ГЕРБАРТ ИОГАНН ФРИДРИХ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих
(1776–1841) – немецкий философ, педагог, психолог. Считается теоретиком авторитарной педагогики. Цель воспитания, по Гербарту, заключается в формировании добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Ввел в оборот понятие «воспитывающее обучение».

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ГЕРБАРТ ИОГАНН ФРИДРИХ
(1776–1841), немецкий
философ, психолог и педагог, профессор университета (1808). Был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение ее в науку требует соединения философских положений о психических явлениях с математическим расчетом психических процессов. Определил главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, основными путями ее достижения считал воспитывающее обучение и нравственное воспитание, а также “управление” (подавление “дикой резвости” ребенка). Основные работы: “Главные пункты метафизики” (1806), “Общая педагогика, выведенная из целей воспитания” (1806), “Учебник психологии” (1816), “Очерк лекций по педагогике” (1835).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих
1776—1841) — нем. философ, педагог, психолог. Основные пед. труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педагогике». По Г., педагогика теснее всего связана с философией, к-рая предписывает ей цели воспитания, и с психологией, указывающей пути достижения этих целей. Считается теоретиком авторитарной педагогики. Цель воспитания, считал Г., заключается в формировании добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Выделял основные пути воспитательного воздействия на воспитанников: обучение, управление и нравственное воспитание. Ввел в оборот понятия ассоциация, апперцепция, воспитывающее обучение. Во многом опередил развитие западной педагогики XIX в.

Источник: Педагогический словарь

ГЕРБАРТ ИОГАНН ФРИДРИХ

1778-1841) немецкий философ, психолог и педагог. В 1808-33 профессор Кенигсбергского, затем Геттингенского университетов. Г. был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение ее в науку требует соединения "метафизики" с математикой, т.е. философских положений о психических явлениях с математическим расчетом психических процессов. Согласно Г., мир состоит из множества простейших сущностей ("реалов"), которые вступают в различные связи, создавая только впечатление, что мир изменяется. Г. попытался построить психологию как систематическую науку, осн. на метафизике, опыте и математике. Стремился теоретически обосновать педагогику, выдвинул идею воспитывающего обучения. Предложил концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Ставя выше всего развитие мышления учащихся, гл. место Г. отводил древним языкам и математике, которые, по его убеждению, лучше всего дисциплинируют ум. Собственно нравственное воспитание, как и вся педагогическая система Г., строится на пяти нравственных идеях, которые охватывают всю этику: идея внутренней свободы, идея совершенства, идея благорасположения, идея права, идея справедливости. К нравственному воспитанию у Г. тесно примыкает "управление", задача которого состоит во внешней дисциплинированности воспитанников, в приучении их к порядку. Осн. средства управления: надзор; приказание и запрещение; наказания, вплоть до телесных; умение занять ребенка. Вспомогательную роль Г. отводил авторитету и любви воспитателя, причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь - матери. Г. также являлся основоположником т.н. формальной эстетики (источник прекрасного - симметрия, пропорции, ритм и т.п.). Осн. труды: "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806), "Учебник психологии" (1816; рус. пер. 1875), "Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике" (т. 1-2, 1824-25), "Очерк лекций по педагогике" (1835).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Иоганн Фридрих Гербарт
1776-1841) И. Ф. Гербарт - философ, психолог, педагог. Взгляды Гербарта сформировались под влиянием немецкой философии И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, французских мыслителей XVIII в. , впечатлений от педагогических идей И. Г. Песталоцци. Его «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806) - первый опыт научного построения педагогической теории. Гербарт выводит свою педагогическую систему из философии (целеполагание) и психологии (средства, методы образования). Педагогика мыслится им только в научной форме. Но это и наука, и искусство одновременно (как сумма навыков, необходимых для решения поставленных задач, Деятельная педагогическая практика). Философские и психологические основы педагогики Гербарт представляет следующим образом. Мир состоит из простых первичных сущностей «реалов», находящихся в различных соотношениях друг с другом. Душа человека - самостоятельная субстанция. «Реалы» души - представления - находятся в статике и динамике, стараются вытеснить друг друга за пределы «порога сознания» в сферу бессознательного. Родственные представления усиливают друг друга, противоположные - ослабляют, забываются. Апперцепция - усвоение новых представлений ла основе уже имеющихся. Вся психическая деятельность сводилась . Гербартом только к сложному взаимодействию представлений. Содержание души разворачивается постепенно в конкретном опыте личности. Человек — результат сложного синтеза, индивидуальной природной сущности с общественным воздействием на личность. Гербарт сформулировал принцип воспитывающего обучения, в соответствии с которым целенаправленное обучение развивает чувства, желания, волю личности, т. е. ее внутренний опыт. Обучая, педагог целенаправленно воспитывает. Эти стороны находятся в нерасторжимом единстве: обучение без воспитания - средство без цели. Организация учебно-воспитательной деятельности - средство формирования нравственной воли. Понимание возможности осуществления воспитания только через обучение приводит к ограничению функций воспитания воздействием на интеллектуальную сферу личности. Из этической идеи прекрасного, совершенства идеальной личности, выводится цель воспитания: формирование нравственности («свободной твердости духа» индивида как волевого подчинения этическим идеям, существующим «вовне»). Первичные этические идеи (внутренней свободы, совершенства, благожелательности, права, справедливости) выступают критериями оценки поведения человека в обществе с точки зрения соотношения воли личности с волей других членов общества. Будучи включенным в общественные отношения, человек подчиняется нравственному закону. В процессе взаимодействия личности с обществом совокупность этих идей составляет основу всеобщей морали. Личность, по мнению Гербарта, должна «свободно» принимать нормы общества, потому что не может иначе. Гербарт подразделяет цели на возможные (те, которые воспитанник в дальнейшем может сам поставить перед собой, нужные для будущей профессии) и необходимые (нужные в любой сфере, те, которые определяются нравственностью, необходимой для всех; они осуществляются через развитие твердой воли, нравственного характера). Три раздела воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание. Управление, подавляющее «дикую резвость ребенка» (дисциплинирование, приучение ребенка к порядку), создает необходимые предпосылки для нравственного воспитания. Повиновение ребенка он рассматривает как первое проявление «доброй воли». Рассматривая управление как условие, необходимый предваряющий собственно воспитание этап, Гербарт тем не менее не освобождает воспитание от свойственных управлению элементов, оно должно осуществляться и средствами принудительного педагогического воздействия. Средства управления: угроза, надзор, приказания и запреты, наказания; авторитет и любовь как вспомогательные средства. Обучение должно быть основано на развитии разносторонних интересов. Интерес - проявление внутренней активности личности, он пробуждает желание к дальнейшему обучению. Развитие разносторонних интересов в ранний период - основа для дальнейшего выбора личности и реализации ее склонностей, оно происходит путем формирования разнообразных представлений через широкий круг учебных предметов. Благодаря многосторонности «человек приходит к осознанию своего внутреннего «я». Гербарт выделяет непроизвольный и произвольный виды внимания, которое играет роль в пробуждении интереса. Абсолютизация и универсализация ступеней обучения, разработанных Гербартом, приводили к формализму в организации урока и обучения в целом. Нравственное воспитание, как взаимодействие с воспитанником с целью воздействия на его личность, направляет чувства, желания, волю и действия детей. В центре его - выработка нравственного характера через внедрение в сознание ребенка моральных понятий, забота воспитателя об устойчивости его воли. Средства воспитания: установление границ поведения детей; создание условий, в которых воспитанник осознает последствия непослушания; четкие правила поведения; одобрение и порицание; «увещевания». Одним из важнейших средств является непререкаемый авторитет воспитателя. Система воспитания отличается авторитаризмом: нравственные цели достигаются средствами подавления личности ребенка. Отсутствует трудовое воспитание, так как задача — воспитать мыслителя. Огромное значение придает религиозному воспитанию. Теория Гербарта оказала большое влияние на последующее развитие мировой теории и практики. Она получила широкое распространение и в России.

Источник: История образования и педагогической мысли