ГЕРДЕР, Хердер ИОГАНН ГОТФРИД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГЕРДЕР, Хердер (Herder) ИОГАНН ГОТФРИД (1744-1803)
немецкий философ-просветитель, литератор, педагог. Ведущий теоретик движения "Буря и натиск", друг И.В. Гете. В 1764-69 учитель в Домской (кафедральной) школе. В 1776 при поддержке Гете занял в Веймаре должность суперинтенданта (главы протестантской церкви), в обязанности которого входило общее руководство и инспектирование школ. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры. Проблему воспитания гуманности осветил в гл. труде "Идеи к философии истории человечества" (ч. 1-4, 1784-91; полный рус. пер. 1977) и "Письмах о поощрении гуманности" (т. 1-10, 1793-97). Составил (1787) букварь и книгу для начального чтения.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГЕРДЕР, Хердер Иоганн Готфрид
25.8.1744, Морунген, ныне Моронг, Польша, — 18.12.1803, Веймар) нем. философ-просветитель, литератор, ведущий теоретик движения «Буря и натиск», педагог. Учился в Кенигсбергском ун-те (1762—64), где слушал лекции И. Канта. Сын учителя, Г. проявил пед. способности уже в годы преподавания в коллегии в Кенигсберге (с 1762) и в Риге, где был учителем в Домской (кафедральной) школе (1764—69). В 1776 при поддержке И. В. Гете занял в Веймаре должность суперинтендента (главы протестантской церкви), в обязанности к-рого входило общее руководство и инспектирование школ. Провел в гимназии реформу преподавания, истоком к-рой стала просветительская программа, изложенная им в «Дневнике моего путешествия 1769» (опубл. посмертно). По мысли Г., все учреждения гос-ва, все науки и иск-ва должны служить формированию гармонично развитого человека, идеал к-рого он видел запечатленным в иск-ве Др. Греции. Г. призывал не к подражанию, а к осознанному освоению наследия античности. Гимназия, по убеждению Г., призвана прежде всего развивать мышление уч-ся для знания и понимания истории. С этих позиций он критиковал систему обучения в традиц. лат. школе. Гл. уч. предметом считал родной язык; с преподавания его должно начинаться шк. обучение. Изучение истории, географии, лит-ры противопоставлял схоластич. изучению лат. грамматики. Поэзия, философия, история — таковы, по Г., три «светильника», освещающие путь человечества.
Воспитание личности он понимал в единстве с совершенствованием всего человечества. Цель воспитания видел в достижении гуманности, т.е. такого состояния общества, когда каждый человек, не опасаясь другого, сможет развивать свои способности. Проблему воспитания гуманности Г. осветил в гл. труде «Идеи к философии истории человечества» (ч. 1—4, 1784—91; полный рус. пер. 1977) и в продолживших его «Письмах о поощрении гуманности» (т. 1—10, 1793—97). Г. рассматривал мышление, язык, культуру как явления исторически развивающиеся и высказывал глубокие идеи о связи языка и мышления. Необходимым элементом воспитания считал уважение к истории и культуре др. народов и способствовал распространению этого взгляда своими филол. трудами (сб. «Голоса народов в песнях», и др.). Для подготовки преподавателей сел. школ в 1786 учредил в Веймаре учительскую семинарию. Составил (1787) букварь и книгу для нач. чтения. Одним из первых указал на ценность пед. практики и лит. трудов И. Г. Песталоцци. Идеи Г. оказали Значит. влияние на Гете, В. Гумбольдта, на формирование неогуманизма в пед. мысли Германии.
Соч.: Samtliche Werke, hrsg. von B. Sup-han. Bd l —33,. B., 1877—1913; Padagogische Schriften und Au?erungen, hrsg. von H. Ke-ferstein. Langensalza, 1902; в рус. пер. — Избр. соч. М. -Л., 1959.
Лит.: Г у л ы г. а А. В., Гердер, M.; Kittel E., Herder als Padagog, W., 1878; G a i er U. Herders Sprachphilosophie und Erkenntniskritik. Stuttg., 1988.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия