толстого, Песталоцци, Д Дьюи, Монтессори, Кершенштейнера, Ушинского, Блонского и др. Авт. труда «Рус. педагогика в XX столетии» (1939, изд на серб. и итал. яз. )

Изучал историю образоват. политики, шк. практики, социальное положение учителей и школьников, пед. дискуссии в СССР. Подверг критике переход шк. дела в ведение гос-ва, авторитаризм, классовый подход и принцип партийности в образовании.

В 50—90-е гг. в странах Европы (в т.ч. Италии, Германии, Польше, Чехословакии) возрос. интерес к философско-пед.наследию Г. В г. Вадо Лигуре (Италия) создан центр информации и документации по наследию Г.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Сергей Иосифович Гессен

1887-1950) Образовательная концепция С. И. Гессена, являясь отражением его философских воззрений, предлагает конкретные пути решения многих глобальных философских проблем. Наиболее ярко и наглядно это проявляется в разработанной ученым «педагогике культуры». Педагогика, как наука, предметом которой является образование, трактуется С. И. Гессеном как осознание воспитания, «то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса». Ключевые понятия его философско-педагогической концепции -цели и ценности. Одни цели названы С. И. Гессеном условными. Это те «цели - данности», допускающие хоть иногда и очень отдаленное, но полное и окончательное разрешение. Другие цели - безусловные или «абсолютные». Это «цели в себе»: наука, искусство, нравственность, хозяйство и т. д. Такие цели - «культурные ценности» являются по существу «неисчерпаемыми заданиями», то есть «задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития». С. И. Гессен развивает концепцию культуры как «деятельность, направленную на осуществление безусловных целей - заданий». Рассматривая идентичность целей образования и целей культуры, С. И. Гессен выстраивает структуру образования, исходя из культурных ценностей: сколько культурных ценностей, столько должно быть и видов образования (нравственное, художественное, научное, религиозное, правовое, хозяйственное). С. И. Гессен, осознавая кризисность состояния культуры, видит выход из него в обращении к общечеловеческим ценностям, ставшим основой его «педагогики культуры». Приобщение личности к высшим культурным ценностям через образование - вот тот путь, который поможет преодолеть кризис «критической эпохи». Особое место в педагогической концепции С. И. Гессена занимает проблема взаимоотношений внутренней свободы личности и внешней культуры. Развитие свободы в личности возможно через нравственное образование, задачи которого — отмена природного принуждения, «чеканка» темперамента в личность, воспитание внутренней силы свободы, что возможно «только через поставление личности сверхличных целей, в творческом устремлении, к которым растет ее устойчивая сила». На всех трех ступенях нравственного образования, а именно: аномия - гетерономия - автономия, реализующихся в таких формах деятельности, как игра - урок - творчество, следует избегать двух крайностей. Первая - преждевременное воспитание, в котором «предлагаемый ребенку внешний материал превосходит способность его усвоения, неизбежно воспитывает надломленных, безличных людей». Другая крайность - изолирование ребенка от культуры. Мудрое воспитание заключается в соразмерности внешнего материала внутренней способности ребенка к переработке этого материала. Искусство воспитателя - провести воспитанника между двумя крайностями. Ценности (в терминологии С. И. Гессена - «цели-задания») в образовательной концепции преобразуются в конкретные задачи педагогической деятельности, ведущими среди которых можно считать развитие личности и приобщение к культурному процессу. Становление личности есть творческий процесс, где «оформляющим» началом выступает непрерывное и устойчивое действие человека. «Личность, - пишет С. И. Гессен, - есть рост, а для роста необходимо сохранение старого в новом». Основой последовательного и устойчивого действия человека должна стать единая задача, сформулированная ученым как «работа над сверхличными задачами», то есть осуществление «сверхличных» целей науки, искусства, права, религии, хозяйства через свободное творчество. Свобода, по мнению С. И. Гессена, есть «творчество нового, в мире дотоле He-существовавшего. Я свободен тогда, когда какую-нибудь трудную жизненную задачу, передо мной вставшую, разрешаю по-своему, так, как ее никто иной не смог бы разрешить». Анализируя свободное самоопределение личности, С. И. Гессен выводит ее основополагающую формулу: «будь свободен -> будь самим собой —> стремись к высшему, чем ты». Творческое саморазвитие личности, по С. И. Гессену, может протекать в двух направлениях: первое направление «образовательное путешествие», или «духовное странствие», которое понимается С. И. Гессеном как «путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает все более характер творческого призвания, а круг его общения последовательно расширяется, вбирая в себя в пределе не только все нынешнее поколение в его настоящей творческой борьбе, но и прошлое и даже будущее человечество». «Духовными путями сообщения», облегчающими человеку его образовательное странствие, являются библиотеки, музеи, выставки, лекции и доклады в научных и профессиональных обществах. Второе направление - университетское (вузовское) образование, где научное исследование должно являться основной формой деятельности. Это неразрывное единство преподавания и исследования. Система воспитания, предложенная С. И. Гессеном в «Основах педагогики», опирается на следующие принципы: учет личностных особенностей ребенка; последовательнось в проведении воспитательных действий; организация силы и авторитет; учет физиологических и возрастных особенностей ребенка; трудовой принцип в воспитании; целостность умственного и физического воспитания. С. И. Гессен разрабатывает теорию национального образования, основываясь на следующих положениях: - говорить о национальном образовании, в сущности, так же неправильно, как говорить о личном образовании, ибо личность есть «естественный плод образования», направляющего человека к сверхличным целям при сохранении. им его внутренней свободы; - национальное образование не есть особый вид образования, а есть просто хорошее образование; - всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства; - нация, будучи органической частью единого человечества, существует как единство многообразия, как целостность, пронизывающая собой множество объединяемых ею частей, как живой синтез индивидуальных областей. Основные педагогические сочинения: «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», Берлин, 1923; «Идеи трудовой школы и лабораторный план», Прага, 1923; «Педагогика Платона и современность», Берлин, 1923; «Образовательная политика в Советской России», совместно с Н. Ганцем (на англ. яз. ), Лондон, 1930; «О противоречиях и единстве воспитания. Задачи педагогики личности» (на польск. яз. ), Львов-Варшава, 1939; «Русская педагогика в XX веке» (на серб, яз. ), Белград, 1939; «Структура и содержание современной школы» (на польск. яз. ), Варшава, 1947.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»

Найдено схем по теме ГЕССЕН Сергей Иосифович — 0

Найдено научныех статей по теме ГЕССЕН Сергей Иосифович — 0

Найдено книг по теме ГЕССЕН Сергей Иосифович — 0

Найдено презентаций по теме ГЕССЕН Сергей Иосифович — 0

Найдено рефератов по теме ГЕССЕН Сергей Иосифович — 0