ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Гештальт-психология
(от нем. gestalt – образ, форма)– направление в зарубежной (немецкой) психологии в первой трети XX в., рассматривающее психику человека с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
направление в зарубежной (немецкой) психологии в первой трети XX в., рассматривающее психику человека с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к отдельным элементам, и несводимости свойств целостного образа к ассоцианистским представлениям, трактующим образ как сумму отдельных элементов и составляющих их свойств. Идеи М. Вертхаймера, К. Коффки, В. Келлера и других гештальт-психологов оказали большое влияние на изучение процессов восприятия и мышления, психотерапевтическую практику и во многом определили идею проблемного обучения.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
от нем. Gestalt - образ, структура, форма) направление в европейской (преимущественно немецкой) психологии 1-й половины 20 в., выдвинувшее принцип целостности (введенное Х. фон Эренфельсом понятие "гештальтов") в качестве основы при исследовании сложных психических явлений. Гл. представители - М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка провели исследования в области восприятия, объясняя целостный характер восприятия не целостностью воспринимаемых предметов, а самодвижением психических структур к уравновешенному состоянию. Принципы Г. были перенесены затем на изучение мышления, а также личности (К. Левин). Представители Г. применили свои принципы к объяснению развития психики, в т.ч. и в детском возрасте, утверждая, что оно подчинено общим стабильным законам построения и преобразования восприятия, памяти и мышления. Вместе с тем была вскрыта несостоятельность объяснения детского интеллекта законами ассоциаций и формальной логики, показана важность его включения в проблемные ситуации. Исследования представителей Г. обогатили психологию новыми фактами, способствовали утверждению системного подхода к психическим процессам.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГЕШТАЛЬТ ПСИХОЛОГИЯ
от нем. Gestalt — образ, структура, форма), направление в заруб. психологии 1-й пол. 20 в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых целостностей («гештальтов»), чьи свойства несводимы к свойствам их частей. Гл. представители — нем. психологи М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка; идеи Г. лежат также в основе теории личности К. Левина. Первые эксперим. исследования Г. посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (напр., соотношение фигуры и фона). Согласно Г., гештальты восприятия возникают вследствие стремления поля сознания индивида образовывать «хорошие», т.е. простые, симметричные и замкнутые фигуры, обладающие константностью, устойчивостью. Целостный характер восприятия в Г. объясняется не целостностью воспринимаемых предметов, а самодвижением психич. структур к уравновешенному состоянию. Сущность мышления — во внезапной перестройке восприятия проблемной ситуации («ин-сайт»). Был экспериментально обнаружен один из центр. механизмов мышления — выявление новых сторон предметов путем мысленного их включения в новые связи и отношения. В Г., однако, игнорировалась роль практич. и мыслительной деятельности в подготовке подобной перестройки восприятия.
Представители Г. применили свои принципы к объяснению развития психики, в т. ч. и в дет. возрасте, утверждая, что оно подчинено общим стабильным законам построения и преобразования восприятия, памяти и мышления. Вместе с тем была вскрыта несостоятельность объяснения дет. интеллекта законами ассоциаций и формальной логики, показана важность его включения в проблемные ситуации. Было выявлено, в частности, что у школьников, обучавшихся на основе традиц., формальных методов, несравненно труднее выработать творческий подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.
Исследования представителей Г. обогатили психологию новыми фактами. Идеи Г. способствовали утверждению системного подхода к психич. процессам. Однако Г. было присуще неист. понимание психики, преувеличение роли формы в психич. деятельности. В совр. психологии Г. заметной роли не играет.
Источи.: Коффка К., Основы психич. развития, пер. с нем., М.-Л1934; Дункер К., Психология продуктивного (творческого) мышления, в кн.: Психология мышления, пер. с нем., М. 1965; В с p т-геймер М., Продуктивное мышление, пер. с англ., М., 1987; К of f k a K., Prin-ciples of gestalt psychology, N. Y., 1935; K o h-ler W., Gestalt psychology, N. Y., 1947.
Лит.: Анцыферова Л. И., Гештальт-психология, в кн.: Совр. психология в капи-талистич. странах, М., 1963; Я P о III с в-с к и и М. Г., Психология в XX столетии. М., 1971, гл. 7.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
97.21 кб

Использование гештальт-подхода в профессиональном обучении психологов

Середа Елена Ивановна