ГЕРБАРТ, Хербарт ИОГАНН ФРИДРИХГЕРДЕР, Хердер ИОГАНН ГОТФРИД

ГЕРД Александр Яковлевич

Найдено 2 определения термина ГЕРД Александр Яковлевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ГЕРД Александр Яковлевич (1841-1888)

педагог. С 1870 изучал работу исправительных учебных заведений в Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швейцарии. В 1871-74 вместе с Ф.Ф. Резенером директор первой в России исправительной колонии для несовершеннолетних преступников (близ С.-Петербурга). В 70-80-х гг. участвовал в организации женского образования в России: с 1877 преподавал в гимназии Оболенской; в 1882-88 председатель комитета Общества для доставления средств Высшим женским (Бестужевским) курсам. В 1880-83 фактически руководил городскими школами, работая экспертом по учебной части при Петербургской городской училищной комиссии. Разработал систему преподавания естествознания в школе. Автор многократно переизданных школьных учебников по минералогии, зоологии, географии и по начальному курсу естествознания, а также определителей растений и минералов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ГЕРД Александр Яковлевич

5(17).4.1841, Петербург, — 13(25). 12.1888, там же], педагог, основоположник методики преподавания естествознания как науч. дисциплины в России. Сын Я. И. Герда (1799/ 1800—1875), англ. педагога, переселившегося в Россию. В 1863 окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Петерб. ун-та. Студентом участвовал в организации воскресных школ, был одним из учредителей и преподавателей Василеостровской бесплатной школы (1860—65). С 1865 воспитатель и преподаватель естеств. истории в петерб. 1-й воен. гимназии. В 1870 был командирован за границу, где знакомился с работой исправительных уч. заведений в Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швейцарии. В 1871—74 вместе с Ф. Ф. Резенером директор первой в России исправительной колонии для несовершеннолетних преступников (близ Петербурга). Основой воспитания колонистов был труд, гл. приемами — доверие, взаимное уважение, нравств. воздействие, отсутствие физич. наказаний. Колонисты делились на группы — «семьи» (до 15 чел., примерно одного возраста), каждая из к-рых жила в отд. доме, имела своего воспитателя. Кроме элементарного образования дети при непосредств. участии учителей занимались земледельч. трудом и практическим изучением различных производств в сфере сельского хозяйства.

В 70—80-х гг. участвовал в организации жен. образования в России: с 1877 преподавал естествознание, зоологию, космографию и педагогику в гимназии Оболенской (с 1879 пред. пед. совета этой гимназии); в 1882—88 пред, к-та Об-ва для доставления средств Высшим женским (Бес-тужевским) курсам; выступал с лекциями на жен. пед. курсах, во Фребелевском об-ве. Участвовал в работе Пед. музея воен.-уч. заведений. В 1880—83 был фактически руководителем гор. школ, работая в качестве эксперта по уч. части при Петербургской городской училищной комиссии.

Выработал систему преподавания естествознания в школе, связывая уч. задачи естествознания с его воспитат. значением, методы преподавания — с содержанием уч, предметов. В 1866—67 выступил с серией статей в журн. «Учитель», критиковавших догматич. метод преподавания и т. н. индуктивный метод (сравнительное изучение внеш. признаков организма) нем. методиста А. Любена. Г. первым из рус. методистов-естественников пытался ввести идею ист. развития природы в программы и учебники России и обосновал эволюц.-биол. направление в преподавании естествознания. Он создал для школы учебники по минералогии («Первые уроки минералогии»; «Учебник минералогии»; «Руководство минералогии для реальных уч-щ»), зоологии, географии («Учебник географии», ч. 1—4, 1887—89; «Краткий курс всеобщей географии», 1889) и по нач. курсу естествознания, включал в них мировоззренч. материал; разработал ряд лабораторных работ по курсам живой и неживой природы; составил для школы «Определитель растений» (ч. 1—2, 1868- 1869), «Определитель минералов» (1870) и др.; разработал темы экскурсий в природу; поставил вопрос. о необходимости разностороннего общения уч-ся с живой природой, об организации «живых уголков» в школе и дома.

Метод. требования Г. изложены в предисловиях к «Краткому курсу естествоведения» (1878) и «Учебнику зоологии» (ч. 1—2, 1877—83, 1903"), в к-рых осуществил монографич. принцип распределения материала, выдвинутый в 1862 А. П. Бекетовым. Разработал методику преподавания курса неживой природы для мл. классов школы. Его «Мир божий» («Земля, воздух и вода», 1883) и метод. пособие к нему «Предметные уроки в нач. школе» (1883) были осн. пособиями по курсу неживой природы.

Соч.: Избр. пед. труды, M., 19S3 [в Приложении — очерк жизни и список трудов Герда, сост. О. А. Казаковой].

МитЕрмолин Н. К., Очерк жизни А. Я. Герда, СПБ, 1889; Г с p д И. Я., А. Я. Герд, в кн.: Рус. биографич. словарь. М., 1915; Райков Б. Е., А. Я. Герд и шк. образование, в кн.: Пути и методы натуралистич. просвещения, М., 1960; Днепров Э. Д., Сов. лит-ра по истории школы и педагогики дорев. России. 1918 — 1977. Библиографич. указатель, М., 1979.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ГЕРД Александр Яковлевич — 0

Найдено научныех статей по теме ГЕРД Александр Яковлевич — 0

Найдено книг по теме ГЕРД Александр Яковлевич — 0

Найдено презентаций по теме ГЕРД Александр Яковлевич — 0

Найдено рефератов по теме ГЕРД Александр Яковлевич — 0